ПОДЕЛИТЬСЯ!

Улица Вокзальная и здания губернского времени.

1. История улицы.

Улица тянется от реки Великой и почти до реки Псковы. Длина 2,5 км. Для сравнения: длина улицы Советской - 2,6 км, длина Октябрьского проспекта -2,4 км, длина улицы Ипподромной 3,7км, длина улицы Инженерной -3,6 км, длина улицы Ленина 0,5 км, длина улицы Некрасова – 1,3 км.

Улица возникает во второй половине XIX века. До середины XX века она была короче. Начинаясь от реки Великой заканчивалась у Октябрьского проспекта. За проспектом шла улица Штабная. В 1964 году эти улицы были объединены.

На плане 1928 года улица показана состоящей из двух частей – северной и южной. А у вокзала улица делала «петлю».




На плане 1930 года эта «петля» подписана как ул. Против вокзала. Впрочем, надпись не вполне разборчива и возможны другие прочтения.



На аэрофотосъёмке 1943 года, пожалуй, можно увидеть, что от северной части улицы к южной можно было проехать напрямую.




Также на плане 1928 года и аэрофотосъемке 1943 года видно, что участок улицы отходящий от вокзала в сторону реки Великой не совсем совпадает с направлением современной улицы. Улица Вокзальная в губернский период была дальней городской окраиной. Её застройка связана со строительством железной дороги и возникновением железнодорожного вокзала.

В том числе с окраинным положением связано то, что совсем малое количество памятников исторического наследия мы можем сегодня увидеть на этой улице.

2. Здание железнодорожного вокзала.

Самым главным объектом на Вокзальной улице является собственно железнодорожный вокзал. Железная дорога была построена к концу 1858 года. Движение было открыто в начале февраля 1859 года. На станции Псков был в это время построен временный деревянный вокзал.

В 1860 году начато возведение каменного здания вокзала по проекту французского инженера Пиреля. Впрочем, первоначальный проект был несколько изменен. Автор этих изменений неизвестен, предположительно - инженер П.О.Сальмонович. Здание представляет собой длинную одноэтажную постройку с тремя ризалитами имевшими большую этажность.







Внесенные в проект Пиреля изменения показаны в таблице:


Строительство вокзала было закончено в 1863 году. В 1898 году в зале для пассажиров третьего класса в северном крыле вокзала был установлен киот с иконой Крестителя Иоанна и Святого князя Александра Невского.

Из известных исторических лиц, видимо, дольше всех длилось пребывание в здании вокзала писателя Александра Куприна. В 1910 году он ночевал на вокзале и кроме того написал здесь рассказ «Трамвай».

В 1921 году в Пскове проездом был писатель Корней Чуковский в своем дневнике он оставил такую запись, дающую нам представление об оформлении псковского вокзала в это время: «На вокзале в зале III класса среди других начальствующих лиц висит фотографический портрет Максима Горького – рядом с портретом Калинина. Визави картины Роста – о хлебном налоге. К Первому мая псковским начальством была выпущена такая печатная бумага, расклеенная всюду на вокзале: «Мировой капитал, чуя свою неминуемую гибель, в предсмертной агонии тянется окровавленными руками к горлу расцветающей весны обновленного человечества. Вторая госуд. типография. 400 (экз.) Р. В. Ц. Псков».

Вокзал стал центром событий в ноябре 1917 года. Недельная борьба между сторонниками Временного правительства и большевиками закончилась взятием последними вокзала. Дата падения вокзала – 14 ноября 1917 года - считается датой первого установления советской власти в Пскове.

В годы войны 1941-45 годов здание вокзала пострадало. Восстановлено по проекту созданному под руководством ленинградского архитектора Гуровой.

В 80-е годы
XX века на западном фасаде здания скульптором С.О. Биджамовым была создана мемориальная доска в память о пребывании на железнодорожном вокзале в 1900 году В.И. Ленина. В 1997 году в центральной части здания была размещена мемориальная доска (по проекту архитектора С.П. Михайлова) в память об отречении императора Николая II в вагоне царского поезда на станции Псков в 1917 году.

3. Обывательский дом.

Еще одним зданием сохраняющемся на улице Вокзальной с губернских времен является дом №34а, который стоит к юго-западу от здания вокзала.




Построен в 1907 году. Позднее перешел к железнодорожному ведомству. Фиксирует утраченную ныне градостроительную ситуацию на начало XX века – дом стоял на углу улиц Пановой (современной ул.Стахановской) и Вокзальной. Именно на этом месте показан на плане 1930 года и запечатлен на одной из старых фотографий, сделанной после 1932 года.


Фотография сделана с водонапорной башни, что стояла рядом с вокзалом, чуть южнее. Цифрами обозначены: 1- дом с совр. адресом Вокзальная 34а, 2 – дом с совр. адресом Фабрициуса 27а, 3 – здание с совр. адресом Кузнецкая 23 (городская больница), 4 – не сохранившаяся водонапорная башня на улице Некрасова (сейчас на этом месте здание городской думы), 5 – Троицкий собор.

До 1991 года в доме по адресу Вокзальная 34а находилась телефонная станция, а в 2005 году оно было приспособлено под общежитие.

Ниже показано (под цифрой 1) положение данного дома на плане города 1928 года и на современной карте.





На современной карте (выше) под цифрой 2 обозначен дом с совр. адресом ул.Фабрициуса 27а, который виден на старой фотографии. Его история неизвестна. Ниже современная фотография этого дома.



4. Флигель городской усадьбы.

В 70 метрах к юго-западу от дома №34 находится флигель городской усадьбы. Современный адрес Вокзальная 32 (на современной карте – выше – обозначен цифрой 3). Главный дом усадьбы утрачен около 1982 года. Усадьба датируется концом XIX – началом XX века. Владельцы усадьбы неизвестны. Особенность усадьбы состояла в том, что её постройки располагались внутри сада, что было нетипично для Пскова.

В 1973 году флигель был отремонтирован. В 1994 году был признан нежилым. После 2007 года включен в торговый комплекс.

На первой фотографии флигель запечатлен в 2007 году.

На второй фотографии 2012 года он стал уже частью торгового комплекса.



Это типичный пример уничтожения исторического наследия в Пскове. И образец отсутствия государственной охраны памятников. А также один из многочисленных случаев халатности в работе государственных органов - от Комитета по Охране ОКН до прокуратур разного уровня.

На бывшем сайте НПЦ к ПРЕДМЕТАМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ отнесено (
http://www.opskove.ru/object/104387395?lc=ru):
1. Объемно-пространственная композиция.
2. Архитектурная композиция фасадов; размещение и габариты оконных и дверных проемов.
3. Архитектурный декор фасадов: карнизные "тяги" из лекального кирпича, декор фронтона - обрамления оконных проемов, "бровка" над центральным окном; кирпичные перемычки оконных проемов 2-го этажа; фактура кирпичной лицевой кладки стен 2-го этажа.
4. Планировочная композиция в габаритах несущих и капитальных стен.
5. Материалы и конструкции фундаментов, стен.

Фотоколлаж иллюстрируют последние годы "жизни" флигеля на Вокзальной 32.

                  ----------------------------------------------------------------------------------------

Примечание: в данной публикации использованы материалы бывшего сайта НПЦ -http://www.opskove.ru


----------------------------------------------------------------------------------------
Пожертвовать на развитие "Псковского путеводителя"!

2 комментария:

Vic комментирует...

фото 1932. Под цифрой 5 скорее Благовещенский храм

Александр Окунев комментирует...

Благовещенский был меньше Троицкого и не мог собой закрыть Троицкий.