ПОДЕЛИТЬСЯ!

Языческие капища Пскова - найденные археологами и предполагаемые.

Языческие святилища долетописного Пскова
Языческие капища Пскова - найденные археологами и предполагаемые.
(Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors )

1.Языческое святилище 10-нач.11 вв. в районе Острой лавицы. Обнаружено в ходе археологических раскопок 1982 года. (Территория современного центрального рынка).

 2.Языческое святилище в районе Ропатной лавицы. На существование святилища указывают - название самой лавицы, а также находящийся рядом топоним Поганкины палаты (топоним указывает на поганое, не христианское место). Также рядом - на территории Двора Подзноева - археологами обнаружен некрополь викингов X века. Возможно, что святилище находилось на Похвальской горке, на которой позднее псковичи поставят церковь Похвалы Богородицы. (Сейчас на этом месте жилой дом и частично проезжая часть улицы Некрасова против палат купца Поганкина)

 3.Языческое святилище в районе Жабьей лавицы предположительно 11 века. В ходе археологических раскопок 2012 года в районе Жабьей лавицы было обнаружено кладбище 11 века и языческий идол в форме большой каменной головы медведя. (У перекрестка современных улиц Труда и Первомайской).

 4.Языческое святилище на левом берегу р.Великой напротив устья р.Псковы. В 2008 году на этом месте археологами был обнаружен языческий идол в виде каменной головы усатого человека. Вероятно, в XVI веке на этом месте был основан православный монастырь.

 5.Языческое святилище с Татища. Возможно известный сегодня топоним "Стадище" (церковь Воскресения со Стадища) - это результат слияния предлога с- со словом Татище. Слово "тать" связано с воровством, ворожбой и таинственностью. Татищем могли называть пугающее (и может быть поганое) место.
Позднее на этом месте возник православный монастырь. Hыне сохраняется церковь Воскресения. (У перекрестка современных улиц Набат и Поземского).

 6. Языческое капище Велеса. Н.Ф.Окулич-Казрин считал, что Власьевская церковь была построена на месте, "где некогда стоял идол языческого Велеса" (Так как святой Власий заменил в народном веровании прежнего бога Велеса, покровителя стад)
В 1420 году при строительстве обыденной Спасской церкви, псковичи специально отыскали место, на котором до конца 14 века стояла Власьевская церковь.

 7. Языческое капище в районе старой Изборской дороги. В ходе археологических раскопок 2006 года на улице Горького была обнаружена квадратная яма площадью 25 кв.м. и глубиной 1 метр. В яме были обнаружены человеческие кости. Один из человеческих черепов имел следы обработки. Авторы раскопа не исключают использование сооружения в качестве ритуального.

8. Языческое капище на Кромской возвышенности на месте Троицкого Собора. Крещение Пскова, вероятно, произошло не ранее первой трети XI века. Тем временем история укрепленного поселения в месте впадения реки Псковы в реку Великую начинается как минимум с VIII века. И , следовательно, мы должны предполагать, что на территории Псковского Кремля должно было существовать в VIII-X веках языческое святилище.
___________________

Что здесь притянуто за уши:

Пп. 3 и 4 даже при наличии там идола не доказывают факта, что там было капище. На территории центрального рынка был найден идол близ захоронения и к капищу он, видимо, отношения не имел.

 Пп.2 и 5 это всего лишь "странные топонимы". В п.5 топоним вообще никак не указывает на капище. Даже в предложенной мною трактовке он указывает лишь на пугающее, враждебное место. И не более того. Я уж не говорю о том, если моя трактовка не верна, то говорить о капище в этом месте нет вообще никаких оснований :)) П.2 - локализован согласно дореволюционной "традиции". Инга Константиновна Лабутина не склонна продолжать эту "традицию". Никаких доказательств такой локализации нет. Ропатная лавица могла находится в любом месте Опоцкого конца. Но близость к курганам викингов, к Поганкиным палатам перекрестка Красный крест делает привязку лавицы к романовой горке (или перекрестку Красный крест) более привлекательной :)). Ну и плюс "традиция".

 П.6. - это всего лишь традиция местных историков. Болховитинов считал, что Власьевская церковь построена в 10 веке на месте капища Велеса. Но нет никаких данных о строительстве этой церкви в то время. Обе Власьевские церкви строятся, видимо, только в 14 веке. Археологические раскопки проводились на месте Власьевской церкви, что стояла у Домантовой стены (и отчасти на ней). Никаких предшествующих церквей не обнаружено и капищ тоже. Другая Власьевская церковь стояла почти на перекрестке и частично на месте кинотеатра Октябрь . Она была построена чуть раньше первой, но никаких данных, что ей предшествовала другая церковь или тем более капище нет. Правда раскопок (кроме 1420 года) не проводилось. Факт строительства в этом месте христианской церкви в 10 веке сомнителен. А поверить в существование капища на этом месте до 14 века невозможно.
___________________

П.1 - тоже не столь однозначен. В последней статье о Пскове С.В.Белецкий очень осторожно пишет о существовании капища на этом месте ...
___________________

К п.6.
Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси:

"Церковь Власия была поставлена и во Пскове. В 1373 г. каменную церковь Власия псковичи поставили на Торгу (где и надлежало быть в языческие времена идолу Волоса), но не на месте старой церкви, а "на другом месте". В 1389 г. постройку дополнили каменным притвором. А в 1420 г. во время страшной эпидемии ("бысть мор велик зело"), свирепствовавшей шесть месяцев, псковичи решили отыскать фундамент первоначальной церкви Власия, поставленной, по всей вероятности, непосредственно на месте идола Волоса, как предписывалось обычаем времен крещения Руси.

 "Тогда посадники псковъскыя и весь Псков начата искати священного места, где была первая церков святый Власей. А на том месте стояше двор Артемьев Воротове и псковичи давше ему сребро и спрятавше (исследовав) двор, обретоша престол".
Смысл археологических раскопок 1420 г. заключался, по-видимому, в том, чтобы найти древнее, вдвойне священное, место - и языческое капище и одну из первых церквей Пскова."
(http://paganism.msk.ru/liter/rybakov22.htm)


П. 7 - как выяснилось, при тщательном изучении череп не имел следов искусственной обработки (Впрочем, результаты этого тщательного обследования до сих пор не опубликованы). Поэтому скорей всего найденное сооружение не было ритуальным.



Комментариев нет: