Во второй половине XIV века из псковских летописей нам известно имя посадника Захария Костроминича. В одной из записей он упомянут как "добрый и милостивый господин". С его именем в конце XIV века связано строительство двух монастырских каменных церквей, шести крепостных башен, а также укрепление напольной части стены 1375 года.
В 1395 году "повелением доброго и милостивого господина Захария посадника Костроминича" была возведена каменная церковь в Никольском на Волку монастыре (Захарий считается также основателем этого монастыря).
В 1395 году "повелением доброго и милостивого господина Захария посадника Костроминича" была возведена каменная церковь в Никольском на Волку монастыре (Захарий считается также основателем этого монастыря).
Фрагмент Псковской летописи. |
Инга Константиновна Лабутина локализует монастырь на левом берегу реки Великой чуть выше по течению от Снетогорского монастыря против современной улицы Отрадной в Овсищах. Топоним "на Волку" Инга Константиновна связывает со словом "волок". Она предполагает, что рядом с монастырем могла проходить временная, сезонная дорога.
Но можно предположить, другой вариант. Топоним "на волку", возможно, происходит от латышского valka. В соседней Латвии имеется город Валка. Valka с латышского означает "заросшая речка", "болотистое место". (Возможно также, что к этому слову восходят Запсковские топонимы "Свиной волцы", "Волчьи Ямы", "Волковская башня")
Это один из трех псковских монастырей (основанных до 1510 года) для которых известна точная дата основания. Монастырь отмечен на плане Псковского уезда конца XVIII века. В начале XIX века ( в 1817 году) Никольская церковь была разобрана. Сегодня её место на берегу реки Великой отыскать достаточно сложно.
Фрагмент плана конца XVIII века. Место Никольской церкви Никольского на Волку монастыря отмечено красным. |
Под 1398 годом летопись сообщает, что по повелению посадника Захария была построена каменная церковь в Михайловском в Песках монастыре. Этот монастырь находился примерно на пересечении нынешних улиц Спегальского и Свердлова.
В 1399 году под руководством Захария Костроминича укрепляется напольная стена 1375 года и возводятся три новых костра - башни на Незнановой горке, у Лужских и Куминых ворот.
В 1400 году по распоряжению новгородского архиепископа, прибывшего в Псков, но под руководством посадника Захария возводится угловая башня на Крому над Великими воротами.
Схема ниже дает представление о том, какие объекты были возведены при участии посадника Захария Костроминича.
Башни и церкви, которые были возведены при участии посадника Захария Костроминича, направление напольной стены 1375 года, а таже место захоронения посадника. (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors ) |
1. Предположительное место, на котором стояла Никольская церковь одноименного монастыря.
2. Мстиславская башня.
3. Место, на котором стояла Кстовская башня.
4. Примерное место, на котором стояла Михайловская церковь одноименного монастыря.
5. Примерное место, на котором стояла башня на Незнановой горке.
6. Примерное место, на котором стояла Лужская башня.
7. Примерное место, на котором стояла Кумина башня
8. Угловая башня на Крому (ныне на этом месте Часовая башня)
9. Место захоронения посадника Захария Костроминича - церковь Рождества в Довмонтовом городе (ныне сохраняется в руинированном состоянии)
----
После смерти в 1401 г. Захарий Костроминич был погребен в церкви Рождества Христова в "Домантове стене".Его гробница находилась в этой церкви и в 1699 г., когда составлялась переписная книга церквей и церковных угодий Домантова городища.
Место захоронения посадника Захария Костроминича - руины церкви Рождества в Довмонтовом городе |
-----
По мнению С.А.Никонова отцом Захария Костроминича был псковский посадник середины XIV века Леонтий Костромя (в 1369 году упомянут в качестве степенного посадника). В приведенном ниже фрагменте указано отчество Захария Костроминича - Елентеев сын (т.е. сын Леонтия).
В летописных известиях самого конца XIV века фигурируют два Захария с разными отчествами - Костроминич и Фоминич. С.А. Никонов в публикации 2007 года считает, что это два разных лица. Однако, по мнению И.К.Лабутиной контекст упоминаний говорит об ошибке летописца - речь идет об одном лице (о Захарии Костроминиче) (Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV–XV вв., -М.,-2011,-с.220.).
Фрагмент рукописи Пролога из собрания М.П.Погодина. (Из статьи - С.А. Никонов Новые данные о средневековом Пскове XIV- начала XV века//АИППЗ,- 2007,- №52,-с.149) |
В летописных известиях самого конца XIV века фигурируют два Захария с разными отчествами - Костроминич и Фоминич. С.А. Никонов в публикации 2007 года считает, что это два разных лица. Однако, по мнению И.К.Лабутиной контекст упоминаний говорит об ошибке летописца - речь идет об одном лице (о Захарии Костроминиче) (Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV–XV вв., -М.,-2011,-с.220.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий