В краеведческой литературе XIX века можно обнаружить представления о летописном Пскове радикально отличающиеся от наших современных знаний. И в первую очередь это касается размещения тех или иных объектов на местности.
Эти представления необычны и мало известны современному читателю. Наверное, их можно рассматривать как своего рода курьёзы. Но в своё время они были частью краеведческих исследований и формировали взгляды на историю Пскова не одного поколения псковичей.
1. Смердья слобода на Запсковье.
В краеведческих трудах XIX века среди городских концов летописного Пскова можно встретить Смердий конец на Запсковье. Его появление в этих работах, видимо, объясняется упоминанием в "Истории княжества Псковского" Евфимия Болховитинова Смердьей слободы.
По мнению Болховитинова эта слобода находилась на Запсковье. В XVI веке устье Псковы было перекрыто решетками. Их Евфимий Болховитинов называет Греблей. По Гребле на Запсковье со стороны Кремля шел мост. Поскольку по мосту попадали в Смердью слободу, то мост назывался Смердьим. Попасть на Смердий мост можно было через ворота в северной части Крома. Так как эти ворота вели на Смердий мост, то и ворота назывались Смердьими.
Ниже пересказ (впрочем критический) взглядов Болховитинова другим краеведом XIX века И.Василевым.
Гребля, Смердьи ворота, Смердий мост и Смердья слобода по Евфимию Болховитинову (начало XIX века). (Схема составлена на с использованием карты с сайта © OpenStreetMap contributors). |
Современные историки совершенно иначе смотрят на расположение всех этих объектов. В первую очередь, ныне мы ничего не знаем о Смердьей слободе на Запсковье, так как она не упоминается в известных нам письменных источниках. А во вторую очередь - Греблю, Смерльи ворота и мост сегодня мы помещаем с южной, а не северной стороны Кремля. Поскольку Смердий конец не упоминается в летописях, то сегодня историки его также не упоминают.
Гребля - сухой ров с южной стороны напольной стены Крома. Смердий мост - это мост через Греблю с западной стороны напольной стены (Персей). Этот мост вел к Смердьим воротам в Персях. Над этими воротами находилась Смердья башня.
Гребля, Смердьи ворота, Смердий мост по современным представлениям. (Схема составлена на с использованием карты с сайта © OpenStreetMap contributors). |
2. Крепость Воронец на Островке.
В уже упомянутом "Археологическом указателе г.Пскова" псковский краевед Иван Василёв писал о том, что название Городецкого конца восходит к упомянутому в летописях Городцу. По мнению И.Василева, Городец это крепость, которая в раннюю историю Пскова находилась там, где позднее существует северо-восточный угол Окольного города. Он считает, что у этой крепости было название - Воронец. Церковь Михаила Архангела, которая находилась рядом с Михайловской башней Окольного, также отнесена Василевым к Городцу.
На современной карте бордовым цветом показаны представления Ивана Василёва, а синим цветом показаны современные представления. Сегодня Городец локализуется гораздо ближе к Крому по церкви Михаила Архангела с Городца в Среднем городе. Впрочем его границы нам неизвестны. Соответственно в Среднем городе помещают сегодня историки и Городецкий конец. Воронец - имя одного из псковичей, чей двор находился рядом с Михайловской церковью и опять же в Среднем городе.
На современной карте бордовым цветом показаны представления Ивана Василёва (конец XIX века), а синим цветом показаны современные представления. (Схема составлена на с использованием карты с сайта © OpenStreetMap contributors). |
3. Вечевая площадь в Детском парке.
В 1909 году была опубликована автобиография псковского краеведа Николая Иваницкого. В 40-е годы XIX века он вел дневниковые записи. В этих записях, вероятно, отразились взгляды псковичей того времени на псковскую историю.
Н.Иваницкий пишет, что раньше на месте губернаторского дома был дом посадников. С 1830 года псковские губернаторы занимали усадьбу Валуева, которая действительно находится на возвышении. Сад находился на территории современного Детского парка. Именно здесь по мнению Иваницкого находилась Вечевая площадь. Интересно упоминание Вечевой церкви. Вероятно, речь идет о церкви Николы со Усохи.
Сегодня никто не соотносит территорию Детского парка с местом, где собиралось псковское вече. Ничего неизвестно нам и о "вечевых функциях" Никольской церкви. Неизвестно нам и о доме посадников.
На современную карту бордовым цветом нанесены представления Н.Иваницкого, а синим цветом современные представления.
Бордовым цветом нанесены вечевая площадь, вечевая церковь и дом посадников по Н.Иваницкому (первая треть XIX века), а синим цветом Вечевая площадь по современные представлениям.(Схема составлена на с использованием карты с сайта © OpenStreetMap contributors). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий