ПОДЕЛИТЬСЯ!

Яведова печать.

Яведова печать из статьи - И.О.Колосова Памятники сфрагистики//Археологическое изучение Пскова,-1996, вып.3, -т.1.,-стр.73)


Место находки.

Яведова печать о
бнаружена в 1984 году  на територии современного Университетского сквера (примерно в его центре). 



Еще одна Яведова печать была найдена в Новгороде 1958 году.  

Описание.

(По статье - И.О.Колосова Памятники сфрагистики//АИП,-1996, вып.3, -т.1.,-стр.75)

"Печать найдена в потревоженном слое , близ небольшого скопления известняковых плит, к востоку от уличной трассы".

"Лицевая сторона. Надпись в три строки (в зеркальном изображении): ѦВДВА ПЦТЬ; вокруг линейный ободок"

"Оборотная сторона. Изображение архангела в украшенной полосками длинной одежде, перехваченной поясом... В правой руке, согнутой в локте, длинный жезл; в левой, отведенной от туловища  - сфера. Слева видны остатки колончатой надписи." 

"На новгородском экземляре хорошо читается надпись по сторонам архангела: слева (от зрителя) - Гавриил, справа - агиос"

Комментарий к описанию.

1. Буква 
Ѧ - юс малый - читается как я (или а)
2. Общепринятое прочтение надписи на лицевой стороне: Яведова или Явидова печать.
3. Общепринятая интерпретация изображения на оборотной стороне - архангел Гавриил.
4. Греческое слово 
«агиос» означает «святой». 

Мнения.

С. В. Белецкий (1986г.):

Под 1246 годом упоминается Явид в битве под Торжком:
  • Он не имел отношения к Пскову и Новгороду.
  • Печать слишком архаична для сер. XIII века.
Более вероятно отождествить владельца печати с Аведом-Дмитрием упомянутым в Первой Псковской летописи в связи со строительством церкви Дмитрия Солунского на территории будущего Довмонтова города.

  • В летописи под 1524 годом говорится , что церковь  Дмитрия Солунского стояла 400 лет без 20. Т.е. её основание нужно отнести к 1143/1144 году. Но возможно в летописную датировку закралась описка и первоначально было 400 лет без 8. В этом случае церковь нужно датировать 1131/1132 годом.
  • Явед-Дмитрий был в Пскове в 1130-е годы наместником новгородского князя Всеволода-Гавриила (именно поэтому на печати на оборотной стороне -архангел Гавриил).
  • Умер Явед-Дмитрий до 1138 года (раньше Всеволода-Гавриила). Согласно летописному сообщению мощи Аведа (Яведа) находились в Мирожском монастыре. 

    (См. С.В.Белецкий "Яведова печать" (Из истории Пскова XII в.)//АИППЗ,-1986,-стр.21-24).
В. Л. Янин (1992г.):
  • Существование Аведа, упомянутого в Псковской летописи, подверждается найденными двумя свинцовыми печатями (в Новгороде и Пскове).
  • "События 1136 года коренным образом изменили статус взаимотношений Новгорода и Пскова". В 1137 году (в связи с прибытием Всеволода-Гавриила в Псков) в Пскове возникает особый от Новгорода княжеский стол. В 1138 году, после смерти Всеволода-Гавриила, псковским князем становится его брат - Святополк Мстиславич. Преемником последнего в 1140 году, видимо, стал князь Авед. Этот князь, возможно, был литовцем по своему происхождению (на что указывает его имя). Видимо, именно ко времени смерти Аведа нужно отнести  политическое соглашение между Новгородом и Псковом, согласно которому Новгород признавал самостоятельность Пскова.
  • В крещении Авед, скорей всего, принял имя Гавриил. В 1144 году он построил церковь Дмитрия Солунского (из-за этого в летописном сообщении он ошибочно назван Дмитрием).Авед был похоронен в Спасском соборе Мирожского монастыря, точная дата строительства которого нам неизвестна.
(См. В.Л.Янин "Болотовский договор" о взаимоотношениях Новгорода и Пскова в XII-XIV веках//Отечественная история, 1992,-№6,-стр.3-14).

Д. Г. Хрусталёв (2010г.):
  • Летописное сообщение 1524 года о строительстве церкви Дмитрия Солунского - "не является надежным датирующим источником".
  • Литовский князь в Пскове в XII веке -это очень необычно.
  • Надпись на печати Яведа - скорее относится к сер. XIII века.
  • В сер. XIIIв. упоминается воевода Явид. Он, возможно, был приближенным Великого князя Святослава (Гавриила) Всеволодовича. Сын Святослава имел имя Дмитрий. Явид в летописи также назван Дмитрием. Вероятно, святой Дмитрий Солунский был особо почитаем князем Святославом и его окружением. Поэтому можно предполагать, что Явид-Дмитрий (литовец по происхождению) занесенный судьбой в Псков, мог быть строителем церкви Дмитрия Солунского и мог быть похоронен в Пскове. Однако, датировать эти события нужно второй половиной XIII века.
(См. Д.Г.Хрусталёв "Яведова печать" и междукняжеские отношения в середине XIIIв.//Новгород и Новгородская земля. История и Археология., - 2010,-вып.24,-стр.296-312)

Общее.

Князь Явед (Авед) - реально существовавший исторический деятель. Был причастен к строительству в Пскове церкви Дмитрия Солунского. Похоронен в Мирожском монастыре.

Ниже на схеме показаны:

1- псковская крепоcть в XII-первой половине XIII века.
2 - местоположение церкви Дмитрия Солунского.
3 - место находки печати Яведа (Аведа).
4 - место захоронения князя Аведа (Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря).


Князь Авед и Псков. 

Поддержать проект материально!!!


Яведова печать из статьи - Д.Г.Хрусталёв "Яведова печать" и междукняжеские отношения в середине XIIIв.//Новгород и Новгородская земля. История и Археология., - 2010,-вып.24,-стр.296.





Комментариев нет: