ПОДЕЛИТЬСЯ!

Лонгрид "и так сойдет"!

Казалось бы замечательная идея рассказать о псковских храмах внесенных во Всемирный Список Юнеско в форме лонгрида. Но и эту замечательную идею можно всегда  испортить безграмотным текстом.

Вот как это сделала, например, Псковская Лента Новостей в своём лонгриде - "Десять храмов Пскова в списке Юнеско" - https://pln-pskov.ru/lngrd/58/index.html#

Лонгрид

В вводной части, например, утверждатся:


"Удалось псковским памятникам пройти и через горнило Великой Отечественной войны. В городе на Великой все они сохранили еще и свое первоначальное местонахождение в структуре городской планировки."


Сложно сказать, что имелось ввиду. Но городская планировка в городе как минимум пару раз кардинально менялась. Поэтому положение храмов относительно городской планировки всё-таки не первоначально :))). 

Собственно повествование начинается с храма Рождества Иоанна Предтечи:

"История главного храма Иоанновского женского монастыря насчитывает более восьми столетий. По преданию монастырь основан около 1240 года княгиней Ефросиньей"

"Более 8 столетий", если считать от 1240 года, наступит только после 2040 года :)). Но самое интересное, что описывая историю храма автор лонгрида вытащил из закромов книжку начала XX века. Но с тех пор взгляды историков сильно изменились. В наши дни (примерно с середины XX века) считается, что храм Иоанна Предтечи построен в первой половине XII века и что это самый древний храм на территории современного Пскова.

"Ефросинья же постриглась в монахини, построила в Пскове Ивановскую обитель, а после стала и первой его настоятельницей под именем Евпраксиньи"

"Евпраксинья" звучит немного непривычно. Обычно имя употребляется в форме Евпраксия:). Как сказано выше, автор лонгрида обратился совсем к "древним источникам". Упоминание в летописи под 1243 годом Иванского монастыря и жены князя Ярослава следует без упоминания того, что она была инокиней. Не упомянуто в летописи и её имя. Тем более нет ничего об основании чего-либо. Ефросинья действительно была княгиней и монахиней, но женой совершенно другого князя Ярослава и монахиней одного из новгородских монастырей. В псковскую историю её имя попало очевидно еще в XIX веке и с тех пор кочует из книжки в книжку. Так "докочевало" и до лонгрида.

Далее следует не менее увлекательный рассказ о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря:


"Это самая первая каменная церковь Пскова... Спасо-Преображенский собор считается древнейшим из храмов монастырского комплекса. Его возведение было завершено в 1153 году."

Сегодня нет единого мнения о дате возведения собора. Но к 1153 году (если остаться на позициях автора лонгрида) это был бы третий по счету каменный храм на территории современного Пскова.  Первый - храм Иоанна Предтечи (20-е годы годы XII века), второй - храм Дмитрия Солунского (1143 год).


Еще интереснее оказалось описание храма Михаила Архангела с Городца:


"До XVI века на месте церкви располагалась площадь Старого торга... Храм же здесь возвели в 1339 году, на тот момент он располагался практически в крепостной стене. Позже, в XVII веке, на этом месте возвели каменную церковь." 

Если на месте церкви была площадь до XVI века, то как с этим уживается факт строительства церкви в XIV веке? Сегодня считается, что торг в XIV-XV веках не достигал Михайловской церкви. Стена тоже не подходила вплотую к церкви.  Между стеной и Михайловской церковью псковичи умудрились построить еще две церкви: к югу Спасскую в XIV веке, к востоку - Гаврииловскую в XVI веке. Поэтому нельзя сказать, что храм Михаила Архангела "располагался практически в крепостной стене". Стена проходила почти в 100 метрах и более от него. Наконец, фраза, что каменная церковь построена в XVII веке убивает всю идею внесения данного храма во Всемирный Список Юнеско. Храм всё-так в своей основе датируется XIV веком. Это одна из древнейших церквей Пскова.


Далее читаем "открытия" про Покровско-Рождественский храм:

"Первое упоминание о церкви Покрова и Рождества Богородицы от Пролома относится к 1399 году. " И через два предложения, неожиданно: "Точная дата основания монастыря неизвестна, но впервые в летописи он упоминается в 1465 году."

Покровский храм впервые упоминается только в 1465 году. Нынешнее здание двойной церкви построено в конце XVI века.

"По сути храм представляет собой две церкви-близнецы, соединенные общей внутренней стеной. ... Через некоторое время две рядом стоящие церкви слились в одну, являющую собой строение удивительной архитектуры." 

Автор лонгрида, вероятно, имел ввиду, что название церквей - Покровской и Рождественской слилось и часто эту двойную церковь называют Покровско-Рождественской. Хотя в данном описании так и видится как две церкви постепенно притягиваются к друг другу :)))

Описывая церковь Василия на Горке, автор лонгрида припоминает предание о Василии Доле, но радикально изменяет даты основания церкви в этом предании.  Но это не всё:

" В 1413 году сооружена нынешняя каменная церковь... Строительство церкви связано с именем знатного «немчина» Василия Дола"

Сегодня считается (и уже довольно давно, со времен Спегальского), что церковь Василия на Горке возведена в середине XVI века.


В этом лонгриде есть еще не мало конгениальных утверждений. Но даже перечисленные обесценивают идею. А жаль.


------

2 комментария:

Unknown комментирует...

По поводу ПЛН.
Надёрганные из найденных по поиску в инете статей "цитаты" о храмах и слегка причёсаные.
Уже давно с осторожностью отношусь к ЛЮБОЙ новости на страницах ПЛН.

Unknown комментирует...

Грустно читать такие тексты, но, увы, это стало распространенным явлением: безграмотные журналисты с весьма поверхностными клочками и обрывками знаний пишут, кто во что горазд...