ПОДЕЛИТЬСЯ!

Пётр Псковитин на иконе XVIII века.

Петр Псковитин и его миссия.

На одном из клейм иконы 1714 года, которая хранится в Муромском историко-художественном музее, изображена сцена вручения в Пскове священнослужителями Троицкого собора иконы Святого Константина некому Петру Псковитину.



Надпись на клейме гласит: «петръ же приiде ко граду пъскоу и доиде соборныя цркви и поблагословъенiю всего ωсвещъннаго собора взем ωбраз муромских чудотворцев и пойде из града пскова»

Кто-же такой этот Пётр и какую миссию он выполнял?

Вот что писал Владимир Седов:

"В том же 1547 г. псковские иконники вместе с новгородскими были вызваны для работ в Московском Кремле, известны имена псковских мастеров, которые вернулись в Псков, чтобы там выполнить работу...

В том же году некий Петр Псковитин был послан из Мурома в Псков за образом, стихирой и каноном для церковного прославления муромского князя Константина. По всей видимости, и образ, и молитвы муромскому чудотворцу должны были быть написаны в Пскове."
(Седов В.В. Псковская архитектура XVI века,- М.,- 1996,-с.74).

Впрочем, В.В.Седов не поясняет как оказался Петр Псковитин, а прозвище указывает на очевидное псковское происхождение Петра, в Муроме и почему Пётр отправляется в Псков именно в 1547 году.

Такие уточнения есть в работе Николая Воронина:

"Несколько раньше, при утверждении собором 1547 г. культа князя Константина, необходимые для канонизации муромского патрона стихира, канон и образ заказываются во Пскове; туда, «въ соборную церковь Живоначальной Троицы», направляется Петр Псковитин, живущий в Муроме, и вероятно, являющийся одним из псковичей, рассеянных по городам государства, после выселения из Пскова" (Воронин Н.Н. К истории русского зодчества XVI века.//ГАИМК. Бюро по делам аспирантов,  Л., - 1929,- Вып. 1)

Осталось не вполне ясным почему именно Псков был избран для выполнения заказа. Возможно, ответ содержится в той же работе В.В.Седова:

"
Яркая картина интенсивной строительной деятельности в Пскове, нарисованная городской летописью 1548 г., и приведенные сведения об иконописцах позволяют говорить о расцвете художественной жизни Пскова в 1530-1540-х гг." (Седов В.В. Указ.соч.,-с.74). Видимо слава о псковских иконописцах докатилась и до Мурома.

Похожее мнение было у Михаила Смирнова (архимандрита Мисаила):

"... В таком незначительном городе, каким был тогда Муром, не могло быть ни книжника, ни иконописца, которые могли бы выполнить поручение. Пётр же недавно прибывший из Пскова знал, что на его родине можно достать и то и другое. По крайней мере в половине XVI века в Пскове известен был весьма плодовитый списатель житий, пресвитер Василий. Процветало в то время в Пскове и иконописание. Поэтому, икона чудотворцев и служба им и могли быть принесены из Пскова" (Архимандрит Мисаил
Святой благоверный князь Константин Муромский и Благовещенский монастырь, где почивают мощи князя и чад его Михаила и Федора//Труды Владимирской ученой архивной комиссии, - 1906,- Кн. 8,-стр.90-91)

Суммируя выше процитированное, можно сказать: в 1547 году в связи с канонизацией князя Константина Муромского жители Мурома решили обратиться к лучшим мастерам иконописи того времени - псковичам, чтобы заказать икону. Вполне логично поэтому, что жители Мурома обратились к уроженцу Пскова, проживавшему в это время в их городе. Выселен же из Пскова Петр был вместе с другими псковичами после присоединения Пскова к Москве в 1510 году.

Совершенно иначе считал, полемизируя с архимандритом Мисаилом, Николай Серебрянский:

"Заказ на икону можно было сделать ближе — в Москве, да и посылали Петра не за одною иконою. Правильнее будет думать, что икона и служба святым появились раньше составления их жития, но чествование святых в то время и в Муроме было мало распространено. Одним из почитателей бл. князя, вынужденным после 1510 г. переселиться в Псков, при отъезде туда, были взяты
икона и служба местным святым. Псковитянин Петр, по видимому,
лучше коренных муромцев знал об этом и имел возможность скорее отыскать в Пскове нужную для муромцев святыню; потому он и был
командирован за нею на прежнюю свою родину." (
Серебрянский Н.И.
Древнерусские княжеские жития. Обзор редакций и тексты//
  Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете,- 1915г.,- Кн. 3 ,-с.246-247.)

Не согласна с архимандритом Мисаилом и Ольга Сухова.
Она писала, что в наше время известно несколько икон муромских мастеров XVI века, а значит иконописцы в Муроме в то время были (Сухова О. История перенесения образа св. князей Константина, Михаила и Федора из Пскова в Муром// Земля Псковская древняя и современная. Материалы научно-практических конференций 2000-2001 гг. – Псков, 2002. – С. 114-128.)

Такая точка зрения предполагает существование иконы и служб в Муроме еще в начале XVI века.

Ольга Сухова, повторив с некоторыми дополнениями, мнение Н.Серебрянского тем не менее писала:

"... Оба варианта появления чудотворной иконы в Муроме имеют право на существование. По первому из них - икона чудотворцев, еще до описанных событий, находилась в Муроме, а затем была увезена в Псков кем-то из муромцев. Петр же был послан за ней как человек, хорошо знавший псковские реалии. Второй вариант подразумевает заказ образа в Пскове. Доставку ее, возможно, и договор на исполнение, могли также поручить бывшему «псковитину»" (
Сухова О.,- указ. соч. – С. 114-128.)

Житие князя Константина, основателя Благовещенской церкви.

Канонизация Константина Муромского в 1547 году привела к созданию его жития. По мнению Руфины Дмитриевой первоначальный текст жития князя Константина Муромского и его детей был создан в период с конца 1540-ых до конца 1560-х годов (Дмитриева Р. П. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Федора житие//Труды Отдела древнерусской литературы,-Л.,-1985,-с.209-210.)

Известно четыре редакции жития Константина Муромского и его детей. "Во всех этих редакциях, -
писал архимандрит Мисаил, - фактическая сторона дела излагается в существе одинаково" (Арх. Мисаил, указ. соч.,-с.4).

Перескажу текст жития по Сокращенной редакции, разделив его, вслед за арх. Мисаилом на три основные части:

1. Собственно житие князя Константина.

Текст жития начинается с рассказа о городе Муроме и прибытии в город князя Глеба (сына Владимира Святославовича). Говорится о том, что пробыв в Муроме два года князь Глеб покинул город, получив известие о болезни отца. Затем следует рассказ о смерти князя Владимира, брата Бориса и самого Глеба. Через некоторое время после этих событий из Киева в Муром отправился благоверный князь Константин Святославович с князьями Михаилом и Фёдором. Жители Мурома как пишет автор жития  ополчились против Константина и у города Мурома произошла "сеча велика", в которой погиб старший сын Константина Михаил. Страх и ужас объял жителей Мурома, после чего князь Константин взял город Муром. В городе он возвел церковь Благовещения и похоронил в этом  храме своего сына. Далее следует подробный рассказ о крещении жителей Мурома в реке. Затем сообщается, что князь Константин жил в Муроме и после смерти, он также был похоронен в церкви Благовещения, вместе с сыновьями.

2. Обновление града Мурома.

Кратко упоминается о запустении города Мурома, о прибытии в Муром князя Георгия Ярославича и об обновлении последним церквей Мурома

3. Обретение реликвий и строительство Иваном Грозным Благовещенского храма.

К старице Варсонофии дважды являлись Богородица и чудотворец Константин с чадами, которые убеждали её сообщить горожанам, что в Благовещенской церкви есть захоронение Константина и его детей. Испугавшись старица Варсонофия отправилась к горожанам и рассказала им о видении. Горожане со старицей отправились в церковь Благовещения и обнаружили каменные плиты.

Потом чудотворцы явились к посадскому богобоязненному мужу Петру Псковитину. Сказали они Петру, чтобы отправлялся он в Псков в Троицкую церковь, чтобы взял он там образ чудотвоцев муромских Константина и чад его, а также стихиры и канон и чтобы принес их в Муром. Петр всё так и сделал, как ему сказали.

После многих лет мимопрошедших в лето 7061 года "поиде" царь Иван Васильевич на безбожного казанского царя и прибыл
царь  Иван Васильевич в Муром. В церкви Благовещения царь расспросил священников о том, где лежат его "сродники" чудотворцы князь Константин с чадами. Помолившись над чудотворцами, царь пообещал воздвигнуть каменный храм Благовещения с приделом в честь Константина и чад его. Через некоторое время он выполнил своё обещание.

К этому пересказу Сокращенной редакции жития можно добавить некоторые детали не попавшие в данную редакцию, но присутствующие в других редакциях. Процитирую Александра Авдеева: "
...в 1552 г. во время Казанского похода Иван Грозный посетил Благовещенский монастырь в Муроме, где настоятель обители Герасим «место указа, где лежат благоверныя князи, а на их раках цка каменная велика самородная» (Авдеев А.Г. Памятники лапидарной эпиграфики как источник по истории и культуре Московской Руси, - М.,-2019,-т.1,-с.641).

Главные моменты жития, таким образом сводятся к следующему. Князь Константин построил в Муроме Благовещенскую церковь и крестил жителей Мурома. После смерти Константина и его детей был обретены реликвии: плита каменная в Благовещенской церкви Мурома  и икона со службами в Пскове. Иван Грозный осматривал плиту каменную и построил каменный Благовещенский храм в Муроме.

Мария Плюханова о житии князя Константина Муромского писала: "Старое летописание не знает князя с таким именем и с такой миссией в Муроме...Древность этого культа сомнительна" (Плюханова М.Б
Сюжеты и символы Московского царства, - СПб., - 1995, -151.).


Руфина Дмитриева отзывалась о житие Константина Муромского в подобном же ключе: "
Как характерную особенность этого произведения следует отметить почти полное отсутствие в нем исторически достоверных фактов и местных муромских реалий." Но тем не менее она считала проявление интереса Ивана Грозного к святым Константину, Михаилу и Фёдору достоверным фактом. А также писала: "Толчком к почитанию этих муромских князей и составлению жития  скорее всего послужило обнаружение большой каменной плиты с перечислением их имен." (Дмитриева Р.П. ,- указ. соч, -с.210-211).

Вероятно, найденная плита в Благовещенской церкви с именами князей Константина и детей его Михаила и Фёдора привели к убеждению, что именно он и является основателем церкви. В качестве аналогии можно привести псковский пример, когда зная о захоронении в Ивановском соборе тетки князя Довмонта, её стали считать основательницей и Ивановского монастыря и самого собора.

Видимо, достоверно и сообщение о Петре Псковитине, так как его миссия происходит уже в XVI веке. Автору жития могли быть известны свидетели этого события.

Возможное развитие событий.

После присоединения Господина Пскова к Московскому княжеству в 1510 году московские власти осуществили масштабное переселение жителей из Пскова в Москву и в ближайшие к Москве города, а из этих городов в Псков.

Вероятно, именно в результате такого переселения, в городе Муроме оказался уроженец Пскова по имени Пётр.

К началу XVI века (может быть и много раньше) в городе Муроме сложился культ князя Константина Муромского и детей его Михаила и Феодора. Их захоронение было в Благовещенской церкви города Мурома, а их имена были написаны на надгробной плите. Под влиянием этого культа и в связи с местом захоронения у жителей Мурома, видимо, существовало твёрдое убеждение, что Константин основал в их городе эту самую Благовещенскую церковь, в которой и был похоронен (Впрочем, он мог быть и реальным строителем этого храма). Вполне возможно, что местными иконописцами когда-то была создана и икона с изображением святого Константина и его детей.

Эту святыню
и службы, как предположил еще  в 1915 году Николай Серебрянский, в результате вынужденного переселения в Псков прихватил с собой какой-то житель города Мурома. В Пскове икону поместили в Троицком соборе.

Судя по всему жители Мурома сожалели об утрате своей святыни, поэтому обратились за помощью к уроженцу города Пскова - Петру. По их поручению Пётр Псковитин отправился на свою родину и привёз из Пскова в Муром в храм Благовещения эту икону.

В 1547 году князь Константин Муромский был канонизирован, в 1552 году Ивану Грозному в Муроме показали плиту с именами князя и его детей. 

Если всё было так, как описано выше, то получается, что в XVI веке на протяжении нескольких лет (а может быть и десятилетий) в Троицком соборе Пскова находились икона (и службы) основателя Благовещенской церкви князя Константина (с чадами).

Пётр Псковитин на клеймах иконы 1714 года.

Много позже - в начале XVIII века - была создана икона "Константин, Михаил и Федор". Её автор Александр Казанцев на 87 клеймах пересказал живописными средствами житие Константина Муромского. Петру Псковитину и его путешествию посвящено 5 клейм.


1. Явление чудотворцев спящему Петру Псковитину:

«посемъ явися чюдотворцы благовърнии князь константин с чады своими того ж града мурома на посаде некоему мужу богобоязниву именемъ петру псковитину и глаголоста ему чюдотворцыи иди петре во град псковъ принеси ωбразъ нашъ чюдотворцевъ».



2. Петр Псковитин молится над захоронением святых:

«петръ же помоляся прстыя бдце и чутотъворцемъ и на гробъ ихъ проъ тяся изъ града мурома ко пскову граду поиде».





3. Вручение иконы Петру в Пскове:

«петръ же приiде ко гаду пъскоу и доиде соборныя цркви ипоблагословъенiю всего ωсвещъннаго собора взем ωбраз муромских чудотворцев и пойде из града пскова»




4. Передача Петром иконы священнослужителю Благовещенского храма города Мурома:

«петръ же приiде во гад муром принесе ωбраз муромсъкихъ чюдотворцеъ блговъщенiю в црков престыя брцы».



5. Молебен перед иконой чудотворцев в Благовещенской церкви:

«и постави ωбразъ муромских чюдотворцев в црькви блговещенiя прстыя бдцы и снiдеся народ многъ и нача ωбразу молитеся муромским чудотворцем и молебная пети».



Комментариев нет: