(Эта публикация - вольная фантазия, из серии
"Домыслы и вымыслы на почве псковской истории")
"Домыслы и вымыслы на почве псковской истории")
Сегодня мы слабо представляем себе как велики были псковские монастыри в летописные времена. Для многих монастырей нам известно место, где стояла главная монастырская церковь. Впрочем, многие из них сохраняются до наших дней. От некоторых монастырей сохранились другие постройки, которые хотя бы частично очерчивают монастырские владения.
Обратиться к вопросу о размерах монастырей меня заставила собственная же публикация о Воскресенском монастыре со Стадища. На плане XVIII века монастырская церковь показана в середине участка, который отстоит от улицы Званицы на достаточно большом расстоянии. Но в источнике конца XVI века монастырь упоминается как стоящий на Званице. Это можно, разумеется, отнести и к ошибке плана XVIII века. Но быть может монастыри в более в раннее время были несколько больше по своим размерам.
При чтении книги Инги Константиновны Лабутиной не понятным для меня оказался вот этот небольшой фрагмент:
"Из свидетельства 1480 г. П1Л узнаем, что немцы, расположившиеся станом на Завелицком поле и в Стефановском монастыре, усердно пытались овладеть Запсковьем, подъезжая в нему «в снеках». боевых и «поушками бьючи и со иным замышлением». Псковичам удалось отбить одну немецкую шнеку, а другую уничтожить «под святым Спасом Надолбина монастыря» (П1Л). Отсюда следует, что монастырь находился на Запсковье, недалеко от берега Великой."
Место, на котором находилась монастырская церковь Спасо-Надолбина монастыря отстоит от берега Псковы на 215 метров, а от берега реки Великой на 350 метров. И это достаточно далеко, чтобы написать «под святым Спасом Надолбина монастыря». Причем самая ближняя точка берега реки Великой - это устье реки Псковы. По идее именно устье могло бы послужить ориентиром для летописного описания событий. Для объяснения летописной записи можно сделать два предположения: либо в 1480 году Спасо-Надолбин монастырь и монастырская церковь были в другом месте, а именно на берегу реки Великой, либо в 1480 году монастырские владения простирались до берега реки Великой на 350-400 метров к западу от церкви.
Интересно, что в краеведческой литературе XIX века встречаются указания на то, что в предшествующие времена монастырские владения были больше, чем в XIX веке.
Вот, например, что писал о Мирожском монастыре И.Годовиков:
"Развалины бывших въездных южных ворот и при них часовни Мирожского монастыря видны еще и поныне… Разрушение их, вероятно, последовало тогда, как границы монастыря сократились до настоящих, и они оставались без поправки за монастырскою оградою в поле"
Автор описания Иоанно-Предтеченского монастыря А.Панов писал, что еще в конце 18 века "по отзыву старожилов и стариц монастыря, границы его, с южной стороны, простирались до самых так называемых "Ивановских ключей", на коих были "монастырские поварни".
Таким образом, кажется возможно сделать допущение, что в летописные времена монастырские владения могли быть весьма существенны.
Вернемся к монастырю Воскресения со Стадища. В писцовой книге конца XVI века он упоминается не только как стоящий на Званице, но как стоящий "над Великою рекой". Соответственно, мы можем допустить, что в конце XVI века владения монастыря простирались до берега реки Великой. Как будто бы на это указывает и одно из названий башни в устье Псковы - Воскресенская. Однако, это позднее название башни. Если башня построена в XV веке (в 1500 году), то название Воскресенская фигурирует лишь в документах XVII-XVIII веков. И башня могла получить своё название не совсем по манастырю, а, например, по улице, которая шла от монастыря. С другой стороны для улиц Пскова в этой части города нам известно о двух Воскресенских улицах. Ранняя улица Воскресенская проходила к северу от монастыря, в то время как башня расположена от него к юго-западу. Поздняя Воскресенская улица - ныне именуется улицей Набат - относится к губернскому периоду - на планах начала XX века показана подходящей к башне. И, вероятно, она лишь закроепила за башней название Воскресенская. Исходя из упоминаний в писцовой книге XVI века допустим, что границы Воскресенского монастыря простирались до берега реки Великой.
Однако, это допущение противоречит другому фрагменту из книги И.К.Лабутиной всё о тех же событиях 1480 года:
"П2Л сообщает некоторые дополнительные подробности происходившего. Решительная схватка с немцами и пленение шнеки произошли после того как немцы «межю святого Лазаря и святого Спаса в логоу приставше, хотеша на брег вылести». Следовательно, монастырь Лазаря также находился на Запсковье, а между монастырями имелся лог"
Воскресенский монастырь впервые упомянут в летописях в 1457 году, т.е за 23 года до описываемых выше событий. Воскресенский монастырь находится между монастырями Лазаря и Спаса. И если бы владения Воскресенского монастыря в 1480 году выходили бы на берег Великой, то странно, что этот монастырь не стал ориентиром для летописца. В то же время И.К.Лабутина определяет местоположение лога (который находился между Лазаревским и Спасским монастырями) против Стефановского монастыря.
Если мы посмотрим на месторасположение монастырских церквей, то мы увидим, что Лазаревский и Стефановский монастыри находились друг против друга. А вот Спасо-Преображенская церковь отстояла от Лазареской на 1 км причем последняя локализуется как написано выше в 350 метрах от берега Великой.
|
В 1480 году на Запсковье уже существует стена Окольного города. Следовательно, попытка высадки на правый берег предпринимается за пределами городской стены. Лог, вероятно, служит границей Лазаревского и Спасского монастырей. И по всей видимости, нам нужно всё-таки допустить, что в 1480 году Спасский монастырь находился за пределами городских стен и что внутрь городских стен он, вероятно, был перенесен позднее. Однако, если остаться на позиции, что монастырь первоначально был основан там, где мы его застаем позднее, то получается , что его владения захватывали весь правый берег реки Великой и Воскресенский монастырь не мог быть на берегу Великой. Впрочем, можно допустить, что позднее монастыри изменили свои границы.
Всего на Запсковье в пределах городских стен нам известно на XVI век о 6 монастырях: Козмодемьянский, Евстратьевский, Святоотецкий, Ильинский, Спасский, Воскресенский. О границах Козмодемьянского монастыря мы можем судить по отмеченным на плане Годовикова старинным развалинам, которые Годовиков отнёс к этому монастырю. Они находились практически у Гремяцких ворот. Вероятно в пределы монастырских владений входили и Волчьи ямы с Хлебопекарней.
Косвенным указанием на то, что границы Ильинского монастыря достигали берега реки говорит топоним "Свиной волцы", вместе с которым увпоминается данный монастырь в летописи. Слово "волцы" может восходить к слову волок (И.К.Лабутина).
Если предположить, что территории Ильинского, Воскресенского и Спасского монастырей достигали берега одной из рек, то получаются довольно обширные территории во владениях этих монастырей. Но аналогично можно предполагать и большие территории и для других запсковских монастырей.
Со времен дореволюционного краеведения мы привыкли считать главной улицей Запсковья в летописные времена улицу Званицу. Она шла от моста через Пскову к Варлаамовским воротам. Очень часто в краеведческой литературе можно встретить отождествление улицы Званицы с улицей Мощенка. Это подчеркивает важность улицы Званицы, так как наменование её Мощенкой, как будто указывает на то, что эта улица самая первая замощенная на Запсковье.
Однако, благодаря работам псковского историка Ирины Олеговны Колосовой мы знаем, что это две разные улицы, которые к тому же были перпендикулярны друг другу. Улица Мощенка начиналась за церковью Козьмы и Дамиана с Примостья от улицы Званица и шла к Ильинским воротам. Её название, вероятно, говорит о том, что это первая мощеная улица Запсковья. А это в свою очередь говорит говорит о её значении как главной улицы в этой части города.
Другой главной улицей Запсковья была Богоявленская улица, которая отчасти совпадает с нынешними улицами Герцена и Верхне-береговой. Получается, что главные улицы Запсковья шли по направлению северных ворот Запсковья - к Ильинским и Гремяцким. Такая особенность направления главных улиц возможно как раз и связана с тем, что территория к западу от улицы Мощенка была полностью занята монастырями.
Зная месторасположение приходских и монастырских церквей Запсковья можно примерно нанести границы монастырских владений. Разумеется эти границы очень условны, их обоснованием служат лишь рассуждения представленные выше. Поэтому не нужно к схеме ниже относится серьезно. Это очень вольная фантазия мало имеющая отношение к историческим реалиям.
Всего на Запсковье в пределах городских стен нам известно на XVI век о 6 монастырях: Козмодемьянский, Евстратьевский, Святоотецкий, Ильинский, Спасский, Воскресенский. О границах Козмодемьянского монастыря мы можем судить по отмеченным на плане Годовикова старинным развалинам, которые Годовиков отнёс к этому монастырю. Они находились практически у Гремяцких ворот. Вероятно в пределы монастырских владений входили и Волчьи ямы с Хлебопекарней.
Косвенным указанием на то, что границы Ильинского монастыря достигали берега реки говорит топоним "Свиной волцы", вместе с которым увпоминается данный монастырь в летописи. Слово "волцы" может восходить к слову волок (И.К.Лабутина).
Если предположить, что территории Ильинского, Воскресенского и Спасского монастырей достигали берега одной из рек, то получаются довольно обширные территории во владениях этих монастырей. Но аналогично можно предполагать и большие территории и для других запсковских монастырей.
Со времен дореволюционного краеведения мы привыкли считать главной улицей Запсковья в летописные времена улицу Званицу. Она шла от моста через Пскову к Варлаамовским воротам. Очень часто в краеведческой литературе можно встретить отождествление улицы Званицы с улицей Мощенка. Это подчеркивает важность улицы Званицы, так как наменование её Мощенкой, как будто указывает на то, что эта улица самая первая замощенная на Запсковье.
Однако, благодаря работам псковского историка Ирины Олеговны Колосовой мы знаем, что это две разные улицы, которые к тому же были перпендикулярны друг другу. Улица Мощенка начиналась за церковью Козьмы и Дамиана с Примостья от улицы Званица и шла к Ильинским воротам. Её название, вероятно, говорит о том, что это первая мощеная улица Запсковья. А это в свою очередь говорит говорит о её значении как главной улицы в этой части города.
Другой главной улицей Запсковья была Богоявленская улица, которая отчасти совпадает с нынешними улицами Герцена и Верхне-береговой. Получается, что главные улицы Запсковья шли по направлению северных ворот Запсковья - к Ильинским и Гремяцким. Такая особенность направления главных улиц возможно как раз и связана с тем, что территория к западу от улицы Мощенка была полностью занята монастырями.
Зная месторасположение приходских и монастырских церквей Запсковья можно примерно нанести границы монастырских владений. Разумеется эти границы очень условны, их обоснованием служат лишь рассуждения представленные выше. Поэтому не нужно к схеме ниже относится серьезно. Это очень вольная фантазия мало имеющая отношение к историческим реалиям.
Вольная фантазия: границы монастырских владений в первой половине XV века. Коричневым показана улица Мощенка (показана приблизительно). Бордовым - направление стены Окольного города (1465 год). Красным - монастырские церкви. Фиолетовым - приходские церкви. (В качестве основы для схемы послужила карта с сайта openstreetmap.org) |
-------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий