ПОДЕЛИТЬСЯ!

Псковская история: 11 веков – 11 сюжетов.

X век – замужество уроженки Пскова (Будущая княгиня Ольга).


Под 903 годом – в русских летописях впервые упоминаются Псков и Ольга, да к тому же еще и вместе: «Игорь возмужал и привели ему жену из Пскова именем Ольга…». Имя Ольга это искаженное скандинавское имя Хельга. Таким образом это летописное упоминание еще и первое письменное упоминание о присутствии викингов в Пскове. Их присутствие в Пскове во второй половине X – нач. XI века подтверждено многочисленными археологическими находками. Год 903 в летописи – это условная дата, точная дата нам, увы, неизвестна. Со временем летописная запись обросла легендами, которые в середине  XVI века изложил в письменном виде псковский агиограф (так называют авторов житийных текстов, описывающих биографии святых), игумен Иоанно-Богословского монастыря на Запсковье на Мишариной горе Василий-Варлаам.

Согласно Василию-Варлааму Ольга была перевозчицей на реке Великой в Выбутах (что как бы намекает на её простолюдинство). Князю, который охотился в том краю понадобилось переправиться на другой берег, для чего он и обратился к молодому перевозчику: он принял молодую девушку за парня. Но в лодке понял, что обознался и начал приставать к девушке, однако получил отпор. Впрочем, позднее это не помешало юной перевозчице стать его женой, а потом и княгиней киевской. И уже в этом статусе она якобы основала город Псков (Согласно житию Василия-Варлаама, Ольга жила до замужества в Выбутах) и Троицкую церковь в нем.

В дальнейшем и к этому легендарному тексту добавлялись новые псевдоправдивые подробности. Так историк конца
XVIII века Федор Эмин, написавший трехтомную «Российскую историю», писал ссылаясь на несуществующие источники, что Игорь долгое время жил в Пскове, а в супружество вступил с Ольгой в храме Перуна (видимо тоже в Пскове).

Однако, с исторической точки зрения, как текст Василия-Варлаама , так и прочие дополнения, являются довольно поздними домыслами и к реальной истории отношения не имеют.

Впрочем, сюжет о встрече Игоря и Ольги на реке Великой имеет большую популярность. В начале
XX века, например, была выпущена серия открыток, автором которых был Г.П. Кондратенко. На одной из них запечатлен момент встречи.





XI век – крещение Пскова.

Крещение Пскова – это одна из самых загадочных страниц в истории города. О нем нет ни одного упоминания в письменных источниках и о том когда оно произошло, мы можем судить лишь по косвенным данным.

Псков как минимум с
X века является административным центром для достаточно обширной округи. Христианизация – это политический акт, в результате которого главной религиозной доктриной городской администрации и соответственно города становится христианство. А главным культовым сооружением в городе – христианский храм. Согласно жития Василия-Варлаама первая христианская церковь была основана княгиней Ольгой во второй половине X века. Её основание в крепости (на Крому) по сути и означает акт христианизации города. Однако, согласно нашим современным представлениям, Псков в X веке был всё же еще языческим, хотя в нем в это время уже жили христиане. В X - нач. XI веков Псков, видимо, был напрямую подчинен киевскому князю. Христианизация Киева происходит уже во времена князя Владимира, соответственно, крещение Пскова не могло произойти ранее этого времени.

Самой радикальной точкой зрения в вопросе крещения Пскова является мнение археолога  Владимира Кильдюшевского высказанное в 1995 году. Согласно его мнению Псков был крещен в первой половине
XII века: именно в это время, в относительно короткий промежуток, было построено сразу 4 каменных храма (два в окрестностях – Ивановский собор Иоанно-Предтеченского монастыря,  Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, одна на Крому - Троицкая церковь , и одна на посаде (сразу за стенами Крома) – церковь Дмитрия Солунского. К этому можно добавить, что в первой трети XII века Псков был пригородом Новгорода. Новгород был крещен в самом конце X века. В 20-30-е годы новгородским князем был Всеволод (в крещении Гавриил). Собственно, заманчиво отнести сам акт крещения Пскова как раз ко времени новгородского княжения этого князя. Именно этот князь становится затем главным псковским святым.

Однако, в наше время большинство исследователей придерживается мнения, что Псков скорей всего был крещен в 30-е годы
XI века. Именно к этому времени забрасываются старые кладбища и их начинают застраивать, вероятно, в это время уничтожается обнаруженное археологами языческое капище (на территории вещевой ярмарки, поблизости от главного корпуса ПсковГУ). Однако, и это предположение не обходится без очень смелых гипотез.

Так согласно одной из них, Псков был крещен князем Ярославом Мудрым. В 1030 году этот князь совершает поход на эстов и ставит крепость Юрьев (современный Тарту). Это поход проходил, вероятно, через Псков. Возможно, с этого времени город попал под юрисдикцию Новгорода. В 1034 году князь Ярослав делает новгородским князем своего сына Владимира, а в 1036 году он заточил своего брата Судислава в поруб (в тюрьму-погреб) в Пскове. Археолог С.В. Белецкий считает, что крещение Пскова могло произойти как раз в 1036 году. По его же мнению, акт крещения был подготовлен основанием христианского монастыря в устье реки Мирожи между 1010 и 1015 годами. Так ли всё было сказать сложно, но большинство историков склоняются к тому, что крещение Пскова произошло в 30-е годы
XI века. Как проходило само крещение мы совершенно не знаем. На Завеличье археологами был обнаружен закопанный и придавленный камнем идол. Возможно, также христиане «расправились» и с другими идолами.

На фотографии студенты стоят вокруг языческого капища (датируется
X-нач. XI веков), которое обнаружили псковские археологи в 1982 году.



XII век – основание каменного Троицкого собора.

Со второй трети XII и до начала XVI века Псков был независимым государством: имел свою армию, речной флот, собственный свод законов, чеканил монету, проводил самостоятельную внешнюю политику. Псковичи гордо называли своё государство «Господин Псков». Большую роль в жизни этого государства играла христианская церковь. Главным псковским храмом на протяжении всей его христианской истории была Троицкая церковь. Очень часто свой город псковичи так и называли «Дом Святой Троицы». Поэтому строительство первого каменного Троицкого храма в городе было одним из важнейших событий для города Пскова и его истории.

Академик В. Янин писал, что Псков приобрел независимость в 1137 году с приглашением псковичами князя Всеволода-Гавриила. Долгое время считалось, что этот князь заложил каменную Троицкую церковь на Крому в 1137 году. Получалось очень символично – начало независимости совпало с основанием каменного Троицкого храма. Однако, археологические находки 10-х годов
XXI века в Новгороде и более внимательное изучение древнерусских рукописей уже в наши дни привело к пересмотру времени создания храма.

Троицкую церковь в Пскове в камне действительно построил князь Всеволод-Гавриил, но еще в то время когда он был новгородским князем. Сегодня существует два варианта – либо он заложил церковь в 1123 году, либо десятью годами позже – в 1133 году. В 1137 году этот князь обосновался в Пскове, а в 1138 году умер и был похоронен псковичами в Троице. Вероятно, в конце
XII века храм основательно ремонтировали, так как мощи князя на время оказались в церкви Дмитрия Солунского. Следующая перестройка храма состоялась в 1365-1367 годах. Существует несколько реконструкций того как мог выглядеть храм в это время. На рисунке ниже представлен один из вариантов такой реконструкции.  В 1682 -1699 годах был построен ныне существующий собор Святой Троицы. До последнего времени этот собор оставался самым высоким зданием города Пскова и его главной доминантой.




XIII век – княжение князя Довмонта (Раковорская битва).

XIII век был сложным в истории Пскова. С одной стороны кризис, выразившийся в сокращении посадской территории, прекращении каменного церковного строительства, а с другой стороны активная борьба за свою независимость в начале первой трети века, а затем в последней трети века.

В 1266 году псковским князем оказался выходец из Литвы –Довмонт. Собственно с его именем связано начало возвышения Пскова. В Пскове он принял крещение под именем Тимофей и оставался псковским князем до 1299 года. В псковскую историю Тимофей-Довмонт вошел как талантливый полководец, а после своей смерти стал святым заступником Пскова вместе с другим князем Всеволодом-Гавриилом.

Уже в 1268 году псковичи во главе с Довмонтом приняли участие в Раковорской битве. В наши дни Раковор носит название Раквере. Город находится в северной Эстонии примерно по середине между Нарвой и Таллином. В середине
XIII века северная Эстония принадлежала датчанам. Именно на эту территорию в 1268 году началось вторжение объединенного новгородо-владимиро-псковского войска. В феврале того же года войско подошло к Раковору. К датчанам присоединились их союзники – ливонцы. Битва началась с жесткого столкновения, в результате чего погиб новгородский посадник. Русские ответили мощным контрударом на одном из флангов, что видимо предопределило в целом успешный исход для них всей битвы. Однако в ходе сражения ливонцам удалось прорваться к осадным орудиям новгородцев и сжечь их. Осада Раковора продолжалась три дня, но без осадных орудий успеха не имело: русское войско отступило. Князь Довмонт провел грабительский поход по Эстонским землям и вернулся в Псков, очевидно, с богатой добычей. Раковорская битва была одной из крупнейших битв в Европе. Она описана в повести Дмитрия Балашова «Господин Великий Новгород».

Князь Довмонт, будучи псковским князем одержал еще множество побед и отразил ни одно  вражеское нападение на Псков. Последнее сражение, в котором участвовал этот князь, случилось под Псковом. Ливонцы разорили пригородные псковские монастыри и псковский посад. Князь Довмонт дал бой немцам за пределами крепости. А окончательно разгромил ливонцев близ церкви Петра и Павла Сереткина монастыря, которая находится на правом берегу реки Великой, примерно по середине между Псковом и Снетогорским монастырем (у современного моста Александра Невского, соединившего улицы Юбилейную и Чудскую). Умер князь в том же году во время эпидемии. Псковичи похоронили его в Троицком соборе.

Считается, что князь Довмонт основал за пределами Детинца (т.е.Кремля) три деревянные церкви в честь своих первых побед. Но так ли это на самом деле сказать сложно. Но сегодня нет никаких сомнений, что ближе к концу
XIII века он построил вторую линию псковских укреплений – Довмонтову (Домантову) стену. Благодаря этому размер псковской крепости увеличился на 1 гектар и общая площадь укрепленной территории достигла 4 гектар. Благодаря этому под защитой крепостных стен оказалась вторая каменная церковь Пскова (построенная еще в середине XII века) – церковь Дмитрия Солунского.

Считается также, что существует прижизненное изображение князя Довмонта. Речь идет об иконе «Богоматерь Великая Панагия, Оранта Мирожская с предстоящими псковским князем Довмонтом и его женой Марией». Икона датируется
XVI веком, но она является копией иконы XIII века, находившейся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского мужского монастыря в Пскове. Ниже фотография иконы XVI века.



XIV век – строительство 4-ой линии укреплений (Посадник Захарий Костроминич).

В 1309 году псковичи возводят под руководством посадника Бориса третью линию укреплений, которую историки так и стали называть по его имени. Спустя примерно еще 60 лет возводится деревянно-земляная стена четвертой линии псковских укреплений. И если с постройкой стены 1309 года площадь всей крепости равнялась 21 гектару, то после постройки новой стены в конце 60-х годов XIV века площадь всей крепости увеличилась в 2 раза. Это говорит о росте самого города, а также о росте его благосостояния, поскольку постройка городских укреплений, да еще сравнительно масштабных - это весьма затратное мероприятие. Но вторая половина XIV века отмечена еще и тем, что Псков, наконец-то, выходит из тени Великого Новгорода.  Он становится заметным "контрагентом" как в торговой, так и в политической жизни региона. Об этом свидетельствует то, что именно в это время в общерусских летописях Псков всё чаще именуют его собственным именем, а не данным ему новгородцами именем Плесков.

Достаточно быстро псковичи решают заменить деревянно-земляную стену на каменную. В 1374 году дискутировался вопрос о постройке каменной стены: строить ли её по линии деревянно-земляной стены или на новом месте, что должно было привести к увеличению площади крепости. В итоге в 1375 году была возведена каменная стена по линии предшествующей деревянной стены. А в период с 1387 года по 1398 год напольная часть новых укреплений (т.е. часть стены идущей от одной реки до другой) была укреплена девятью башнями. Первые три башни были построены в 1387 году у главных проездных ворот – Великая (на пересечении современных улиц Советской и Пушкина), Трупеховская (на пересечении современных Октябрьского проспекта и улицы Пушкина) и Петровская (на пересечении современных улиц Маркса и Пушкина). В таком виде крепость выдержала восьмидневную осаду новгородского войска в 1393 году. Спустя 3 года после осады псковичи продолжили строительство башен. В 1396 году была построена башня близ церкви Василия на Горке, а в 1397 году две угловые башни – Кстовская и Мстиславская (В то время называлась – Бурков костер). Последняя сохраняется до наших дней. Наконец, в 1398 году будут построены 3 промежуточные башни – Кумина, Лужская и башня на Незнановой горке.

В 1397-98 годах руководителем работ по возведению пяти башен являлся псковский посадник Захарий Костроминич. Он был сыном посадника Леонтия Костромя. Псковская летопись называет посадника Захария весьма уважительно  - «добрый и милостивый господин». Помимо башен в стене 1375 года Захарий руководит строительством Великой башни в Кремле. Она будет возведена в 1400 году. Кроме того он руководит церковным строительством в монастырях в окрестностях Пскова: под его руководством строится церковь Николы на Волку в 1395 году (на левом берегу реки Великой) и церковь Михаила в Песках в 1398 году (на пересечении современных улиц Спегальского и Свердлова). Умер посадник Захарий в 1401 году и был погребен в Рождественской церкви в Довмонтовом городе.
Схема ниже дает представление о том, какие объекты были возведены при участии посадника Захария Костроминича.


Цифрами на схеме обозначены: 1 - предположительное место, на котором стояла Никольская церковь одноименного монастыря; 2 - Мстиславская башня; 3 - место, на котором стояла Кстовская башня; 4 - примерное место, на котором стояла Михайловская церковь одноименного монастыря; 5 - примерное место, на котором стояла башня на Незнановой горке; 6 -примерное место, на котором стояла Лужская башня; 7 - примерное место, на котором стояла Кумина башня; 8 - угловая башня на Крому (ныне на этом месте Часовая башня); 9 - место захоронения посадника Захария Костроминича - церковь Рождества в Довмонтовом городе (ныне сохраняется в руинированном состоянии).


XV век – чеканка собственной монеты.


Псков XIV-XV веков – это крупный торговый город. Собственно рост его благосостояния в это время связан в первую очередь с торговлей. Его местоположение между Новгородом и прибалтийскими землями на очень крупной реке, впадающей в Псковское озеро приносило ему много выгод.

Псковский Торг в это время располагался с наружной стороны  стен Довмонтова города, простираясь от реки Великой до реки Псковы. Интересно, что посадник Борис, построивший третью линию укреплений в 1309 году, годом ранее мостит Торг деревянными плахами. Т.е. работы на Торгу проходят тогда, когда его территория еще не была под защитой крепостных стен. Это многое говорит о приоритетах псковичей того времени.

Рост псковской экономики и рост влияния Пскова в регионе приводит в начале
XV века к созданию собственного монетного двора и чеканке собственной монеты. Произошло это 1424 году. Для более быстрого признания торговыми партнерами Пскова в качестве образца была выбрана монета соседнего Дорпатского епископства (Дорпат – ныне Тарту). С одной стороны монеты был изображен епископ дорпатский в тиаре, а на обратной стороне была сделана надпись «Денга псковская». Впрочем, изображение человека на псковской монете в письменных источниках имело название «Глава человечья». Псковичи внесли небольшое изменение в изображение дорпатской монеты – они вложили в руку изображенного человека меч. В связи с этим считается, что на монете псковичи (подражая иноземной монете) поместили изображение святого покровителя Пскова – князя Довмонта. В 1480-е годы на смену «Главе человечьей» приходит изображение «Зверя лютого», который позднее будет отождествлен с барсом.

После присоединения Пскова к Московскому княжеству в 1510 году псковский монетный двор не прекратил своё существование, а перешел к чеканке московских денег. Закрыт монетный двор был только в 1632 году.

Местоположение монетного двора в Пскове после 1510 года приблизительно известно – он находился на Новом Торге примерно в окрестностях Драматического театра, за пределами четвертой линии укреплений. Поскольку монету в Пскове начали чеканить в 1424 году, а пятая линия укреплений (стена Окольного города) появится лишь в 1465 году, то это делает совершенно невозможным существование на незащищенной территории монетного двора. Скорей всего в
XV веке он располагался в пределах Среднего города (т.е в пределах стены 1375 года), но где именно остается загадкой. В краеведческой литературе позапрошлого века можно встретить мнение, что псковский монетный двор находился на Гремячей горе. Но в 1424 году Гремячая гора, также как и территория будущего Нового торга, не имела защиту в виде крепостных стен.

На изображениях монеты Дерптского епископства (XIVв.) и Господина Пскова (XVв.). Епископ Дитрих III (вверху) и князь Довмонт (внизу).





XVI век – присоединение к Московскому княжеству (прибытие Василия III,   уничтожение независимости Пскова).

1510 годэто рубежная дата в псковской истории. В этом году прекратило своё существование независимое псковское государство. В течении всего XV века Псков всё больше и больше подпадал под влияние Москвы. К началу XVI века в Пскове позиции сторонников присоединения к Москве были очень сильны. Тем не менее Василий III, князь московский, был не уверен в мирном исходе дела и двигался к Пскову в боевом порядке. Впрочем, его прибытие в Псков было подготовлено заранее. Еще находясь в Новгороде Василий III арестовал псковскую делегацию, прибывшую на переговоры. После этого его посланцы в Пскове объявили о прекращении вечевых порядков и снятии вечевого колокола. Псковичи согласились на условия московита. Снятый вечевой колокол был отвезен на подворье Снетогорского монастыря (находилось рядом с Кремлем, где ныне находится здание «Дома Культуры Профсоюзов»). Позднее он будет отправлен в Москву. Спустя 11 дней в Псков прибыл князь московский Василий III. Проехав через весь город, он спешился у церкви Всемилостивого Спаса (это место находится против центрального входа в кинотеатр «Октябрь») и отправился в Троицкий собор пешком. Псков пал.

Падение Пскова пришлось на день святой Ксении, в связи с этим Василий III повелел основать церковь в честь этой святой за стеной Среднего города. Псковский Торг был перенесен на новое место – на территорию за стеной Среднего города.  300 семей псковичей были выселены в Москву и другие города Московского княжества. В Псков в Средний город из Москвы и других городов в были поселены также 300 семей. Это окончательно подорвало позиции тех в Пскове, кто был настроен антимосковски.

После присоединения к Москве в последующие годы застраивается церквями место Старого Торга, также начинает застраиваться и вечевая площадь на Крому.

Москва в лице Пскова приобрела крупный культурный, религиозный и торговый город. Но кроме того она приобрела крупнейшую в регионе крепость с пятью линиями укреплений. И первые десятилетия Москва прикладывает большие усилия по модернизации псковской крепости. В 10-30-е годы
XVI века Москва посылает в Псков итальянских мастеров. Они в частности возводят в Пскове несколько новых боевых башен (некоторые перестраивают на месте старых), а также строят нижние и верхние решетки на реке Пскове. Однако после падения государства Ивана Грозного в конце XVI века Псков приходит в упадок и на протяжении двух с половиной веков пребывает в глубоком кризисе.

На рисунке московский князь Василий
III.




XVII век – хлебный бунт.

История хлебного бунта началась в 1617 году. Закончилась русско-шведская война (1610-1617гг) и по её итогам был заключен Столбовский мирный договор. Согласно этому договору к Швеции отошла часть русских территорий (часть новгородских земель), соответственно населенных православными. Договором предусматривалась взаимная выдача тех, кто переселялся из одной страны в другую.  Однако, основной поток переселенцев шел в одном направлении: с уступленных Швеции русских земель. Шли годы. Таких переселенцев оказалось множество. Москва не стала выполнять условие договора, считая, что это будет предательством по отношению к православным переселенцам и предложила их выкупить. К 1650 году, т.е. когда прошло уже более сорока лет со времени подписания Столбовского мира, долг Москвы стал значительным. Наконец, когда тянуть с выплатами было уже невозможно Москва приняла решение выплатить долг, в том числе хлебом. Причем скупить всю партию хлеба предлагалось в двух пограничных городах – Новгороде и Пскове. «Операция «хлеб в обмен на православных» началась в феврале 1650 г. и вызвала рост цен на хлеб в полтора раза и взрыв общественного недовольства» (В. Аракчеев "Власть прошлого").

Восстание Пскове началось практически сразу. Город на время (с начала весны и до конца лета 1650 года) вышел из под власти Москвы. В начале марта был схвачен шведский посланник Нумменс, в конце марта был не на долго арестован псковский архиепископ Макарий, который считал, что нужно выполнять решение московских властей. В начале апреля был схвачен князь Ф. Волконский, присланный из Москвы для усмирения псковичей.

В начале июня к Пскову подошло войско князя И. Хованского для подавления восстания. Но Псков представлял собой мощную крепость с несколькими линиями укреплений и с 27 башнями по периметру. Поэтому Хованский не решился на штурм Пскова. В июле 1650 года Псков решает дать генеральное сражение. Оно состоялось за пределами Пскова. К ужасу восставших Хованский нанес псковскому войску сокрушительное поражение, псковичи понесли огромные потери. Тем не менее восстание продолжалось. Сразу после этого поражения в центре города состоялась показательная казнь нескольких сторонников Москвы.

Поскольку силой взять Псков не представлялось возможным, Москва предприняла неимоверные дипломатические усилия, чтобы прекратить восстание и вернуть Псков под свой контроль. 27 августа в Псков из Москвы прибыло посольство Земского собора во главе с архиепископом Рафаилом
для проведения переговоров. Москва пошла на значительные уступки. Благодаря этим переговорам восстание было прекращено.

Много позднее в память о казненных в июле 1650 года была возведена часовня Николки Салоса. Она стояла до начала XX века (несколько раз перестраиваясь) на северо-восточном углу построенного в середине XX века дома 1/3 по улице Советской. Её можно увидеть на фотографии справа от памятника императору Александру II между деревьями (за часовней виднеется колокольня Троицкого собора).




XVIII век – Строительство бастионной крепости (Пребывание в Пскове Петра Первого).

В 1700 году крайне неудачно началась Северная война со Швецией для Московского царства и его союзников. После ряда поражений возникла реальная угроза шведского вторжения и угроза захвата шведами Пскова. Граница со Швецией проходила в то время всего в пятидесяти километрах от города.

В Псков были направлены иностранные специалисты для оценки обороноспособности города. Вывод для каменных крепостных стен был неутешителен – они не могли стать надежной защитой города. Было принято решение строить бастионную систему укреплений. Контроль за работами осуществлял лично царь Пётр Первый, несколько раз приезжавший для этого в Псков. По приказу Петра 
в 1701 году были возведены: 9 бастионов с внешней стороны напольной стены Окольного города в междуречье рек Великой и Псковы, 9 батарей по левому берегу Псковы и 8 батарей по правому берегу Великой, а также 6 кавальеров с внутренней стороны напольной стены Окольного города и 2 равелина на правом берегу реки Великой. Это были грандиозные работы, они потребовали мобилизации большого количества трудовых ресурсов. В ходе этих работ были засыпаны 10 псковских церквей, они послужили основой для 8 батарей. Новая линия укреплений не защищала Запсковье и в случае шведского нападения этот район города мог стать ареной боевых действий (Впрочем, для этого шведам предстояло преодолеть каменную стену Окольного города, которая защищала Запсковье).

Во время своего пребывания в Пскове Пётр Первый останавливался на дворе Никифора Ямского. В то время двор состоял из двух домов. Дом в котором собственно жил московский царь не сохранился. Второй дом Ямского сохранился до наших дней, он находится на берегу реки Псковы против церкви Богоявления с Запсковья.

По просьбе Никифора Ямского при строительстве ближайшей к дому батареи, когда засыпалась другая Богоявленская церковь, был сохранен от разборки и засыпания её придел. Однако, много позднее он всё-же был утрачен. Осыпавшаяся еще позднее батарея обнажила руины Богоявленской церкви и в наши дни мы можем их видеть близ дома Ямского.

Результатом возведения бастионной системы в Пскове стало, вероятно, то что шведы не отважились напасть на Псков и Северная война не затронула город.

Часть бастионов и батарей сохраняется до наших дней. Особенно впечатляют размеры Сокольского бастиона.



XIX век – строительство железной дороги через Псков.

После Северной войны Псков буквально оказался на обочине жизни Российской империи. Границы отодвинулись от города на запад и город перестал быть пограничным, а из-за строительства Санкт-Петербурга переместились и торговые пути.

Угасание жизни проявлялось во всем. Например, начиная с середины
XVIII века по середину XIX века только в пределах Среднего города было утрачено 17 церквей. В XVI веке в Пскове и его ближайших окрестностях было 54 действующих монастырей, а в начале XIX века осталось всего три таковых (часть монастырских церквей была переведена в разряд приходских, а часть утрачена). В середине XVIII века Псков был лишен статуса боевой крепости, с этого времени начинают разрушаться его укрепления.

Новое оживление жизни в Пскове связано со строительством железной дороги в Пскове в середине
XIX века. Её строительство началось в 1852 году по указу императора Николая I. В 1854 году из-за Крымской войны строительство прекратилось, а по её окончании возобновилось. В 1857 году из Санкт-Петербурга можно было доехать до Луги, а к концу 1858 года дорога была достроена до Пскова. Движение было открыто в начале февраля 1859 года. А в августе 1859 года уже можно было доехать до Острова. Наконец, в 1862 году движение было открыто до Варшавы.

На станции Псков в 1858 году был построен временный деревянный вокзал.
Осенью 1859 года поездом в Псков прибыл император Александр II.
В 1860 году начато возведение каменного здания современного вокзала по проекту французского инженера Пиреля. Впрочем, первоначальный проект был несколько изменен. Строительство было завершено в 1863 году. В 1886 году было построено каменное здание паровозного депо.  В 1886-1889 годах строится Псково-Рижская железная дорога через Моглино и Печоры. В Пскове появляется станция Псков II.

Во-второй половине
XIX века начинается приток населения в город. Налаживаются активные торговые связи с Прибалтикой. В городе увеличивается число торговых и ремесленных предприятий. В конце XIX – начале XX веков город меняет свой облик: центральная часть города застраивается трехэтажными и даже четырехэтажными каменными домами. В городе появляются водопровод, электричество, телефон и трамвай.



XX век – реконструкция кремля.

Кремль – это цитадель псковской крепости. Его площадь всего 3 гектара (вместе с Довмонтовым городом – 4 гектара), в то время как площадь всей крепости – 214 гектар. С XVIII века крепость начинает постепенно разрушаться и больше не ремонтируется. При благоустройстве города постепенной разбираются некоторые мешавшие горожанам башни и участки стен. Со временем разрушились практически все башни кремля и существенная часть его стен. В середине XIX века, когда стали задумываться о реконструкции псковского кремля, полностью была разобрана кремлевская Смердья башня, а на её месте была возведена граненая Довмонтова башня. Тогда же подверглись реконструкции и Перси – южная стена Кремля.

Масштабные работы по восстановлению псковского кремля начались после принятия Сомином РСФСР в 1952 году постановления «О восстановлении и благоустройстве древних русских кремлей Новгорода и Пскова". Проект реставрации псковского кремля был разработан московскими «Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии Архитектуры СССР
». В 1954 году он был утвержден. Автором проекта явился архитектор Алексей Хамцов.  Уже в 1953 году начались противоаварийные работы на западном и южном участках стен псковского кремля. В 1955-1959 гг. была восстановлена западная стена кремля от руин Кутней башни до Довмонтовой башни. К 1961 году была восстановлена на полную высоту (башня сохранялась до этих работ примерно на 1/3) Кутняя башня. После этого была восстановлена восточная стена от Кутней башни до Троицкой колокольни. В 1972 году на фундаменте старой Средней башни была возведена новая. В 1973 году проводились работы по восстановлению стены от колокольни до Великих ворот. Позже всех была восстановлена Часовая башня.  Кремль воссоздан примерно в том виде, в котором он существовал в конце XVII века. Советские реставраторы не стали переделывать работу своих предшественников и Довмонтова башня сохраняется в формах середины XIX века.

Одновременно шли работы по реконструкции всей псковской крепости. Так на старом фундаменте была заново отстроена Власьевская башня, была отреставрирована Покровская башня (которая сохранялась почти на всю высоту), появилась впервые в истории башня над Святыми воротами в Довмонтовом городе. Большие работы проводились на западном участке стены Среднего города и на южной стене Окольного города.

Реставрация кремля в Пскове превратила его в интересный туристический объект и сегодня это одна из главных достопримечательностей Пскова.

На фотографии псковский кремль в начале
XX
века.





1 комментарий:

Irene V. комментирует...

Спасибо огромное за этот экскурс по векам!