ПОДЕЛИТЬСЯ!

Зверь Лютый и княгиня.

На границе сквера и площади в центре Пскова приютился небольшой памятный знак, посвященный первому упоминанию Пскова в русской летописи.

"и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу"

Монах Нестор поместил в "Повести Временных Лет" под 903 годом сообщение о том, что сын Рюрика Игорь к этому году вырос "и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу". На одной из сторон знака приведена цитата из летописи и её перевод. На второй стороне памятного знака, которая обращена к площади, можно увидеть увеличенное изображение государственной печати "Господарства Псковского" с изображенным на ней "лютым зверем".

Предположительно с XII века и до начала века XVI Псков был независимым государством. Вел самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, имел собственное войско и речной флот, в XV веке чеканил собственную монету. В период независимости псковское государство именовалось "Господин Псков". Гербом Пскова являлась "глава человечья" (изображение князя Довмонта).

Гербом Пскова являлась "глава человечья".

Во второй половине XV века в Пскове были проведены административные реформы. С этого времени изменилось наименование Псковского государства. Оно стало называться «Господарством Псковским». Появляется и новый символ - "лютый зверь". Реформы, новое название и новая символика Псковского государства связаны с изменением отношений Пскова и Москвы – с этого времени Псков, фактически признал себя «вотчиной» великого московского князя. Таким образом, памятный знак с печатью "лютого зверя" на Октябрьской площади это символ подчинения Пскова Москве.

Рядом с этим знаком находится памятник княгине Ольге скульптора Вячеслава Клыкова. Установлен он был в 2003 году.

Зверь лютый на печати "Господарства Псковского" и памятник княгине Ольге скульптора Вячеслава Клыкова


Легенда об основании Пскова княгиней Ольгой, вероятно, восходит к XVI веку, ко временам присоединения независимого Господарства Псковского к Московскому княжеству. Это сегодня Псков небольшой областной центр, а в XVI веке он был крупным городом в составе московского государства. Псковичи, желая еще более повысить статус своего города, попытались найти и связать его основание с династией рюриковичей, причем с самыми первыми князьями этой династии. Княгиня Ольга идеально подходила на роль основательницы Пскова – она была замужем за Игорем, за сыном самого Рюрика.

В XVI веке было написано подробное житие княгини Ольги. Его автором, вероятно, был игумен Иоанна Богослова Костельникова монастыря с Мишариной горы, известный псковский агиограф Василий-Варлаам. Из этого текста мы узнаем подробности основания города. В далеком X веке княгиня Ольга увидела над холмом при слиянии рек Великой и Псковы три луча божественного света и произнесла, ставшую исторической, фразу: «На этом месте будет церковь Святой Троицы, и будет город велик и славен".

Если встать рядом с памятником княгине, то нашему взору откроется и псковский кремль, и белокаменный с золотыми куполами Троицкий собор.

Впрочем, всё-таки нужно отметить, что в легенде княгиня Ольга увидела три луча совсем с другого места


3 комментария:

Moon комментирует...

Из фразы Варлаама, которую он вложил в уста Ольги "На этом месте будет церковь Святой Троицы, и будет город велик и славен" вовсе не следует факт основания ею города Пскова.
Увидев лучи, Ольга сказала: на этом месте будет церковь. Точка. А в результате постройки церкви город Псков (который уже был) будет велик и славен.
Да и Нестор писал, что Игорю привели Ольгу из Пскова. То есть, Псков однозначно уже был.

Александр Окунев комментирует...

Всё не так однозначно в этом тексте. И автор текста 16 века и историки следующих веков отлично знали текст летописи. Вот, например, что писал Татищев (знакомый разумеется с текстом жития 16 века): "Ольга княгиня в некоторых манускриптах от Пскова, и токмо в одном роскольничем от Изборска, и то её право; ибо тогда Пскова еще не было. Еще же Нестор не написал бы Псков, но Плесков, как он тогда именовался".

Очевидно, что Татищев относил основание Пскова ко времени после рождения Ольги. Это он мог сделать только исходя из той трактовки жития, что приведена у меня. Дополнительным аргументом для Татищева служит то, что по его мнению Нестор называет Псков не первоначальным именем, что вероятно по его мысли делает летописное упоминание под 903 годом не достоверным.

Болховитинов следуя за Татищевым составляет "Сокращенную псковскую летопись". Согласно данной "летописи" Ольгу привели в жены Игорю в 903 году из Выбутской Веси. В 946 году Ольга, будучи на берегах Великой "назнаменовала основание града Пскова" (т.е. Болховитинов, а его нельзя обвинить в необразованности, понимал текст жития аналогично приведенному у меня), в 948 году по Болховитинову в Будитине (По Болховитинову, возможно, это Выбуты) родился Владимир и, наконец, в 965 года по Болховитинову Ольга основала Псков и Троицкую церковь.

Скорей всего данный смысл - основание Ольгой Пскова - вкладывал и автор 16 века, но сделал это несколько не однозначно, что позволило развиться и приведенной Вами точки зрения на данный текст. Возможно эта неоднозначность (равно как неоднозначность в тексте жития социального статуса Ольги (простолюдинка/знатная)) была заложена автором 16 века сознательно, так как летописный текст и предыдущие версии жития говорят об Ольге от Пскова. Автор не мог это просто проигнорировать. Тем не менее созвучность Выбут и Будутиной Веси, упоминание в Псковской летописи вместе с Выбутами Ольгиной горы (а автор 16 века не мог этого не знать, так как был достаточно образован), стратегическое значение брода в Волженце (условно в Выбутах), необходимость сделать Ольгу перевозчицей (параллель с Кием и намек на знатное происхождение Ольги) приводит автора 16 века к тому, что встреча Ольги и Игоря происходит не у Пскова, а Выбутах, а, следовательно, к мысли, что Пскова в то время могло и не существовать. Собственно, однозначно эту мысль проводят, как я написал выше Татищев и Болховитинов. И эта точка зрения долгое время была господствующей. Кроме того подобное толкование текста 16 века можно встретить и сегодня.

У меня приведена одна из версий данной легенды, так как на мой взгляд она более полно отражает первоначальный замысел автора 16 века.

Александр Окунев комментирует...

Если мы берем версию легенды в Вашем варианте (а этот вариант как бы делает текст чуточку достовернее), то нам нет необходимости считать Выбуты родиной Ольги ибо текст летописи и предыдущие версии жития говорят, что Ольгу привели от Пскова. Быть в Выбутах перевозчицей большого смысла не было, там вообще брод. Соответственно, если она и была перевозчицей то у Пскова, где река не только широка, но и глубока. (Название Ольгиной горы к Ольге отношения не имеет, название происходит от диалектного слова ольга, что означает болото. Кроме того неоднозначно и местоположение этой горы, совсем не обязательно, что она была у Выбут, Будутина Весь и Выбуты звучат схоже, но всё-таки это разные названия). Однако, подтвердить факт, что Ольга в 10 веке была перевозчицей невозможно. Единственное объяснение, которое есть у меня, это необходимость параллели с легендарным князем Кием, чтобы показать, что Ольга была отнюдь не простой девушкой. Если Ольга не была перевозчицей, то мы возвращаемся исключительно к тексту летописи: Ольга находилась в Пскове, на момент когда её взял в жены Игорь.

Это вторая причина по которой я привел версию легенды с основание Пскова, она более красочна.