ПОДЕЛИТЬСЯ!

Егорьевские и Взвозские ворота Пскова.

Довольно часто на просторах интернета Егорьевские и Взвозские ворота псковской крепости отождествляют. Обычно название "Взвозские" употребляют описывая Георгиевскую церковь и события начала XVII века:

"Георгиевская церковь, построенная близ крепостной стены, не раз была в центре боевых действий. Так, в 1612 г. шведские отряды пытались через выбитые ими Взвозские ворота прорваться в город, но безуспешно. В 1615 году король Густав -Адольф, в начале своего наступления на Псков, хотел через эти ворота обманным путем проникнуть в город, но был дружно прогнан псковичами. У церкви хоронили многих из тех, кто погибал здесь в жестоких схватках с неприятелем" (Сайт - opskove.ru).

Егорьевские (Георгиевские) ворота.

Церковь Георгия (Егория), построенная в Пскове в 1494 году, обычно упоминается в письменных источниках как стоящая на взвозе. Как пишет Инга Константиновна Лабутина,  взвоз в этом месте упоминается в летописях впервые в 1403/1404 году, т.е. еще до постройки стены Окольного города, когда еще не было никаких ворот в этом месте (И.К.Лабутина "Историческая топография...", - изд.2011г.,-с.154). Поэтому нет ничего удивительного, что впоследствии ворота могли по Взвозу называть Взвозскими. В летописях до начала XVI века ни Егорьевские, ни Взвозские ворота не упоминаются. В описаниях псковской крепости XVII века ворота у церкви Георгия называются исключительно Егорьевскими. 

Сам взвоз при упоминании вместе с Георгиевской церковью никак не назывался. Можно привести пример из писцовой книги конца XVI века: "Лавка Фетки Михайлова, живет у Егорья на Взвозе" (Под Егорьем понимается Георгиевская церковь). 
В этой писцовой книге упоминается и Успенская церковь на Взвозе и сам Взвоз не имеет при этом имени. Безымянность взвоза дает возможность именовать и ворота Взвозскими. Однако, имя у него всё-таки было. В той же писцовой книге читаем: "На Егорьевском взвозе баня да варница стоит на егорьевской земле, а ставят тою баню и варницу псковичи сами, а позем дают к Егорью на взвоз..." (МАМЮ,-1913,-т.V,-с.11) и "Николского монастыря с Егорьевского Взвозу на Петцком погосте пустошь Варивово..." (МАМЮ,-1913,-т.V,-с.142). Таким образом вероятность того, что ворота на Егорьевском взвозе могли называться Взвозскими очень низка (хотя полностью такую возможность исключать нельзя). Нигде мне не встречалось и название Взвозская башня, а оно неминуемо должно было существовать, если бы ворота именовались бы Взвозскими.

На сайте pleskov60.ru  со ссылкой на авторитетного псковского краеведа Натана Феликсовича Левина  на Георгиевском взвозе упоминаются еще одни ворота: "Въезд в крепость прикрывали двойные (по мнению Н.Ф. Левина) Георгиевские ворота - одни в стене, другие - выше, на Взвозе. Ворота с башнею над ними были одним из важных узлов защиты западной стороны крепости."

Эта версия со вторыми воротами в одной из групп социальной сети " Контакте" уже выглядит так: 
"...пункт пропуска проходил через Взвозские ворота Георгиевской башни, а потом через вторые ворота, более близкие к храму Георгия. Таким образом, пункт пропуска был хорошо защищён с реки." Получается, что ворота стояли на Взвозе друг за другом.

Раз ворот было двое, то одни могли именоваться Егорьевскими, а другие Взвозскими? Однако, в данную "пропускную систему двойных ворот", вероятно, закралась ошибка.

Если обратиться к описаниям псковской крепости XVII века, то мы действительно обнаружим, что Егорьевских ворот было двое. В описании 1655 года говорится: "От Покровских ворот до Егорьевских ворот городовой стены 215 сажен, ... да подле тех же ворот другие малые ворота, а в них ходят пешие люди; а в болших Егорьевских воротех зделана решотка железная на крюках; да над воротами роскат деревяной рубленой, а в нем 21 бой"(МАМЮ,-1914,-Т.VI,-с.132).

На плане 1694 года и те и другие ворота показаны почти в одну линию  рядом согласно описанию приведенному выше. Со стороны Покровской башни показаны большие ворота с раскатом над ними (под №32), а "подле" малые для пеших людей (под №31). 

Егорьевские большие и малые ворота на плане 1694 года.

В описании 1699 года ворота описаны несколько иначе: "Двои ворота Егорьевские проезжие, одне сверху, а другие внизу в стене, мерою 6 сажень с полусаженью, и у нижних ворот 2 решотки железные затвористые на крюках... А над теми болшими вороты роскат деревяной рубленой, мерою 4 сажени с полусаженью, а из него за город 14 боев; на роскате шатер, на шатре чердачок четвероуголной, крыт тесом... Да у тех же Егорьевских воротех в городе караулня деревяная. А мерою те ворота - болшие 2 сажени, малые сажень" (МАМЮ,-1914,-Т.VI,-с.234). В этом описании крепость описывалась в обратном порядке, поэтому первыми (со стороны Мстиславской башни)  упомянуты малые ворота без раската, а потом большие ворота с раскатом. Но первые названы расположенными сверху, а про вторые сказано, что они "в стене". Собственно это и вводит в заблуждение и кажется, что малые ворота стояли вне крепостных сооружений выше по взвозу. Но это не так. Уже на плане 1694 года видно, что большие ворота выступают к реке относительно малых ворот и, очевидно, что про последние можно сказать, что они сверху. А выражение "в стене" в данном описании относится и к малым и к большим воротам. Впрочем, более правильное представление о расположении ворот дает план середины XVIII века. И хотя на плане показаны только одни ворота, но стена в том месте, где они находятся идет почти перпендикулярно реке. Отсюда становится понятнее почему одни ворота названы нижними, а другие верхними.

Егорьевские ворота на плане 1750 года.

Также важно, что ни одни из данных ворот в описаниях 1644 и 1655 годов не названы Взвозскими. Не совсем логичной видится попытка шведов малыми силами прорваться именно через данные ворота со стороны реки, так как наступали они на Псков с севера, со стороны Запсковья, а данные  ворота практически находятся в южной части крепости.

Всё вышесказанное говорит о том, что Взвозские ворота находились со всем в другом месте. 
В Пскове были и другие взвозы, всходы, спуски, съезды.

Взвозские ворота.

В дореволюционной краеведческой литературе вопрос о местоположении Взвозских ворот был решен достаточно однозначно. Взвозские ворота, например, показаны на плане в книге Николая Фомича Окулича-Казарина, на Запсковье между наугольной Варламовской башней и Высокой башней, ближе к последней.




Существует фотография начала XX века запсковских Взвозских ворот сделанная М.И. Герасимовым. Причем на этом фото мы видим мемориальную табличку, судя по всему посвященную событиям 1615 года.



В "Трудах Псковского археологического общества" за 1915-1916 год  был опубликован отчет Н.Ф.Окулича-Казарина "О постановке памятника у Взвозских ворот, по случаю 300-летия осады Пскова Густавом-Адольфом" со списком жертвователей. Всего было собрано 479 руб. 25 коп.. К этому времени часть средств уже была потрачена в  том числе на работы по очистке стен, выравниванию площадки у ворот, на работы по подготовке участка под фундамент памятника.

Также в "Трудах" общества было опубликовано обстоятельное сообщение Павла Орлова на 15 страницах об осаде Пскова шведами в 1615 году, с рассказом о попытке прорыва шведов  через Взвозские ворота на Запсковье. Весной 1916 года на ту же тему состоялся доклад Николая Фомича Окулича-Казарина. В этом докладе Николай Фомич говорит в том числе о том, зачем шведы ворвались в Взвозские запсковские ворота: очевидно их задачей был прорыв к Варламским воротам, чтобы открыть их для основных шведских сил. (Если бы события происходили близ Георгиевской со Взвоза церкви, то прорваться от неё к Варламовским воротам через весь город было бы практически невозможно, и шведы навряд ли отважились бы на такое).

На основе каких данных краеведами губернского периода были локализованы Взвозские ворота на Запсковье? 

В 1895 году священником Варлаамовской церкви А.Е. Лебедевым была опубликована рукопись XVII века, точнее список рукописи хранившейся в Мирожском монастыре и опубликованной в 1869 году. Речь идет о "Повести о прихождении Свийского Короля Густава Адольфа ко граду Пскову". Различия между опубликованной рукописью в 1869 году и рукописью опубликованной Лебедевым были не существенны. Ниже представлен фрагмент рукописи, описывающий события у Взвозских ворот.
 



Все различия между рукописями автор публикации 1895 года отметил в примечаниях. В Мирожской рукописи отсутствовало в частности название Взвозских ворот. Таким образом, их название фигурирует только в рукописи опубликованной А.Е.Лебедевым. Из отрывка выше мы видим, что Взвозские ворота находились поблизости от нижних решеток. К тому же улица Званица, до которой "доидоша погании", проходила всего в 70-80 метрах от этих ворот.

Именно эта публикация и поставила точку в вопросе, где находились Взвозские ворота. Это ближайшие ворота (из трех ныне существующих ворот) к Высокой башне. Именно там они отмечены на плане в книге Николая Фомича Окулича-Казарина.


Кроме того, в Годовой смете 1667 года на прясле от Варламской наугольной башни до Высокой башни упоминаются Изваские ворота. Очевидно, что слово Изваские - это искажение от Взвозские.




Ирина Олеговна Колосова, в 2002 году локализуя Лубянский всход на Запсковье опиралась в том числе на то, что именно в этом месте находились Взвозские ворота: "
Отметим, что на плане губернского города Пскова близ Высокой башни у Нижних решеток показаны Взвозские ворота (Окулич-Казарин Н.Ф, 2001, вклейка). Таким образом, здесь находился один из взвозов (съездов, всходов) от р.Псковы к улице Званице или Варламской (Варламовской); в купчей 1753 г. он назван Лубянским. На плане 1740 г. показана улочка с каменным строением на ней, ведущая к башне у Нижних решеток (Окулич-Казарин Н.Ф., 1915, цв. вклейка (№ 61); ...). Но местоположению Взвозских ворот соответствует другая улочка, проходившая севернее и соединявшая берег Псковы со Званицей (Варламской улицей) примерно напротив ц. Воскресения со Стадища; именно здесь мог находиться Лубянский съезд (иначе - взвоз, всход) согласно купчей 1753 г."


План 1740 года. Красным цветом показан Лубянский вход (согласно локализации И.О.Колосовой), оранжевым - улица Званица (Варлаамская).

(Такая локализация Лубянского всхода противоречит сложившемуся мнению о местоположении Лубянского всхода, что также отмечает Ирина Олеговна. По её мнению летописное сообщение 1487 года "
когда от молнии загорелся костер, в котором «снет блюли собакам на ядь» может быть отнесено к Кутнему костру Крома. В этом случае костер этого летописного сообщения оказывается напротив Лубянского всхода, который Ирина Олеговна локализует у Взвозских ворот).

В качестве итога:



Список публикаций "Псковского путеводителя"

P.S.
1. Очевидно, в цитируемом отрывке статьи Ирины Олеговны Колосовой вкралась описка: "здесь находился один из взвозов (съездов, всходов) от р.Псковы к улице Званице". Взвозские ворота на плане из книги Окулича-Казарина выходят на реку Великую, взвоз шел к Званице от реки Великой.

2. Взвозские ворота получили свое название от слова "Взвоз", хотя сам Взвоз назывался Лубянским. Поэтому выше, рассуждая о безымянности взвоза близ Егорьевской церкви, я не исключил возможности, что Егорьевские ворота могли именоваться Взвозскими. Впрочем, в отличие от Егорьевских ворот Взвозские ворота не имели раската. 

3. На сайте 
opskove.ru, с которого начинался этот рассказ, к статье о церкви Георгия со Взвоза "приложен" список литературы. Первой книгой в списке идёт книга Александра Березского "Историко-археологический очерк псково-градского Георгиевского со Взвоза храма". Собственно эта книга и послужила, вероятно, главным источником к рассказу о событиях начала XVII века (совпадает стилистика). Книга была издана в Пскове еще в 1887 году. В ней героическим событиям посвящена целая главка. При этом улица Званица у Александра Березского  оказалась рядом с Георгиевской церковью. Собственно противоречивость изложения материала в этой книге, еще раз подтверждает изложенную версию местоположения Взвозских ворот.




Комментариев нет: