Часть 1. Алексеевские улицы.
Крепостная стена от Покровской башни на берегу реки Великой и до Михайловской башни на берегу реки Псковы является напольной стеной Окольного города (т.е. находящейся со стороны Поля). За её пределами в бывшем поле в наши дни находится район достаточно плотно застроенный четырех-пяти этажными домами. А между жилых кварталов расположилось несколько заводов. Юго-восточной границей этого района, расположенного между реками, является железная дорога.
В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en. |
Но такая плотная застройка возникла лишь во второй половине XX века. Еще в середине прошедшего века на этой территории преобладала одноэтажная застройка разделенная большими пустующими пространствами. Уличная планировка в это время существовала в зачаточном состоянии: часть улиц скорее были дорогами, проходящими среди пустырей и огородов. Выделялся лишь бывший Кахановский бульвар (ныне Октябрьский проспект): на нем еще в самом начале XX века было построено несколько 2-3 этажных каменных доходных домов.
Именно в этом районе и находилась в начале XX века Алексеевская улица. Причем не одна. На "Плане губернского города Пскова", опубликованном в 1913 году в книге Н.Ф.Окулича-Казарина улица Алексеевская идет от Старо-Новгородскй улицы (она же позднее - Крестьянская, еще позднее - Льва Толстого) и до берега реки Великой. Однако на этом плане "местность начерчена по проекту её новой планировки". Этот проект не был осуществлен, и реальная планировка радикально отличалась от того, что было на этом плане. Тем не менее этот план способен ввести в заблуждение.
Если мы обратимся к планам Пскова 1920-30-х годов, то обнаружим несколько улиц с названием "Алексеевская". Так на плане 1930 года улицей Алексеевской названа нынешняя Гражданская между Крестьянской улицей (ныне - ул.Льва Толстого) и Пролетарским бульваром. Далее на том же плане как будто показана она же идущая к стадиону и затем в сторону современной улицы Фабрициуса. (Улицы Фабрициуса в то время вообще не существовало). Не доходя до будущей улицы Фабрициуса, под прямым углом поворачивала в сторону стены Окольного города. И как раз на этом участке вновь имеется подпись - улица Алексеевская. Однако, если взглянуть аэрофотосъемку 1943 года, то стоит усомниться, что такая протяженная улица существовала в то время. За Пролетарским бульваром её продолжения на аэрофотоснимке нет. Лишь после стадиона появляется дорога, которую улицей назвать сложно. Собственно и на плане 1930 года показанный за Пролетарским бульваром проезд не есть продолжение Алексеевской улицы: он смещен в сторону улицы Металлистов. Можно лишь предполагать, что улица между современными улицей Льва Толстого и Октябрьским проспектом получила своё название благодаря проекту "новой планировки": предполагалось, что она пройдет через Алексеевскую слободу, мимо Алексеевской церкви. Однако, такой длинной она становится уже став Гражданской. Причем современная Гражданская улица после пересечения с улицей Фабрициуса делает поворот и существенно отклоняется от Алексеевской церкви.
Сложнее с названием улицы Алексеевская на плане 1930 года в районе будущей улицы Фабрициуса. Возможно план зафиксировал народное название, так как улица находилась близ Алексеевской слободы.
На плане 1926 года также показаны две Алексеевских улицы. Одна - это нынешняя улица Гражданская (см. о ней выше). Причем она показана примерно до современной Спортивной улицы. Вторая Алексеевская улица - это современная Советская (на плане 1930 года она уже названа Советской). Для этой улицы название Алексеевской вполне логично: проходит через Алексеевскую слободу, мимо церкви Алексея Божьего человека с Поля.
Наконец, на планах 1926 и 1930 годов есть улица Ново-Алексеевская. Она показана одинаково - между рекой Великой и Алексеевской улицей, почти параллельно последней.
Алексеевские улицы первой половины XX века и Алексеевская церковь. 1 - улица Алексеевская (Гражданская), 2 - улица Алексеевская (утрачена), 3 - улица Алексеевская (Советская), 4 - улица -Ново-Алексеевская (утрачена), 5 - церковь Алексея. В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en. |
Часть 2. Дорога от Великих ворот Пскова на Великий Новгород.
Территория за напольной стеной Окольного города осваивается достаточно рано, задолго до постройки этой линии укреплений. По реке Великой, а затем по её притоку Черехе в летописные времена шел водный путь в Новгород. Параллельно водному пути существовал и сухопутный путь. После постройки стены Окольного города (в 1465 году) местом, где начиналась эта сухопутная дорога стали Великие ворота. (Впрочем на Новгород существовала и другая сухопутная дорога. После постройки стены Окольного города она начиналась от Петровских ворот и шла по левому берегу реки Псковы, поворачивая затем на Новгород. В данной публикации речь пойдет о дороге, начинавшейся от Великих ворот).
На этом водном и сухопутном пути псковичи достаточно рано основывают монастыри. Самым ранним из них являлся, видимо, Пантелеймонов дальний монастырь в устье реки Черехи. Он упоминается уже в начале XIV века. Всего от устья Черехи до стены Окольного города в XVI веке нам известно девять монастырей. Местоположение четырех известно. Один монастырь можно локализовать приблизительно. К сожалению, местоположение еще четырёх монастырей нам неизвестно.
В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en. |
Если предположить, что все монастыри стояли на этой дороге, то вероятно, от Великих ворот дорога сперва вела к Алексевскому монастырю, затем к Никитскому и далее, наконец, к Образскому. Но в этом случае не очень понятно, почему прямая дорога от Алексеевского монастыря до Никитского монастыря не отразилась на поздних планах, ведь данное направление было актуально не только в летописные времена, но и на протяжении всего времени, вплоть до наших дней. Напротив, современная Советская улица полностью совпадает с улицей Алексеевской с планов 1926, 1930 годов, и с аэрофотоснимка 1943 года. Однако, эта улица упирается в железную дорогу.
Если посмотреть на современную карту, то мы увидим, что улица Советской армии, идущая от Пантелеймоновского монастыря параллельно берегу реки, у Образского монастыря делает поворот вправо, а затем снова влево к Никитскому монастырю. Поворот вправо это поворот в сторону улицы Советской и напрашивается вывод, что до постройки железной дороги (а она построена в этом месте в 1886-89 годах) улица ныне называемая Советской продолжалась в том же направлении до Образского монастыря. Никитский монастырь в этом случае оказывался в стороне от этой дороги. На планах Псковского уезда конца XVIII века дорога действительно шла от Образского монастыря к Алексеевскому оставляя в стороне Никитский монастырь. Если обратиться к планам XIX века (до 1886 года) то обнаруживается еще один интересный момент. На этих планах дорога идущая от Великих ворот показана восточнее Алексеевской церкви, в то время как улица Советская (бывшая Алексеевская) проходит от неё с западной стороны.
Так на плане начала XIX века дорога от Великих ворот мимо Алексеевского монастыря называется "Большой столбовой дорогой в город Остров"
Большая столбовая дорога в город Остров.Фрагмент плана начала XIX века. |
А на плане 1821 года эта дорога названа "Большой дорогой в город Смоленск".
Большая дорога в город Смоленск. Фрагмент плана 1821 года. Цифрами на схеме обозначены: 78-Алексеевская церковь, 79-Никитская церковь, VIII-Великие ворота. |
Фрагмент плана 1871 года. |
На перечисленных планах от Великих ворот отходят две параллельные дороги и Алексеевская церковь оказывается между ними. Причем западная дорога не имеет на этих планах продолжения. На планах 1926 и 1930 годов эти дороги уже имеют названия - восточная названа Пановой и Ново-Пановой улицами, а западная - Алексеевской улицей. Причем в это время обе эти улицы доходят до улицы Вокзальной (Впрочем Ново-Панова - не совсем доходит).
Улицы Алексеевская, Панова и Ново-Панова. |
На сайте посвященном псковскому трамваю говорится о том, что одна из трамвайных линий была проложена по Великолуцкой улице, а затем по Алексеевской слободе и утверждается, что "позже, вдоль линии трамвая в Алексеевской слободе образовалась улица, которая была присоединена к Советской (бывшей Великолуцкой)."
Как бы то ни было, но если судить по аэрофотоснимку 1943 года улица Советская стала в это время главной магистралью, а улица Ново-Панова (и частично Панова) её дублировала.
Тот же аэрофотоснимок 1943 года позволяет с большой точностью нанести улицы Панову и Ново-Панову на современную карту, чтобы понять, где они проходили.
Улица Панова и Ново-Панова. В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en. |
Улица Панова начиналась от Кузнецкой, шла сперва параллельно Алексеевской (Советской), но после перекрестка современных улиц Гражданской и Стахановской поворачивала влево. Собственно после этого перекрестка она совпадает со Стахановской улицей (Иными словами улица Стахановская могла быть длиннее и начинаться от Кузнецкой). От этого же современного перекрестка Гражданской и Стахановской начиналась улица Ново-Панова. Она шла почти до Вокзальной, обрываясь прямо перед ней. Очевидно, что в более раннее время она доходила до Вокзальной и, видимо, еще ранее продолжалась далее в сторону Образского и Пантелеймоновского монастырей. Впрочем, утверждать, что это и была первоначальная дорога от Великих ворот до Пантелеймоновского монастыря однозначно нельзя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий