В "Памятной книжке Псковской губернии на 1901 год" приводится список ежегодных крестных ходов в городе Пскове. Возможно многим будет интересен и сам перечень, и маршруты. Все даты ниже даны по старому стилю.
Список ежегодных крестных ходов по "Памятной книжке Псковской губернии на 1901 год"
На схемы нанесены не все маршруты, а некоторые показаны предположительно. Порядок перечисления в "Памятной книжке" - хронологический. В данной публикации этот порядок нарушен, но нумерация соответствует порядку в "Памятной книжке". В самой "Памятной книжке" нумерации крестных ходов нет.).
Крестные ходы в Кремле.
3) "25 марта в кафедральный Благовещенский собор, по случаю храмового праздника".
(Видимо, крестный ход шел от Троицкого собора к Благовещенскому и, может быть, вокруг последнего. В наши дни Благовещенский собор не существует. На схеме показан условно от входа одного собора до места, где был второй собор).
33) "17 октября перенесение мощей Св.Благоверного князя Всеволода-Гавриила из Троицкого кафедрального собора в Благовещенский".
(Вероятно, данный ход повторял предыдущий).
34) "27 ноября в день обретения мощей Св.Благоверного князя Гавриила, в собор".
(Упомянутый собор, это, видимо, в данном случае Благовещенский. В этом случае крестный ход повторял направление двух предыдущих).
4) "22 апреля по случаю празднования перенесения мощей Св. Благоверного Князя Гавриила, из Благовещенского собора в Троицкий".
(Крестный ход имел обратное направление, в отличие от предыдущих. На схеме показан условно от входа одного собора до входа во второй собор).
20) "16 июля, в день Чирской Божьей Матери, вокруг собора".
(В "Памятной книжке" по собором подразумевается Троицкий собор).
13) "В день Сошествия Св. Духа в кафедральный собор".
(Крестный ход заканчивался на Крому, но не ясно где начинался. Возможно он проходил в Кремле. День Сошествия Св. Духа - это 51-ый день после Пасхи (т.е. следующий за Троицей день) На схеме не отмечен).
Крестные ходы, начинавшиеся от Троицкого собора и шедшие за пределы Кремля.
1) "6 января на реку Великую для освящения воды".
(Маршрут не описан, не ясно и место на берегу. Но можно предполагать что шли от Троицкого собора на Власьевский спуск).
22) "1 августа из собора во Власьевские ворота, на Великую реку, для освящения воды".
(Маршрут, вероятно повторял предыдущий).
5) "В неделю Расслабленного, из собора к Варлаамовской церкви, для провождения из неё чудотворной иконы Спасителя и других икон, приносимых из Елеазаровского монастыря в кафедральный собор.
(Маршрут пролегал из Троицкого собора, вероятно, по Нарвской улице до церкви Варлаама Хутынского. Неделя о расслабленном - это четвертая неделя по Пасхе).
6) "В день Преполовения, с иконами из Елеазаровского монастыря и соборными, на реку Великую для водоосвящения и потом вокруг всего города".
(Вероятно маршрут шел к Власьевскому спуску, а затем вокруг крепостных стен. Однако, не ясно переправлялись ли через реку Пскову и в каком месте. Поэтому на схеме данный крестный ход не показан. Преполовение - 25 день по Пасхе).
11) Во вторник недели Св.Отцов с чудотворной иконой Богородицы и другими иконами приносимыми из Печерского монастыря в кафедральный собор, "из собора ... вокруг всего города".
(Вероятно, маршрут повторяет предыдущий. На схеме не показан).
30) "7 октября из собора с Печерскими и Елеазаровскими иконами на Великую реку для водоосвящения и потом вокруг всего города".
(Вероятно, маршрут повторяет два предыдущих. На схеме не показан).
8) "В неделю Слепого из собора к Покровской с пролома церкви".
(Вероятно, маршрут проходил по Великолуцкой улице, но вот в каком месте был поворот к Покровской церкви не ясно. На схеме маршрут показан по Георгиевской, но это практически наугад. Неделя о слепом это шестая неделя по Пасхе).
9) "В день Вознесения Господня из собора в девичий Вознесенский монастырь"
(Вероятно, маршрут пролегал по улице Великолуцкой к Старовознесенскому монастырю. День Вознесения Господня это 40-й день по Пасхе).
10) "В неделю Св. Отцов из собора к Владычному кресту для встречи чудотворной иконы Богородицы и других икон, приносимых из Печерского монастыря в кафедральный собор".
(На схеме маршрут показан по плавучему мосту и по старой изборской дороге. Однако, последняя на картах губернского времени показана с небольшим перерывом, поэтому, возможно, что могли быть отклонения от этого маршрута. Часовня Владычный крест находилась за пределами схемы. Ныне её не существует и следов на поверхности от часовни не осталось. Неделя святых отцов - это 7-ая неделя по Пасхе).
29) "6 октября к Владычному кресту, пред литургией, для приема Печерских икон в собор".
(Вероятно, маршрут повторяет предыдущий).
15) "В пятницу 2-й недели по Пятидесятнице к Спасо-Мирожскому монастырю, для встречи икон, приносимых из Святогорского монастыря, Опочецкого уезда".
(Возможно, маршрут проходил по берегу р.Великой, но так ли это было на самом деле - сказать сложно. Пятидесятница (пятидесятый день по Пасхе) - это День Святой Троицы).
16) "В воскресенье 3-й недели по Пятидесятнице с помянутыми иконами вокруг средней городской стены"
(На схеме маршрут не показан).
25) "30 августа из собора вокруг средней городской стены".
(Вероятно, маршрут повторяет предыдущий. На схеме не показан).
19) "10 июля из собора в село Выбуту, место родины Св.Благоверной Княгини Ольги"
(Возможно, маршрут в пределах схемы проходил там же, где и маршрут крестного хода к часовне Владычный крест. Однако, утверждать это сложно. В итоге на схеме маршрут не показан).
24) "29 августа для встречи икон, приносимых из Крыпецкого монастыря"
(Из описания не ясно, откуда и куда шел крестный ход. Можно предполагать, что начинался он от Троицкого собора и шел на Запсковье к Ильинской церкви - см. №26).
26) "6 сентября крестный ход к Ильинской (общинской) церкви, для провождения Крыпецких икон".
(Вероятно, маршрут был повторением предыдущего).
28) "5 октября пополудни, за соляные амбары, для встречи и провождения Елеазаровских икон в собор".
(Соляные амбары находились за пределами схемы).
Крестные ходы, начинавшиеся за пределами Кремля.
2) "1 марта общая панихида на городской площади в память императора Александра II."
(Видимо, сам крестный ход совершался у памятника. На схеме отмечено место памятника).
7) "В неделю Самарянина из Елеазаровского подворья к Варлаамовской церкви, для провождения ... приносимых икон обратно в Спасо-Елеазаровский монастырь".
(Маршрут, вероятно, проходил по улицам Спасской, Великолуцкой и Нарвской. Неделя Самарянина - 5-ая неделя по Пасхе).
12) В неделю Св. Отцов, в среду "из Печерского подворья к Владычному кресту, для провождения икон обратно в Печерский монастырь".
(Маршрут, вероятно, проходил по улицам Плоской, Великолуцкой и по староизборской дороге. Неделя святых отцов - это 7-ая неделя по Пасхе).
14) "В пятницу 1-й недели по Пятидесятнице из Запсковских церквей к Варлаамовской церкви, в воспоминание чуда, бывшего от преподобного Варлаама Хутынского"
(Вероятно, были задействованы главные улицы Запсковья - Нарвская и Ильинская. Маршрут показан с большой долей условности. Так от церкви Богоявления маршрут мог пролегать до Нарвской улицы по Богоявленской улице).
17) В среду 3-й недели по недели по Пятидесятнице "из Святогорского подворья к Спасо-Мирожскому монастырю, для провождения икон обратно в Святогорский монастырь".
(К сожалению, мне неизвестно где во второй половине XIX - начале XX века, в Пскове находилось подворье Святогорского монастыря. На схеме не показан).
18) "24 июня из Завелицких церквей в Иоанно-Предтеченский девичий монастырь".
(Вероятно, крестный ход проходил по главной улицы Завеличья - Предтеченской (Княже-Владимирской). Тем не менее маршрут показан с некоторой долей условности).
21) "20 июля, в день Св. Пророка Илии, из Запсковских церквей к Ильинской на Запсковье церкви".
(Вероятно, крестный ход проходил по тем же улицам, что и под №14).
31) "13 октября из Елеазаровского подворья обратно в монастырь".
(Вероятно, этот крестный ход повторяет ход под №7. Видимо, пропущена часть текста: "к Варлаамовской церкви, для провождения приносимых икон". На схеме не отмечен.).
32) "15 октября из Печерского подворья к полковым штабам, для провождения Печерских икон обратно в монастырь"
(Вероятно, данный крестный ход шел к казармам Омского полка на Завеличье. На схеме не показан).
Крестные ходы, в которых были задействованы все церкви Пскова (включая расположенные в Кремле).
(Для данных маршрутов схемы нет)
27) "8 сентября Из собора и всех градских церквей в церковь на Снятной горе".
Итоговая таблица (с некоторой долей условности):
Фрагмент из "Памятной книжки" с перечнем крестных ходов.
(для удобного просмотра следует открыть в отдельной вкладке)
Комментариев нет:
Отправить комментарий