Крещение Пскова является одной из многочисленных загадок Пскова. Источники по начальной истории Пскова скупы и немногочисленны. И о крещении Пскова они молчат.
Самой обоснованной версией крещения Пскова ныне является версия С.В.Белецкого. Согласно его гипотезе Псков крещен Ярославом Мудрым в 30-е годы XI века. Но у этой гипотезы есть очень слабые места. Во-первых, никаких данных, хотя бы намеков, в письменных источниках этому нет. Во-вторых, нам неизвестно об основании Ярославом Мудрым или кем-то другим в XI веке, какой-либо христианской церкви, или об уничтожении им же языческих идолов. Кроме того нам неизвестно вообще о существовании в Пскове или его окрестностях в XI веке христианских культовых сооружений. Можно лишь гипотетически предполагать существование деревянной Троицкой церкви на Крому. Но это предположение также ни на чем не базируется.
Крещение Пскова княгиней Ольгой в принципе выглядит крайне неправдоподобно: Ольга умерла в 969 году, Русь была крещена в 988 году князем Владимиром, Новгород был крещён мечом и огнём в 990 году. По идее следом могло пройти и крещение Пскова, отстоящего от Новгорода всего на 200 км. Это в свою очередь подтверждает гипотезу Белецкого: крещение Пскова спустя 40 лет после Новгорода выглядит вполне вероятным.
По имеющимся археологическим данным Псков в X веке был языческим городом. В первой трети XI века происходит смена культур: забрасывается языческое капище и некрополи X века. Это в свою очередь опять же говорит в пользу версии С.В.Белецкого.
С другой стороны, отсутствие достоверных данных о существовании какой-либо церкви на Крому до XII века, строительство первых каменных церквей только в XII веке - говорят, возможно, о более позднем времени крещения Пскова.
В 20-годы, а затем в 40-е-50-е годы XII века на Завеличье строят два монастырских храма. Такое строительство было бы невозможно без поддержки христианской общины Пскова, как, быть может, и (христианских) властей Пскова. Следовательно уже в 20-е годы XII века христианская община как минимум имеет существенный вес в городе.
Теоретически на роль крестителя Пскова может претендовать и князь Всеволод-Гавриил. По крайней мере этим можно объяснить его особое почитание в Пскове. Всеволод-Гавриил становится наравне с князем Довмонтом святым заступником Пскова. И очень символично в этом плане его изображение с Троицким собором в руке. Это уже не просто собор, а символ новой для псковичей христианской веры. В этом случае 20-30-е годы (время княжения Всеволода в Новгороде) могут быть годами срытия языческих культовых сооружений на Крому . После обнаружения граффито на Благовещенской церкви в Новгороде, нет сомнений, что Троицкую церковь на Крому основал Всеволод-Гавриил.
Мнение о начале христианизации Пскова в первой половине XII века высказал Владимир Кильдюшевский. Свою точку зрения он подкреплял, в том числе тем, что в короткий период времени строятся сразу 4 каменных храма (Ивановский на Завеличье, Троицкий на Крому, Дмитриевский у стен Крома и Спасо-Преображенский на Мироже).
Владимир Кильдюшевский о начале христианизации Пскова (1995 год) |
Но подобная точка зрения выглядит слишком непривычно - существование язычества в Пскове как главной религии до XII века, кажется, малоправдоподобным.
Вопрос о времени крещения Псков, таким образом, остаётся открытым :)))
2 комментария:
Почему в тексте всюду: 20-е годы XI века, 50-е годы XII века, 90-е годы XII века... Значительно легче будет восприниматься информация если напишите: 1020-е годы, 1150-годы...
Устроил небольшой опрос - https://vk.com/wall6218632_17723
Пока большинство не на Вашей стороне. Большинству удобно моё написание (и мне тоже)
Отправить комментарий