Семь интересных фактов из истории церквей Пскова. https://www.openstreetmap.org/copyright/en
1. После строительства церкви Дмитрия Солунского в сер. XII века следующая каменная церковь в Пскове будет возведена только в XIV веке . До начала XIV века в Пскове было всего две церкви (обе каменные), причем одна из них была основана за пределами крепости. В 1123 или в 1133 году новгородский князь Всеволод-Гавриил заложил каменную Троицкую церковь на Крому. В 1143 году была построена каменная церковь Дмитрия Солунского на посаде под стенами Кремля. Домантову стену возведут во второй половине XIII века и только тогда церковь Дмитрия Солунского окажется под защитой стен.
Комментарий: каменного церковного строительства, видимо, не велось в Пскове в XIII веке, так как город переживал кризис. Возобновляется строительство каменных церквей (а возможно и церквей вообще) только после постройки стены посадника Бориса. Еще две каменные церкви XII века (в Мирожском и Ивановском монастырях) находились за пределами тогдашнего Пскова, в его окрестностях.
2. Одна из четырех кончанских церквей в центральной части строится за пределами стены Среднего города 1309 года. В центральной части Пскова (в междуречье) было четыре городских конца. Каждый конец имел свою кончанскую церковь. Три кончанские церкви - Петропавловская, Георгиевская и Михайловскаянаходились внутри стены 1309 года. А церковь Николы с Усохи находится за её пределами.
Комментарий: возможно, что первоначально церковь Николы с Усохи находилась внутри стены 1309 года, а позднее церковь перенесли. Тем более, что именно так поступили псковичи с другой кончанской церковью. Петропавловская церковь первоначально была построена внутри стен Среднего города 1309 года, а позднее её перенесли на новое место, за пределы стены.
В пользу того, что первоначально Никольская церковь могла быть основана в другом месте, говорит использование в названии церкви двух топонимов: церковь Николы с Усохи и церковь Николы в Опоке. В 1897 году при строительстве коммерческого банка на углу Великолуцкой и Плоской улиц с внутренней стороны стены были обнаружены остатки церкви, которая до сих пор историками достоверно не атрибутирована. Эта неизвестная церковь могла бы претендовать на роль первоначальной церкви Николы в Опоке. (На схеме обозначена "2а")
3. Рождественский монастырь за Свиными воротами должен был находиться в самом эпицентре событий во время штурма города войсками Стефана Батория в 1582 году. Но его никто во время штурма "не замечает". Монастырь Рождества Христова впервые упоминается в середине XV века. Затем он упоминается в конце 16 и в течение всего 17 века. Но он не фигурирует в описаниях осады Пскова польскими войсками. Что странно, так как он должен был находиться сразу за Свиными (Свинузскими) воротами Окольного города.
Комментарий: возможно, существует ошибка в локализации монастыря, так как письменные источники скудны, а археологами он не обнаружен. Но может быть этот монастырь по неизвестным для нас причинам пришел в запустение, был заброшен и к 1582 году представлял из себя никому не интересные развалины. А в XVII веке он мог быть возобновлен.
Эту версию косвенно подтверждают два факта: видение Богородицы старцем Дорофеем и строительство Рождественской церкви с внутренней стороны стены. Видение можно интерпретировать следующим образом: "Бедствие наступило вследствие того, что псковичи забросили святыню - Рождественский монастырь у стен крепости." Видение Богородицы это и напоминание, и заступничество одновременно. Сразу после отступления войск Батория псковичи строят рядом с Покровской башней двойную церковь - Рождества и Покрова Богородицы. Тем самым отдавая дань заброшенному Рождественскому монастырю. (Местонахождение монастыря неизвестно, на схеме обозначен условно)
4.К 1510 году из 39 псковских приходских церквей только одна находилась за пределами городских укреплений. Монастыри в Пскове основывались не только за пределами городских стен, но и за пределами посада. Правда со временем, по мере роста города, многие монастыри оказались внутри крепости. А вот приходские церкви, особенно в камне строились в основном под защитой городских стен.
Комментарий: Церковь Успения с Пароменья находится на Завельчье и , видимо, для посадского населения за рекой Великой было сделано исключение.
5.Как правило при городских церквях в Пскове находились кладбища - буи. Но только одна церковь в Пскове сохраняет этот топоним. Церковь Петра и Павла на перекрестке улиц Маркса и Воровского в своем названии несет в себе это старинное название кладбищ: Петропавловская церковь с Буя.
Комментарий: Возможно это кладбище сохранялось дольше всех. Может быть оно было чем то примечательным. Может быть церковь была построена при уже существовавшем кладбище.
6.Монастырь Святого Духа со Усохи. Все известные нам псковские монастыри основывались за пределами крепостных стен. Но с ростом территории города часть из них оказалась внутри укреплений. Сегодня известно о 24 монастырях на территории Окольного города и только об одном монастыре на территории Среднего города. Об этом последнем - монастыре Святого Духа со Усохи - известно очень мало. Церковь Святого Духа отмечена на карте середины 18 века. Этот монастырь должен был бы считаться одним из самых древних. Как было сказано выше, монастыри основывались за пределами городских стен. Первая - деревянная - стена Среднего города была построена в конце 60-х годов XIV века. А значит, основание монастыря нужно было бы относить к первой половине XIV века.
Комментарий: Более достоверна другая точка зрения. Согласно ей, данный монастырь в Усохе появился сравнительно поздно - в 70-е годы XVII века. Он был переведен сюда с Завеличья. Причины этого переноса монастыря неизвестны. Как неизвестно и место его первоначального нахождения на Завеличье. Не сохранилось его следов и на Усохе.
7.В XIV-XV веках в Пскове было учреждено 6 соборов, в состав которых вошли 9 приходских церквей. Восемь соборных церквей находились в самом центре города (1 в Кремле, 6 в Довмонтовом городе, 1- на Торгу - рядом с Довмонтовым городом). И только одна соборная церковь - церковь Похвалы Богородицы - находилась очень далеко от центра, в Окольном городе.
И это еще не всё. На момент, когда Похвальская церковь стала соборной, а произошло это в 1462 году, стена Окольного города еще не была возведена. Т.е. это единственная соборная церковь которая первоначально находилась на посаде, вне городских стен.
Комментарий: Вероятно, прихожане Похвальской церкви, проживавшие на Романовой горке, в середине XV века имели большой вес и авторитет в псковской городской общине. Учитывая, что праздник Похвалы Богородицы был одним из главных московских праздников, можно предполагать тесные связи жителей похвальского прихода с Москвой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий