ПОДЕЛИТЬСЯ!

Кто засыпал Покровскую башню?

Если в поисковой системе набрать фразу: "Покровская башня была засыпана", то ответ на вопрос вынесенный в заголовок отыскивается достаточно легко.


Кажется, что никакой проблемы не существует - башня была засыпана землей в начале Северной войны царем Петром Первым: она стала частью вала, на котором был воздвигнут артиллерийский бастион.

Эта версия подтверждается и работами псковских историков и краеведов.

В книге 
о Всеволоде Смирнове, изданной в 2010 году Ирина Борисовна Голубева писала: "Пётр I ... отдал приказ модернизировать старую псковскую крепость... Псковские башни и стены были освобождены от деревянных крыш и шатров и полностью или частично засыпаны землей, служа основанием новых батарей. Так, в числе других была засыпана и Покровская башня, а с юго-запада от неё был сооружен земляной полубастион [1,с.59]... Первая научная реставрация Покровского угла была проведена в 1956-1962 гг... Заказ на реставрацию Покровской башни и примыкающих прясел крепостных стен был получен в конце 1955 г. [1,с.60]... Работы 1956 г., начавшиеся в феврале, состояли в обмерах свободных от грунта камер боев..., а по мере расчисток - обмерах планов ярусов башни... В 1957 году работы по натурному исследованию и обмерам башни были продолжены, причем выполнены исследования нижнего яруса... В мае этого же года начались срочные противоаварийные работы..." [1,с.62]

Инга Константиновна Лабутина в той же книге вспоминала: "Мне повезло наблюдать начало работ по Покровской башне в 1956-1959 гг. Одним из первых этапов, занявших много времени была выемка засыпки башни. Заполнение грунтом было произведено единовременно в 1701 г. при строительстве бастионов во время Северной войны... Запомнились постепенно раскрывавшиеся мощные деревянные столбы , возвышавшиеся от пола на высоту нескольких ярусов внутри пространства башни."[1, с.107]

А вот что писал Натан Феликсович Левин в другой в книге изданной также в 2010 году: "При Петре I в 1701-1703 годах, ожидая нашествия швед­ских войск, с башен убрали де­ревянные шатры и мосты между ярусами, а также засыпали их землёй. Кроме того, к башням, защищавшим Окольный город с южной стороны, присыпали земляные бастионы. Поэтому через два с половиной века, с сентября 1953 года, подгото­вительные работы по рестав­рации Покровской башни пришлось начинать с вывоза земли. И сразу в ней стали попадаться интересные находки: чугунные и каменные ядра, мортира, наконечники копий, топоры, шведские монеты, бронзовые нательные кресты XVI века... Очистка башни от земли завершилась в мае 1957 года." [2]

Если исходить из последней цитаты - расчистка башни велась на протяжении почти 4 лет (3 года и 9 месяцев), что, впрочем,  вполне соответствует масштабам самой башни - она одна из крупнейших башен во всей Европе. Однако, возможно, в работе Н.Ф. Левина всё-же опечатка - и следует читать "с сентября 1955 года". Но даже в этом случае расчистка башни длилась почти два года, что по-прежнему не мало. Такой объем работ, как-будто
 свидетельствует, что башня была полностью засыпана. 

Уже в первой цитате есть некоторая неясность: "
Псковские башни ... полностью или частично засыпаны землей, служа основанием новых батарей...была засыпана и Покровская башня, а с юго-запада от неё был сооружен земляной полубастион"[1,с.59]. Т.е. башня была засыпана и стала основанием "новой батареи", но полубастион был сооружен с юго-запада от башни. В итоге не понятно, каким образом башня стала основой бастиона? Тем более, что на следующей странице говорится, что "башня не была засыпана полностью изнутри: её подземный ярус использовался в XVIII и XX веке." 
[1,с.60]. 

В итоге к первоначальному вопросу, добавился еще один: "Башня была засыпана частично или полностью?" И, вероятно, ответ нужно искать в описаниях башни ранее середины XX века.

На старых фотографиях видно, что бастион по своей высоте доходил до половины башни, собственно как и в наши дни.




Если бы башня была засыпана до самого верха, то вероятно в системе Петровских укреплений эта насыпь получила бы наименование "кавальера". Этот род насыпей возводился вместе с бастионами, но с внутренней стороны крепостной стены. Кавальеры по своей высоте превосходили бастионы. Сегодня в городе сохраняются остатки Козьмодемьянского кавальера между улицами Советской и Калинина. О существовании Покровского кавальера, кажется, ничего неизвестно. Если посмотреть на легенду плана середины XVIII века, то мы увидим, что среди перечисленных кавальеров, Покровского нет. Кроме Покровского бастиона существовали еще две Покровские батареи, но они находились к северо-западу от башни. Можно допустить и другое - что первоначально Покровский бастион был равен высоте башни, а в последствии он по каким-то причинам потерял свою первоначальную высоту и стал ниже башни. 

Однако, обратимся к некоторым описаниям башни первой половины XX века.

В "Спутнике по древнему Пскову", изданном в 1913 году - Николай Фомич Окулич-Казарин писал: "В 1882 году в Покровской башне еще виднелись следы этих "слухов". Если расчистить башню..."[4,-с.223]. И далее: "Высота башни около 7 саж., диаметр 12 саж. Прежде она имела 5 ярусов обороны, из них верхний совершенно осыпался. Внутренность её содержится в гнуснейшем виде: это ретирадное место... Городская Управа пробовала очищать башню, даже приделала дверь с висячим замком; но замок тотчас же был сбит, и историческая башня снова превращена в ретирадное место"[4,-с.223]. Из этого описания следует, что во внутрь башни можно было попасть, и что даже существовала дверь с висячим замком. А также предпринимались попытки расчистить башню.

В путеводителе 1929 года Аркадия Васильева и Августа Янсона про посещение Покровской башни рассказывается так: "
Если вернуться назад и пройти через Покровские ворота в сад ц. Покрова, то из сада можно подняться на стену, через дверь войти в башню и по заполняющей ее земле и щебню подняться на ее вершину."

Т.е. вход был, судя по всему на уровне боевого хода. А раз можно было подняться на вершину, значит какая-то часть башни была засыпана до верха. На фото (см.ниже) кружком обозначено примерное место входа, через который, вероятно, в 1929 году попадали в башню. Верхняя красная линия показывает границу между частью башни существовавшей 1929 году и частью башни воссозданной реставраторами в середине XX века. Нижняя красная линия проведена по верхней части ворот, ведущих в нижнюю часть башни. Получается, что вход в башню через эти ворота был невозможен или затруднен.

 

"Известия государственной российской археологической комиссии" за 1918 год рассказывали, что в  1912 году господин Сигодзинский просил в пользование Покровскую башню с целью устроить показательную астрономическую станцию.  В феврале 1917 года Псковское латышское общество просило городскую управу уступить ему в безвозмездное пользование Покровскую башню с прилегающей к ней площадкой для устройства собраний, лекций, библиотеки, читальни. Летом 1917 года Покрово-Никитский приходской совет испрашивал у Псковского Археологического Общества разрешение о получении права на исключительное пользование Покровской башней для религиозно-просветительских нужд прихода. Совет при этом готов предоставлять зал башни посторонним культурно-просветительским обществам Пскова. К просьбе совета присоединились Покрово-Никитское братство, сестричество, Покровский проповеднический кружок, совет церковно-приходской школы, Псковское латышское общество. Всем было отказано. [5,-c.126-128]

Судя по всему в начале XX века башня скорее воспринималась как свободная, нежели засыпанная (тем более полностью).

В "Известиях императорской археологической комиссии" за 1915 год был опубликован "Акт осмотра стен и башен П.П. Покрышкиным в 1908-1912 годах".  В этой публикации имеется подробное описание состояния Покровской башни с фотографиями:

"Наружная облицовка весьма разрушена, имеет следы ядер. С южной стороны еще видны целые плитные камни древней облицовки (рис.9), которая вся покрыта вертикальными бороздами.

Фотография Покровской башни из публикации 1915 года.

Внутри своды обвалились (рис.10) и низ башни представляется непроходимым от нагромождения кусков стен и сводов, местами до верху башни, поросших притом высокою травой. Вход в виде большой арки завален щебнем почти до верху, входик со стены замурован в новейшее время для защиты её от озорства праздных гуляк. Другая калитка , деревянная, запирается с тою же целью. 

Снаружи башню заслоняют: с юга и востока бастион, имеющий вид холма, с садом, а со стороны набережной - огромные склады дров.

Фотография Покровской башни из публикации 1915 года. Внутренний вид.


Сохранился ров. При поверхностном обзоре план башни представляется в виде квадрата с весьма закругленными углами" 
[6,-с.33-34].

На фотографии внутреннего вида видно, что верх однозначно не засыпан, а в описании внутреннего заполнения нет ни слова о грунте, в том числе о грунте времен Петра Великого. Низ башни в этом описании действительно засыпан, но не землей, а осыпями стен и различными обломками . Можно еще раз взглянуть на современную фотографию с нанесенными красными линиями: нижняя красная линия проведена как раз почти по верху входа в виде большой арки. 

С юго-востока к башне в первой половине XX века примыкал бастион, но сегодня бастион отделен от башни. Вот что писал об этом Натан Феликсович Левин: "Чтобы показать башню во всём её величии, решили убрать и часть земляного бастиона около башни" [2].

Со всей однозначностью можно утверждать, что Петр Великий засыпал башню с наружной юго-восточной стороны. А вот засыпал ли он её изнутри с такой же однозначностью сказать нельзя. 



P.S.

Была использована следующая литература:

1. Книга "Всеволод Смирнов. Архитектор, художник, кузнец" (СПБ,- 2010)
2. Статья Натана Феликсовича Левина "В память о героической обороне" (В книге "Псков - город воинской славы : статьи и документы " [сост. Н. Ф. Левин] (Псков,- 2010)) на сайте pskoviana.ru
3. Путеводитель 
Арк.Васильева и А.К. Янсона  "Древний Псков" (Л.,-1929) на сайте pskovgo.narod.ru
4. "Спутник по древнему Пскову" Николая Фомича Окулича-Казарина (Псков, - 1913) 
5. "Известия государственной российской археологической комиссии" (Петроград,-1918,-вып.66).
6. 
"Известия императорской археологической комиссии" (Петроград, 1915, - вып.59)

Комментариев нет: