ПОДЕЛИТЬСЯ!

Дом Святой Троицы.

(Эта публикация - шутка, из серии "Домыслы и вымыслы на почве псковской истории")

В летописное время одно из самоназваний Пскова - "Дом Святой Троицы". Объясняется это тем, что главным храмом Пскова с летописных времен и до наших дней является Троицкий собор. В XVI веке псковичи основание собора приписали княгине Ольге, жене князя Игоря, который являлся сыном самого Рюрика.


По мнению известного исследователя псковских древностей Геннадия Мокеева строительство Троицкого собора в середине XIV века и строительство каменных церквей в Довмонтовом городе были подчинены одной идее. Псковичи создали своеобразный умозрительный образ небесного «Престола святой Троицы», описанного Иоанном Богословом в Апокалипсисе. Именно этим он объясняет большое число церквей в Довмонтовом городе.

Геннадий Мокеев - образ небесного «Престола святой Троицы»

Но возможно, что "Дом Святой Троицы" это не только сам собор, но и весь Кром. Вот что пишет о Персях (напольной стене Крома) Геннадий Мокеев:

"Перси Пскова имеют в плане конфигурацию подковы, приставленной краями к Кромскому холму, и находятся в низине под этим холмом."

Чтобы лучше понять мысль Г.Мокеева, нужно взглянуть на рисунок, сделанный им (см.ниже). Согласно Г.Мокееву боковые стены Персей, идут параллельно кромским стенам и таким образом образуют два захаба.

Перси - как подкова



А теперь давайте взглянем на восточные части некоторых церквей Довмонтова города (точнее на их прорисовку). Три обведенные оранжевым церкви имели не совсем обычные боковые абсиды. Они были прямоугольными. Но на прорисовке мы видим центральную подковообразную абсиду и два прохода по её бокам. Т.е визуально, эти прорисовки напоминают рисунок Персей Мокеева - ПОДКОВУ.
Необычные абсиды трех церквей Довмонтова города



Может быть, в какой-то период истории, когда напольная стена Крома перестала играть свою прямую оборонительную функцию, псковичи радикально пересмотрели свой взгляд на Кром. 1337 годом датируется строительство Персей. Возможно, они именно перестраиваются в связи с пересмотром взгляда на Кром.

Если считать, что Перси - с XIV века - это гигантская абсида воображаемого храма, то весь Кром нужно рассматривать как один большой Дом Божий - Дом Святой Троицы. А Троицкий Собор лишь элемент этого "Дома".

Этим в частности можно объяснить отсутствие жилых построек и административных зданий на Крому. И некоторые другие явления.

Так, например, псковичи вече проводили, как считается, с внутренней стороны Персей. Но если мы рассматриваем, Кром - как большой виртуальный храм, то место проведения вече - это его "алтарная" часть. Самая святая часть "храма". Доступ в неё мог быть дозволен только для "посвященных". Тем самым мы значительно сокращаем число участников вече. Поскольку мы сакрализуем тем самым само вече, то соответственно можем рассматривать его как некий ритуал или церемонию. Собственно, некоторые современные историки и предлагают рассматривать вече как ритуал, но они, впрочем, исходят из других оснований :))).

На фотографии - Перси, Довмонтов город и нижняя часть Троицкого собора.
Довмонтов город и перси



-------------------------------------------------------------------------



Комментариев нет: