ПОДЕЛИТЬСЯ!

Улица Алексеевская в Пскове и её дублёры.

Часть 1. Алексеевские улицы.

Крепостная стена от Покровской башни на берегу реки Великой и до Михайловской башни на берегу реки Псковы является напольной 
стеной Окольного города (т.е. находящейся со стороны Поля). За её пределами в бывшем поле в наши дни находится район достаточно плотно застроенный четырех-пяти этажными домами. А между жилых кварталов расположилось несколько заводов. Юго-восточной границей этого района, расположенного между реками,  является железная дорога.

В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en.


Но такая плотная застройка возникла лишь во второй половине XX века. Еще в середине прошедшего века на этой территории преобладала одноэтажная застройка разделенная большими пустующими пространствами. Уличная планировка в это время существовала в зачаточном состоянии: часть улиц скорее были дорогами, проходящими среди пустырей и огородов. Выделялся лишь бывший Кахановский бульвар (ныне Октябрьский проспект): на нем еще в самом начале XX века было построено несколько 2-3 этажных каменных доходных домов. 

Именно в этом районе и находилась в начале XX века Алексеевская улица. Причем не одна. 
На "Плане губернского города Пскова",  опубликованном в 1913 году  в книге Н.Ф.Окулича-Казарина улица Алексеевская идет от Старо-Новгородскй улицы (она же позднее - Крестьянская, еще позднее  - Льва Толстого) и до берега реки Великой. Однако на этом плане "местность начерчена по проекту её новой планировки". Этот проект не был осуществлен, и реальная планировка радикально отличалась от того, что было на этом плане. Тем не менее этот план способен ввести в заблуждение. 

Если мы обратимся к планам Пскова 1920-30-х годов, то обнаружим несколько улиц с названием "Алексеевская". Так на плане 1930 года улицей Алексеевской названа нынешняя Гражданская между Крестьянской улицей (ныне - ул.Льва Толстого) и Пролетарским бульваром. Далее на том же плане как будто показана она же идущая к стадиону и затем в сторону современной улицы Фабрициуса. (Улицы Фабрициуса в то время вообще не существовало). Не доходя до будущей улицы Фабрициуса, под прямым углом поворачивала в сторону стены Окольного города. И как раз на этом участке вновь имеется подпись - улица Алексеевская. Однако, если взглянуть аэрофотосъемку 1943 года, то стоит усомниться, что такая протяженная улица существовала в то время. За Пролетарским бульваром её продолжения на аэрофотоснимке нет. Лишь после стадиона появляется дорога, которую улицей назвать сложно. Собственно и на плане 1930 года показанный за Пролетарским бульваром проезд не есть продолжение Алексеевской улицы: он смещен в сторону улицы Металлистов. Можно лишь предполагать, что улица между современными улицей Льва Толстого и Октябрьским проспектом получила своё название благодаря проекту "новой планировки": предполагалось, что она пройдет через Алексеевскую слободу, мимо Алексеевской церкви. Однако, такой длинной она становится уже став Гражданской. Причем современная Гражданская улица после пересечения с улицей Фабрициуса делает поворот и существенно отклоняется от Алексеевской церкви.

Сложнее с названием улицы Алексеевская на плане 1930 года в районе будущей улицы Фабрициуса. Возможно план зафиксировал народное название, так как улица находилась близ Алексеевской слободы.

На плане 1926 года также показаны две Алексеевских улицы. Одна - это нынешняя улица Гражданская (см. о ней выше). Причем она показана примерно до современной Спортивной улицы. Вторая Алексеевская улица - это современная Советская (на плане 1930 года она уже названа Советской). Для этой улицы название Алексеевской вполне логично: проходит через Алексеевскую слободу, мимо церкви Алексея Божьего человека с Поля.

Наконец, на планах 1926 и 1930 годов есть улица Ново-Алексеевская. Она показана одинаково - между рекой Великой и Алексеевской улицей, почти параллельно последней.

Алексеевские улицы первой половины XX века и Алексеевская церковь.
1 - улица Алексеевская (Гражданская), 2 - улица Алексеевская (утрачена), 3 - улица Алексеевская (Советская), 4 - улица -Ново-Алексеевская (утрачена), 5 - церковь Алексея. В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en.


Часть 2. Дорога от Великих ворот Пскова на Великий Новгород.

Территория за напольной стеной Окольного города осваивается достаточно рано, задолго до постройки этой линии укреплений. По реке Великой, а затем по её притоку Черехе в летописные времена шел водный путь в Новгород. Параллельно водному пути существовал и сухопутный путь. После постройки стены Окольного города (в 1465 году) местом, где начиналась эта сухопутная дорога стали Великие ворота. (Впрочем на Новгород существовала и другая сухопутная дорога. После постройки стены Окольного города она начиналась от Петровских ворот и шла по левому берегу реки Псковы, поворачивая затем на Новгород. В данной публикации речь пойдет о дороге, начинавшейся от Великих ворот).

На этом водном и сухопутном пути псковичи достаточно рано основывают монастыри. Самым ранним из них являлся, видимо, Пантелеймонов дальний монастырь в устье реки Черехи. Он упоминается уже в начале XIV века. Всего от устья Черехи до стены Окольного города в XVI веке нам известно девять монастырей. Местоположение четырех известно. Один монастырь можно локализовать приблизительно. К сожалению, местоположение еще четырёх монастырей нам неизвестно.


В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en.

Как видим, монастыри, местоположение которых нам известно,  довольно четко маркируют дорогу. Однако, это в общих чертах. А вот как конкретно шла эта дорога от Великих ворот к Образскому монастырю? Ведь это была дорога не только на Новгород, но и дорога на юг и даже на запад (через брод в Выбутах).

Если предположить, что все монастыри стояли на этой дороге, то вероятно, от Великих ворот дорога сперва вела к Алексевскому монастырю, затем к Никитскому и далее, наконец, к Образскому. Но в этом случае не очень понятно, почему прямая дорога от Алексеевского монастыря до Никитского монастыря не отразилась на поздних планах, ведь данное направление было актуально не только в летописные времена, но и на протяжении всего времени, вплоть до наших дней. Напротив, современная Советская улица полностью совпадает с улицей Алексеевской с планов 1926, 1930 годов, и с аэрофотоснимка 1943 года. Однако,  эта улица упирается в железную дорогу.

Если посмотреть на современную карту, то мы увидим, что улица Советской армии, идущая от Пантелеймоновского монастыря параллельно берегу реки, у Образского монастыря делает поворот вправо, а затем снова влево к Никитскому монастырю. Поворот вправо это поворот в сторону улицы Советской и напрашивается вывод, что до постройки железной дороги (а она построена в этом месте в 1886-89 годах) улица ныне называемая Советской продолжалась в том же направлении до Образского монастыря. Никитский монастырь в этом случае оказывался в стороне от этой дороги. На планах Псковского уезда конца XVIII века дорога действительно шла от Образского монастыря к Алексеевскому оставляя в стороне Никитский монастырь. Если обратиться к планам XIX века (до 1886 года) то обнаруживается еще один интересный момент. На этих планах дорога идущая от Великих ворот показана восточнее Алексеевской церкви, в то время как улица Советская (бывшая Алексеевская) проходит от неё с западной стороны.

Так на плане начала XIX века дорога от Великих ворот мимо Алексеевского монастыря называется "Большой столбовой дорогой в город Остров"


Большая столбовая дорога в город Остров.Фрагмент плана начала XIX века.


А на плане 1821 года эта дорога названа "Большой дорогой в город Смоленск". 


Большая дорога в город Смоленск. Фрагмент плана 1821 года.
Цифрами на схеме обозначены: 78-Алексеевская церковь, 79-Никитская церковь, VIII-Великие ворота.

На плане 1871 года (из атласа Ильина) также показана дорога отходящая от Великих ворот и, вероятно, проходящая слева от Алексеевского монастыря (на плане монастырь не отмечен). На этом плане также очевидно, что Никитский монастырь находится в стороне от этой дороги.


Фрагмент плана 1871 года.


На перечисленных планах от Великих ворот отходят две параллельные дороги и Алексеевская церковь оказывается между ними. Причем западная дорога не имеет на этих планах продолжения. На планах 1926 и 1930 годов эти дороги уже имеют названия - восточная названа Пановой и Ново-Пановой улицами, а западная - Алексеевской улицей. Причем в это время обе эти улицы доходят до улицы Вокзальной (Впрочем Ново-Панова - не совсем доходит).

Улицы Алексеевская, Панова и Ново-Панова.


На сайте посвященном псковскому трамваю говорится о том, что одна из трамвайных линий была проложена по Великолуцкой улице, а затем по Алексеевской слободе и утверждается, что "позже, вдоль линии трамвая в Алексеевской слободе образовалась улица, которая была присоединена к Советской (бывшей Великолуцкой)."

Как бы то ни было, но если судить по аэрофотоснимку 1943 года улица Советская стала в это время главной магистралью, а улица Ново-Панова (и частично Панова) её дублировала.

Тот же аэрофотоснимок 1943 года позволяет с большой точностью нанести улицы Панову и Ново-Панову на современную карту, чтобы понять, где они проходили.    


Улица Панова и Ново-Панова. В основе схемы - карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en.


Улица Панова начиналась от Кузнецкой, шла сперва параллельно Алексеевской (Советской), но после перекрестка современных улиц Гражданской и Стахановской поворачивала влево. Собственно после этого перекрестка она совпадает со Стахановской улицей (Иными словами улица Стахановская могла быть длиннее и начинаться от Кузнецкой). От этого же современного перекрестка Гражданской и Стахановской начиналась улица Ново-Панова. Она шла почти до Вокзальной, обрываясь прямо перед ней. Очевидно, что в более раннее время она доходила до Вокзальной и, видимо, еще ранее продолжалась далее в сторону Образского и Пантелеймоновского монастырей. Впрочем, утверждать, что это и была первоначальная дорога от Великих ворот до Пантелеймоновского монастыря однозначно нельзя.


Комментариев нет: