В ноябре 2025 года Пскове на улице комсомольца Леона Поземского близ Варламовской церкви установили памятник самому знаменитому псковскому князю - Тимофею-Довмонту.
И памятник, и место установки вызвали противоречивые оценки. Часто в таких случаях говорят: "История рассудит!"

А давайте заглянем в будущее и попробуем представить, что могли бы написать в путеводителях об этом памятнике скажем лет через пять, десять и больше 😀😀😀
Из путеводителя 2030 года:
"Гости города часто спрашивают про памятник Довмонту: почему князь не на коне?
Памятник
Довмонту поставлен в местности, которая в древности называлась
Стадищем. На Стадище псковичи пасли свои тучные стада коров. А князь
Довмонт решил, что он будет здесь пасти княжеский табун лошадей. С
непокрытой головой и воткнув в землю меч, Довмонт устремил взор на
лучшего своего скакуна, на котором он не раз отправлялся к местам
сражений. Позднее эта местность была застроена: появились крепостные
стены и церкви, жилые дома, но князь Довмонт останется в сердцах
псковичей как неутомимый воин, ушедший на покой лишь когда миновали все
угрозы над Псковом".
Из путеводителя 2035 года:
"Гости города часто спрашивают, почему князь Довмонт одет не как подобает быть одетому человеку в 13 веке?
Князь Довмонт с 14 века и по сей день является святым заступником Пскова. Летописцы после описания каждой неудачной осады Пскова добавляли, что город отстояли в том числе благодаря святому князю Довмонту. Вот уже на протяжении более 7 столетий святой Довмонт покровительствует Пскову. Такое количество веков не могло не наложить свой отпечаток на внешний облик князя, поэтому скульптор изобразил его в одеяниях разных эпох. Довмонт всегда будет вместе с Псковом."
Из путеводителя 2040 года:
"Гости города часто спрашивают, почему князь Довмонт смотрит на Варламовскую церковь?
Древнее предание гласит, что когда князь Довмонт прогуливался по Запсковью предстал перед ним святой Варлаам Хутынский. Этот святой известен тем, что предсказал князю Ярославу рождение сына. Но не успел Довмонт спросить у Варлаама про своего наследника - святой растаял в воздухе. Князь Довмонт поклялся построить церковь в честь святого в том месте, где было видение, но опять не успел этого сделать - в тот же год во время эпидемии умер. Много позднее псковичи вспомнив об этом предании поставили на месте явления Варлаама - церковь этому святому. А еще позднее псковичи поставили поблизости памятник князю Довмонту, взгляд которого устремлен на церковь. "
Из путеводителя 2045 года:
"Гости города часто спрашивают почему Леон Поземский изображен старцем, ведь погиб он будучи молодым комсомольцем. И почему с мечом?
"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Благодаря этой крылатой фразе - меч является символом победы над врагами Пскова. Старость - символ мудрости. Гуляющих по городу Пскову туристов вводит в заблуждение название улицы, на которой стоит памятник мудрому князю Довмонту (не пора ли переименовать улицу Леона Поземского в проспект князя Довмонта?!). Его победы сделали псковскую землю по настоящему независимой!!!"
Из путеводителя 2050 года:
"Гости города часто спрашивают, почему памятник Довмонту стоит у Варламовских ворот, места скорее связанном с осадой Пскова шведами начала XVII века? Могло ли быть другое место для памятника?
Последняя битва князя Довмонта произошла в 1299 году у церкви Петра и Павла. В Пскове в это время могли существовать две церкви с таким посвящением: одна на правом берегу реки Великой в Середкином монастыре (у моста Александра Невского), вторая на левом берегу Псковы, поблизости от нынешней, что с Буя. Единого мнения о том, где было сражение нет. Путь к Середкину монастырю действительно мог лежать по трассе будущей Званицы, в том числе и там где позднее появились Варламовские ворота. Собственно похожий опыт установки памятников в Пскове есть: памятник Невскому с воинством на Сокольнице, находится как будто по пути к месту битвы на Псковском озере.
Но памятник Довмонту - это скорее не памятник князю-воину, а памятник смиренному князю-христианину. Нет никакой связи с битвой.
Уместнее было бы перенести данный памятник на площадь у церкви Рождества Иоанна-Предтечи на Завеличье, которая существовала во времена Довмонта. В этой церкви похоронены жена князя Довмонта и его тётка. Князь воткнувший меч в землю и с непокрытой головой, как будто собирается войти в храм и преклонить колени перед Богом и своими родственниками. Но, увы, нынешнее крайне неудачное место для памятника и крайне неудачный сам памятник вызывают лишь недоуменные вопросы как горожан, так и гостей города. Приходится придумывать нелепицы (см. рассказ о княжеском табуне в "Путеводителе 2030 года", "предание" о явлении Варлаама Хутынского князю Довмонту в "Путеводителе 2040 года"), чтобы хоть как-то объяснить почему Довмонт в таком виде стоит в этом месте
"Гости города часто спрашивают про памятник Довмонту: почему князь не на коне?
Из путеводителя 2035 года:
"Гости города часто спрашивают, почему князь Довмонт одет не как подобает быть одетому человеку в 13 веке?
Князь Довмонт с 14 века и по сей день является святым заступником Пскова. Летописцы после описания каждой неудачной осады Пскова добавляли, что город отстояли в том числе благодаря святому князю Довмонту. Вот уже на протяжении более 7 столетий святой Довмонт покровительствует Пскову. Такое количество веков не могло не наложить свой отпечаток на внешний облик князя, поэтому скульптор изобразил его в одеяниях разных эпох. Довмонт всегда будет вместе с Псковом."
Из путеводителя 2040 года:
"Гости города часто спрашивают, почему князь Довмонт смотрит на Варламовскую церковь?
Древнее предание гласит, что когда князь Довмонт прогуливался по Запсковью предстал перед ним святой Варлаам Хутынский. Этот святой известен тем, что предсказал князю Ярославу рождение сына. Но не успел Довмонт спросить у Варлаама про своего наследника - святой растаял в воздухе. Князь Довмонт поклялся построить церковь в честь святого в том месте, где было видение, но опять не успел этого сделать - в тот же год во время эпидемии умер. Много позднее псковичи вспомнив об этом предании поставили на месте явления Варлаама - церковь этому святому. А еще позднее псковичи поставили поблизости памятник князю Довмонту, взгляд которого устремлен на церковь. "
Из путеводителя 2045 года:
"Гости города часто спрашивают почему Леон Поземский изображен старцем, ведь погиб он будучи молодым комсомольцем. И почему с мечом?
"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет". Благодаря этой крылатой фразе - меч является символом победы над врагами Пскова. Старость - символ мудрости. Гуляющих по городу Пскову туристов вводит в заблуждение название улицы, на которой стоит памятник мудрому князю Довмонту (не пора ли переименовать улицу Леона Поземского в проспект князя Довмонта?!). Его победы сделали псковскую землю по настоящему независимой!!!"
Из путеводителя 2050 года:
"Гости города часто спрашивают, почему памятник Довмонту стоит у Варламовских ворот, места скорее связанном с осадой Пскова шведами начала XVII века? Могло ли быть другое место для памятника?
Последняя битва князя Довмонта произошла в 1299 году у церкви Петра и Павла. В Пскове в это время могли существовать две церкви с таким посвящением: одна на правом берегу реки Великой в Середкином монастыре (у моста Александра Невского), вторая на левом берегу Псковы, поблизости от нынешней, что с Буя. Единого мнения о том, где было сражение нет. Путь к Середкину монастырю действительно мог лежать по трассе будущей Званицы, в том числе и там где позднее появились Варламовские ворота. Собственно похожий опыт установки памятников в Пскове есть: памятник Невскому с воинством на Сокольнице, находится как будто по пути к месту битвы на Псковском озере.
Но памятник Довмонту - это скорее не памятник князю-воину, а памятник смиренному князю-христианину. Нет никакой связи с битвой.
Уместнее было бы перенести данный памятник на площадь у церкви Рождества Иоанна-Предтечи на Завеличье, которая существовала во времена Довмонта. В этой церкви похоронены жена князя Довмонта и его тётка. Князь воткнувший меч в землю и с непокрытой головой, как будто собирается войти в храм и преклонить колени перед Богом и своими родственниками. Но, увы, нынешнее крайне неудачное место для памятника и крайне неудачный сам памятник вызывают лишь недоуменные вопросы как горожан, так и гостей города. Приходится придумывать нелепицы (см. рассказ о княжеском табуне в "Путеводителе 2030 года", "предание" о явлении Варлаама Хутынского князю Довмонту в "Путеводителе 2040 года"), чтобы хоть как-то объяснить почему Довмонт в таком виде стоит в этом месте
-------------------

Комментариев нет:
Отправить комментарий