Княгиня Ольга была канонизирована еще в 1547 году, а Псковская земля считается её родиной. В качестве доказательства народного почитания княгини Ольги с древних времен приводится многочисленная топонимика. Но за всю историю Пскова в городе не было возведено ни одной церкви в честь этой святой.
В краеведческой литературе совершенно необоснованно Ольгинской церковью иногда называется Власьевская церковь. Ольге приписывается (что тоже сомнительно) основание этой церкви.
Известно о двух Ольгинских часовнях. Одна (конца XVIII -нач. XIXвв.) снесена в середине XX века, другая построена в 2000 году и существует до сих пор.
Впрочем, существовало несколько Ольгинских приделов. В подклете Троицкого Собора в XVIII веке, на втором этаже Троицкого Собора в XX веке, в Благовещенской церкви на Крому, вероятно, на рубеже XVIII/XIX веков, в Благовещенском соборе также на Крому в XIX- нач XXвв. А ныне Ольгинский придел существует в Успенской с Пароменья церкви.
В начале XX века в 15 километрах от Пскова в местечке Выбуты была возведена первая Ольгинская церковь на псковской земле. В годы советской власти она была разрушена и сегодня на берегу реки Великой остались лишь развалины от неё.
Выбуты считаются родиной княгини Ольги. Именно в Выбутах, согласно созданной в XVI веке версии жития, Ольга в качестве перевозчицы через реку Великую познакомилась со своим будущим мужем - князем Игорем.
Почему именно Выбуты в середине XVI века выбрал в качестве этой встречи автор новой версии жития Василий-Варлаам? Ведь в летописи и в ранних версиях жития - Выбуты не упоминаются. Из этих ранних текстов следует, что Ольга жительница Пскова. Кроме того, в Выбутах существует мелкий брод и перевозить на лодке людей там не имело смысла. Более логичным, было бы как раз быть перевозчицей в самом Пскове, где река Великая не только широка, но и глубока, и где плавучему мосту предшествовала паромная переправа.
Интересно, также почему у Василия-Варлаама Ольга выступает в качестве перевозчицы. Сведения о происхождении Ольги скупы: кроме фразы "привели из Пскова", Василию-Варлааму не было ничего известно о её статусе. Эта неизвестность, видимо, подтолкнула его к мысли провести параллель с легендарным князем Кием. Как утверждал монах Нестор, злые языки говорили, будто бы Кий был простым перевозчиком на Днепре, но, говорит Нестор, это маловероятно, Кий был князем. И Нестор приводит аргументы в пользу своей точки зрения. Вот эта двоякость: простолюдин-представитель знати и стала решающей для Василия-Варлаама. Сделав Ольгу простолюдинкой, он тем не менее намекнул на возможность её знатного происхождения. Ну, а сделав её перевозчицей, нужно было "найти" место этого перевоза.
Выбуты во времена летописного Пскова были важным стратегическим пунктом. Именно здесь находился брод - ближайшая переправа через реку Великую. Через эту переправу шла дорога на запад. В 1393 году новгородцы во время осады Пскова, отправили часть войска в Выбуты, чтобы, видимо, предотвратить возможность подхода к Пскову подмоги из псковского пригорода Изборска. В 1407 году псковичи заперли броды и не дали возможности переправится ливонцам, которые в итоге отступили. Известно еще несколько подобных случаев. Ольга - как главная героиня жития не могла быть перевозчицей где-то в ином месте. Стратегическое значение переправы в Выбутах в жизни летописного Пскова и масштабность фигуры княгини Ольги были объединены автором жития в одном сюжете, хотя для этого и пришлось пожертвовать логикой.
Правильность выбора Выбут в качестве перевоза княгини Ольги подтвердилась еще и парой случайных совпадений.
Во-первых, название "Выбуты" созвучны с летописной "Будутиной весью", куда Ольга сослала ключницу Малушу. Эта ссылка и в наши дни интерпретируется как ссылка на родину Ольги. Впрочем, сегодня Будутина весь отождествляется (опять же безосновательно) с селением Будник на Черехе близ Пскова. Будник впервые упоминается только в середине XVIII века. Но примерно в тех местах, где находится Будник в писцовой книге второй половины XVI века упоминается пустошь Будиручей. В этой же писцовой книге упоминается еще несколько пустошей в окрестностях Пскова созвучных по названию - Будевиж, Будимерова, Будилова, Будинино. Наличие нескольких схожих названий, говорит о том, что созвучие не было главным аргументом для автора жития.
Во-вторых, в летописном сообщении об осаде Пскова новгородцами в 1393 году одновременно с Выбутами упоминается Ольгина гора. Из летописного сообщения совсем не следует, что Ольгина гора находилась близ Выбут. Скорее Ольгину гору нужно искать где-то на дороге в Новгород (Выбуты находятся в противоположной стороне). Кроме того название горы, скорей всего происходит от того, что "ольгами" называли заболоченные пространства. В Пскове есть Мишарина гора название, которой также восходит к обозначению болота (мшара).
Созданием подробной истории о встрече князя Игоря с Ольгой, автор жития середины XVI века не ограничился. Княгине Ольге приписано основание главного собора Пскова. Всё это положило начало почитанию княгини Ольги на псковской земле. По мнению Фёдора Ушакова особенно оно усиливается в XVII веке. В начале XIX века Александр Пушкин называет Псков "ветхим городом Ольгиным", что свидетельствует о том, что к этому времени Ольга в Пскове становится очень почитаемой. Собственно именно к периоду XVIII-XIX веков относится появление Ольгинских приделов и основание первой Ольгинской часовни. Видимо, к этому времени нужно отнести возникновение большинства ольгиных топонимов. В XX веке в Выбутах возводится церковь св.Ольги, а в начале XXI века в Пскове устанавливается сразу два памятника княгине и святой.
В краеведческой литературе совершенно необоснованно Ольгинской церковью иногда называется Власьевская церковь. Ольге приписывается (что тоже сомнительно) основание этой церкви.
Известно о двух Ольгинских часовнях. Одна (конца XVIII -нач. XIXвв.) снесена в середине XX века, другая построена в 2000 году и существует до сих пор.
Впрочем, существовало несколько Ольгинских приделов. В подклете Троицкого Собора в XVIII веке, на втором этаже Троицкого Собора в XX веке, в Благовещенской церкви на Крому, вероятно, на рубеже XVIII/XIX веков, в Благовещенском соборе также на Крому в XIX- нач XXвв. А ныне Ольгинский придел существует в Успенской с Пароменья церкви.
В начале XX века в 15 километрах от Пскова в местечке Выбуты была возведена первая Ольгинская церковь на псковской земле. В годы советской власти она была разрушена и сегодня на берегу реки Великой остались лишь развалины от неё.
Выбуты считаются родиной княгини Ольги. Именно в Выбутах, согласно созданной в XVI веке версии жития, Ольга в качестве перевозчицы через реку Великую познакомилась со своим будущим мужем - князем Игорем.
Гавриил Павлович Кондратенко. Из серии "Памяти святой Ольги" (1910 год) |
Почему именно Выбуты в середине XVI века выбрал в качестве этой встречи автор новой версии жития Василий-Варлаам? Ведь в летописи и в ранних версиях жития - Выбуты не упоминаются. Из этих ранних текстов следует, что Ольга жительница Пскова. Кроме того, в Выбутах существует мелкий брод и перевозить на лодке людей там не имело смысла. Более логичным, было бы как раз быть перевозчицей в самом Пскове, где река Великая не только широка, но и глубока, и где плавучему мосту предшествовала паромная переправа.
Интересно, также почему у Василия-Варлаама Ольга выступает в качестве перевозчицы. Сведения о происхождении Ольги скупы: кроме фразы "привели из Пскова", Василию-Варлааму не было ничего известно о её статусе. Эта неизвестность, видимо, подтолкнула его к мысли провести параллель с легендарным князем Кием. Как утверждал монах Нестор, злые языки говорили, будто бы Кий был простым перевозчиком на Днепре, но, говорит Нестор, это маловероятно, Кий был князем. И Нестор приводит аргументы в пользу своей точки зрения. Вот эта двоякость: простолюдин-представитель знати и стала решающей для Василия-Варлаама. Сделав Ольгу простолюдинкой, он тем не менее намекнул на возможность её знатного происхождения. Ну, а сделав её перевозчицей, нужно было "найти" место этого перевоза.
Выбуты во времена летописного Пскова были важным стратегическим пунктом. Именно здесь находился брод - ближайшая переправа через реку Великую. Через эту переправу шла дорога на запад. В 1393 году новгородцы во время осады Пскова, отправили часть войска в Выбуты, чтобы, видимо, предотвратить возможность подхода к Пскову подмоги из псковского пригорода Изборска. В 1407 году псковичи заперли броды и не дали возможности переправится ливонцам, которые в итоге отступили. Известно еще несколько подобных случаев. Ольга - как главная героиня жития не могла быть перевозчицей где-то в ином месте. Стратегическое значение переправы в Выбутах в жизни летописного Пскова и масштабность фигуры княгини Ольги были объединены автором жития в одном сюжете, хотя для этого и пришлось пожертвовать логикой.
Правильность выбора Выбут в качестве перевоза княгини Ольги подтвердилась еще и парой случайных совпадений.
Во-первых, название "Выбуты" созвучны с летописной "Будутиной весью", куда Ольга сослала ключницу Малушу. Эта ссылка и в наши дни интерпретируется как ссылка на родину Ольги. Впрочем, сегодня Будутина весь отождествляется (опять же безосновательно) с селением Будник на Черехе близ Пскова. Будник впервые упоминается только в середине XVIII века. Но примерно в тех местах, где находится Будник в писцовой книге второй половины XVI века упоминается пустошь Будиручей. В этой же писцовой книге упоминается еще несколько пустошей в окрестностях Пскова созвучных по названию - Будевиж, Будимерова, Будилова, Будинино. Наличие нескольких схожих названий, говорит о том, что созвучие не было главным аргументом для автора жития.
Во-вторых, в летописном сообщении об осаде Пскова новгородцами в 1393 году одновременно с Выбутами упоминается Ольгина гора. Из летописного сообщения совсем не следует, что Ольгина гора находилась близ Выбут. Скорее Ольгину гору нужно искать где-то на дороге в Новгород (Выбуты находятся в противоположной стороне). Кроме того название горы, скорей всего происходит от того, что "ольгами" называли заболоченные пространства. В Пскове есть Мишарина гора название, которой также восходит к обозначению болота (мшара).
Созданием подробной истории о встрече князя Игоря с Ольгой, автор жития середины XVI века не ограничился. Княгине Ольге приписано основание главного собора Пскова. Всё это положило начало почитанию княгини Ольги на псковской земле. По мнению Фёдора Ушакова особенно оно усиливается в XVII веке. В начале XIX века Александр Пушкин называет Псков "ветхим городом Ольгиным", что свидетельствует о том, что к этому времени Ольга в Пскове становится очень почитаемой. Собственно именно к периоду XVIII-XIX веков относится появление Ольгинских приделов и основание первой Ольгинской часовни. Видимо, к этому времени нужно отнести возникновение большинства ольгиных топонимов. В XX веке в Выбутах возводится церковь св.Ольги, а в начале XXI века в Пскове устанавливается сразу два памятника княгине и святой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий