Кремль и Кром.
В первую неделю ноября 2020 года посещаемость данного блога неожиданно резко возросла. Чаще всего в это время в блоге искали ответ на вопрос: "Расположите в правильной последовательности этапы строительства Псковской крепостной стены?"
Оказывается на сайте https://miretno.ru/ с 3 по 8 ноября 2020 года проводился "Большой этнографический диктант". Впрочем этнографическим он был весьма условно. Часть вопросов (6 из 30, а это 20%!!) к этнографии отношения не имело.
20 вопросов были общими для всей страны, а 10 предназначались для регионов. В псковской версии теста из 10 вопросов 3 оказались историческими и по идее на все три ответ должен был содержаться в данном блоге. Всё-таки блог "Псковский путеводитель Окунева" собственно посвящен истории города.
Однако, на один вопрос из этих трёх в принципе невозможно правильно ответить. Поэтому правильный ответ бесполезно искать не только в этом блоге, но в интернете вообще :)))
Фрагмент "Диктанта". У авторов "правильный" ответ, конечно, был. |
Кремль и Кром невозможно "расположить в правильной последовательности". Это одно и тоже. Но у авторов теста это два разных объекта. В летописях Псковский Кремль также именуется Кремом и Детинцем. Сегодня Кремлем (равно как и Кромом) часто называют два объекта - собственно Кремль и Довмонтов город.
Но на этом безграмотность в этом вопросе не закончилась. (Впрочем на "правильный" ответ это не влияет). "Стена 1379г.", на самом деле была стеной 1375 года ☺☺☺. А еще точнее конца 1360-х годов. Она была первоначально деревянной, а в 1375 году будет перестроена в камне.
Самые большие бастионы Пскова.
С древних времен в Пскове существовал обычай возведения земляных насыпей, которые псковичи называли батареями и бастионами :))) Почему обычай? Обычаи являются предметом изучения такой науки как этнография. Вероятно по этой причине в "Большом этнографическом диктанте" оказался вопрос о псковских бастионах. Ну, а как еще объяснить попадание этого вопроса в этнографический диктант?
В диктанте (точнее тесте) нужно было назвать три самых больших бастиона Пскова. Правильный ответ от авторов "этнографического" диктанта был такой: Большой, Великий, Петровский. Вероятно, первые два попали в ответ по-своему очевидному названию. А вот как попал в этот список Петровский сказать сложно. Нужно отметить, что Великий бастион получил своё название не по размерам, а по воротам близ которых был возведен. Может быть авторы диктанта посчитали, что Петровский бастион назван по имени царя, а раз так, то скорей всего он, по их представлениям, мог быть только самым большим :))
Ну, а на самом деле какие три бастиона были самыми большими???
Сравнить размеры бастионов позволяет шведский план Пскова 1750 года.
На картинке представлены все 9 бастионов этого плана. Самым большим безусловно был Сокольский бастион, вторым по размеру был Большой, третьим по величине был Михайловский.
Еще 4 бастиона были примерно одинаковыми, но меньше трех выше названных - Трупеховский, Великий, Петровский, Песитский.
А самыми маленькими были Покровский и Свинузский (Свинорский).
Княгиня Ольга и Будник.
Еще один вопрос "Этнографического" диктанта относился к местам связанным с княгиней Ольгой в Псковском крае.
Если подходить максимально строго к этому вопросу, то ответ может быть только такой: в летописи под 903 годом княгиня Ольга упоминается как жительница Пскова ("привели Игорю жену из Пскова именем Ольга").
Однако, сложилась традиция доверчиво относиться к легенде XVI века, согласно которой Ольга родилась в Выбутах. Поэтому этот вариант ответа в "этнографическом" диктанте еще как-то можно понять.
Но в ответах диктанта также написано, что Ольга жила в Буднике под Псковом. Псковское краеведение еще с XIX века считает селение Будник в окрестностях Пскова местом рождения князя Владимира. И сегодня эта версия весьма популярна в Пскове. Но речь обычно идет о высылке Малуши Ольгой в Будник. Мне не приходилось встречать (разумеется я мог что-то пропустить) в псковских краеведческих трудах, чтобы Ольга также проживала в Буднике. Но авторы диктанта в этом месте ссылаются на статью псковского краеведа Натана Левина. Но в этой статье никаких упоминаний Будника нет вообще.
Впрочем, у нас нет оснований доверять легенде XVI века о родине Ольги в Выбутах, еще менее убедительна версия о существовании селения Будник под Псковом во времена княгини Ольги и князя Владимира.
Вот такой был в 2020 году был "большой", не совсем чтобы этнографический, диктант :)))
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Если подходить максимально строго к этому вопросу, то ответ может быть только такой: в летописи под 903 годом княгиня Ольга упоминается как жительница Пскова ("привели Игорю жену из Пскова именем Ольга").
Однако, сложилась традиция доверчиво относиться к легенде XVI века, согласно которой Ольга родилась в Выбутах. Поэтому этот вариант ответа в "этнографическом" диктанте еще как-то можно понять.
Но в ответах диктанта также написано, что Ольга жила в Буднике под Псковом. Псковское краеведение еще с XIX века считает селение Будник в окрестностях Пскова местом рождения князя Владимира. И сегодня эта версия весьма популярна в Пскове. Но речь обычно идет о высылке Малуши Ольгой в Будник. Мне не приходилось встречать (разумеется я мог что-то пропустить) в псковских краеведческих трудах, чтобы Ольга также проживала в Буднике. Но авторы диктанта в этом месте ссылаются на статью псковского краеведа Натана Левина. Но в этой статье никаких упоминаний Будника нет вообще.
Впрочем, у нас нет оснований доверять легенде XVI века о родине Ольги в Выбутах, еще менее убедительна версия о существовании селения Будник под Псковом во времена княгини Ольги и князя Владимира.
***
Вот такой был в 2020 году был "большой", не совсем чтобы этнографический, диктант :)))
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий