Словосочетание "Красный крест", вынесенное в заголовок, чаще всего в различных публикациях на историческую тематику соотносится со Знаменской часовней, которая еще в середине XX века стояла на перекрестке улиц Некрасова и Советской.
Местоположение часовни "Красный крест" (как её чаще называли)- на краю проезжей части, у пешеходного перехода - устанавливается благодаря аэрофотосъемке времен Второй мировой войны.
Местоположение часовни "Красный крест" (как её чаще называли)- на краю проезжей части, у пешеходного перехода - устанавливается благодаря аэрофотосъемке времен Второй мировой войны.
Своё необычное название часовня получила по одноименному перекрестку, на котором стояла. Собственно слово "крест" и означает перекрестье дорог. В летописном Пскове известны названия еще нескольких перекрестков. Вероятно, самый знаменитый - "Званицкий крест" на Запсковье, благодаря стоящей на нем до сих пор церкви Козьмы и Дамиана.
Возможно, название "красный крест" впервые встречается в писцовой книге Дровнина и Мещанинова-Морозова конца XVI века (опубликована в Сборнике МАМЮ,-1913,- Т.V ) при описании клетей нового торга: "Клеть Бориска Иванова Короля, живет на Полонище у Красного креста".
Современная улица Некрасова подходит к улице Советской с северо-восточной стороны, а вот от улицы Советской в юго-западном направлении отходит уже улица Георгиевская. В конце XVIII века в Пскове была осуществлена грандиозная перепланировка. Многие улицы изменили свои направления. Нынешняя улица Георгиевская была в летописные времена, вероятно, небольшим переулком, соединявшим улицу Великую (ныне Советскую) с Успенским монастырем. А продолжение нынешней улицы Некрасова было в метрах 60 от нынешней Георгиевской улицы. Определить местоположение перекрестка "Красный крест" можно путем наложения плана города 1750 года, который зафиксировал ситуацию до перепланировки, на современную карту. Сохранившиеся здания XVII века - два дома двора Подзноева, палаты Поганкина - фиксируют на местности направление летописной улицы и довольно четко указывают на место её пересечения с Великой улицей.
Можно предполагать, что после перепланировки и смещения перекрестка его название сохранилось, а вот местоположение часовни уже связано с новой планировкой города.
Перекресток "Красный крест". Красным цветом показаны улицы на середину XVIII века. Схема составлена с использованием карты с сайта - © OpenStreetMap contributors . |
1. Красный крест - красивый крест
Обычно название перекрестка связывают с тем, что слово "красный" обозначает также "красивый". М.Фасмер производил происхождение слов "красный", "прекрасный", "красота", "красоваться" от слова "краса". Родственным по его мнению было др.-исл. слово "hrosa" в значении "хвалиться" (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка,-М.,-1986,-Т.II,-с.367).
В начале 20-х годов XX века Е.И.Исполатов писал, что вероятно, в древности это был перекресток двух дорог. С этого места "открывался не стесненный впоследствии построенными зданиями вид на р. Великую и на Завеличье".
Однако, в данном рассуждении присутствует очевидная ошибка. Перекресток называли бы красивым, если бы он выглядел таковым с того же Завеличья, а никак не наоборот. Представляется, что "хвалиться" перекресток мог как раз своими постройками. Если бы, например, на нем (на углах улиц) действительно стояли бы красивые здания, то вероятно, и перекресток могли бы тогда называть красивым. Но нам ничего неизвестно о застройке в этом месте улиц в XVI веке или в более раннее время. Нет упоминаний в письменных источниках и зданий в этом районе города, красотой которых бы восхищались псковичи и приезжие.
Академический словарь русского языка добавляет еще несколько значений слова "красный" - "радостный", "счастливый", "ясный", "яркий", "парадный", "почетный" (Словарь русского языка,-М.,-1983,-Т.II,-с.172).
"Парадность", кажется, вполне можно соотнести с данным перекрестком. С одной стороны шла дорога от главных (в XVI веке) городских ворот и до Крома, а с другой стороны от реки Великой, от Георгиевского взвоза до Нового (с XVI века) торга. Пересечение этих двух важных дорог, могло придать этому перекрестку статус важного, как встречающего гостей города. Но так ли это сказать сложно: именитых гостей, прибывавших в город по суше, встречали собственно у Великих ворот, в Старовознесенском монастыре, а тех кто прибывал по реке и поднимался по Георгиевскому взвозу могли встречать у Никольского монастыря и Георгиевской церкви, которые стояли как раз на берегу. Поэтому навряд ли у перекрестка мог быть аналогичный "статус". К тому же не ясно было ли подобное значение у слова "красный" в XVI веке.
В начале 20-х годов XX века Е.И.Исполатов писал, что вероятно, в древности это был перекресток двух дорог. С этого места "открывался не стесненный впоследствии построенными зданиями вид на р. Великую и на Завеличье".
Однако, в данном рассуждении присутствует очевидная ошибка. Перекресток называли бы красивым, если бы он выглядел таковым с того же Завеличья, а никак не наоборот. Представляется, что "хвалиться" перекресток мог как раз своими постройками. Если бы, например, на нем (на углах улиц) действительно стояли бы красивые здания, то вероятно, и перекресток могли бы тогда называть красивым. Но нам ничего неизвестно о застройке в этом месте улиц в XVI веке или в более раннее время. Нет упоминаний в письменных источниках и зданий в этом районе города, красотой которых бы восхищались псковичи и приезжие.
Академический словарь русского языка добавляет еще несколько значений слова "красный" - "радостный", "счастливый", "ясный", "яркий", "парадный", "почетный" (Словарь русского языка,-М.,-1983,-Т.II,-с.172).
"Парадность", кажется, вполне можно соотнести с данным перекрестком. С одной стороны шла дорога от главных (в XVI веке) городских ворот и до Крома, а с другой стороны от реки Великой, от Георгиевского взвоза до Нового (с XVI века) торга. Пересечение этих двух важных дорог, могло придать этому перекрестку статус важного, как встречающего гостей города. Но так ли это сказать сложно: именитых гостей, прибывавших в город по суше, встречали собственно у Великих ворот, в Старовознесенском монастыре, а тех кто прибывал по реке и поднимался по Георгиевскому взвозу могли встречать у Никольского монастыря и Георгиевской церкви, которые стояли как раз на берегу. Поэтому навряд ли у перекрестка мог быть аналогичный "статус". К тому же не ясно было ли подобное значение у слова "красный" в XVI веке.
2. Красный крест - окровавленный крест священника.
Несколько попыток объяснить название было в XIX веке. Вероятно, самое раннее записано краеведом Николаем Иваницким. Он вел дневниковые записи в 40-е годы XIX века, которые легли в основу его автобиографии, опубликованной спустя 51 год после его смерти.
Согласно Н.Иваницкому во время осады Пскова Стефаном Баторием в 1581-82гг., полякам удалось прорваться через пролом в город. На месте, где потом будет часовня, им дали отпор. В ходе стычки пострадал какой-то священник - его окровавленный крест нашли позднее. Видимо, Иваницкий пересказал легенду бытовавшую в Пскове в первой половине XIX века.
В 1858 году (в год смерти Н.Иваницкого) увидела свет книжка другого псковского краеведа Александра Князева. Повторив версию о кровопролитии на месте часовни, но не упомянув поляков и священника, он тем не менее предложил на его взгляд более простое объяснение. По его мнению до часовни на этом месте стоял "просто" красный крест.
Нам ничего неизвестно о прорыве поляков во время осады в город. А версия А.Князева совершенно ничего не проясняет: почему был поставлен крест и почему красный? Напротив она является вполне удачным продолжением легенды, которую мы встречаем у Иваницкого: на месте смерти священника поставили крест, который стали называть красным, в память о пролитой крови и погибшем священнике. Позднее крест заменили часовней, которая унаследовала название. Причем крест и часовня могли стоять в разных местах. Всё это выглядело бы вполне правдоподобно, но повторюсь: нам ничего неизвестно о кровавых событиях в этом месте, ничего неизвестно и о прорыве поляков в город. Скорей всего легенда является поздним вымыслом и не более того.
3. Ропатная лавица у Красного креста
Среди псковских лавиц в летописи под 1465 годом упоминается Ропатная. Ропатами называли иноверческие храмы, а также языческие капища. Псковский краевед XIX века И.И.Василев помещал ропатную лавицу как раз у Красного креста (Василев И.И. Археологический указатель г.Пскова и его окрестностей,-СПБ, - 1898,-с.9).
Е.И.Исполатов в упомянутой выше статье писал, что возможно на этом месте в древности было языческое капище, а следовательно земля здесь могла быть обагрена "кровью обреченных в жертву богам животных и, может быть, людей. При введении христианства, надо думать, на месте капища, или по соседству с ним, с целью освящения места, был поставлен крест, получивший название "Красного" как от красоты местоположения (и от названия перекрестка), так и от пролитой здесь некогда крови. Позже на этом же месте была построена часовня."
Связь Красного креста с языческим капищем разбивается о два основных аргумента:Е.И.Исполатов в упомянутой выше статье писал, что возможно на этом месте в древности было языческое капище, а следовательно земля здесь могла быть обагрена "кровью обреченных в жертву богам животных и, может быть, людей. При введении христианства, надо думать, на месте капища, или по соседству с ним, с целью освящения места, был поставлен крест, получивший название "Красного" как от красоты местоположения (и от названия перекрестка), так и от пролитой здесь некогда крови. Позже на этом же месте была построена часовня."
- "красный крест" упоминается лишь в конце XVI века.
- И.К.Лабутина, самый авторитетный автор по топографии Пскова, критически отнеслась к локализации Василевым Ропатной лавицы у Красного креста. По её мнению Ропатная лавица находилась в Среднем городе (Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв., -М.,-2011,-с.175).
4. Знаменская часовня (часовня Красный крест) на месте Знаменского монастыря.
В краеведческой литературе XIX - нач.XXвв. можно встретить утверждение, что на месте часовни "Красный крест" находился Знаменский монастырь.
Например, известный псковский историк Ф.А.Ушаков в 1901 году помещает Знаменскую церковь на это место на своем "Сборном плане".
Например, известный псковский историк Ф.А.Ушаков в 1901 году помещает Знаменскую церковь на это место на своем "Сборном плане".
Логика в этом есть: Знаменская часовня, имея то же самое посвящение, вполне могла быть наследницей Знаменского монастыря. Интересно, что А.Н.Ефимов пересказывает при этом легенду о прорвавшихся через пролом в конце XVI века поляках и о пролившейся крови. Благодаря этому мы можем "уточнить" легенду: погиб в руках с крестом, вероятно, монах этого монастыря или даже игумен.
Однако, два этих "факта" (существование монастыря, а он просуществовал до конца XVII века и объяснение названия часовни "Красный крест" от пролитой крови) кажется не могут сосуществовать, так как не ясно по какому поводу в этом случае возведена Знаменская часовня: то ли в память о монастыре, то ли в память о кровавых событиях.
Выше уже было написано, что весь рассказ о поляках и погибшем священнике является довольно поздним вымыслом. Но оказывается и Знаменский монастырь был совсем в другом месте.
Инга Константиновна Лабутина убедительно доказала, что Знаменский монастырь находился за стеной Окольного города и его не существовало у Красного креста (Лабутина И.К. Историческая топография Пскова в XIV-XV вв., -М.,-2011,-с.224-225).
История со Знаменским монастырем на месте часовни "Красный крест" теперь является тоже своего рода краеведческой легендой.
-----------------------------------------------
В заключении можно сказать, что название перекрестка "Красный крест" по-прежнему остается для нас в большой степени загадкой.
Помимо Красного креста в псковской топонимике присутствовали Красный двор, Красная улица, Красная горка, Красная башня, и др.
P.S.
В 2022 году появилась еще одна версия происхождения названия Красный крест. По мнению псковского историка Анатолия Александрова в этом месте в 1060 году произошла кровавая битва между псковско-новгородским войском и сосолами. "Руссов полегло 1000, сосолов же без счета". Вероятно, сосолов встретили у могил предков (рядом на территории двора Подзноева археологами обнаружены захоронения второй половины X-начала XI века). Название Красный крест, по мнению А.Александрова, происходит от пролитой крови. Да и битва, если исходить из числа убитых, была грандиозной.
Однако, сложно согласиться с данной версией. Во-первых события середины XI века и первое упоминание названия "Красный крест" в конце XVI века слишком далеко отстоят друг от друга во-времени. Забрасывание кладбища на территории двора Подзноева, видимо, происходит уже в 30-е годы XI века. По крайней мере к концу XI века курганные насыпи уже снесены, а на рубеже XI/XII веков на месте кладбища возникает пригородное поселение. В XIII веке территория дважды запустевает. И это запустение, кажется не дает шансов сохранить в памяти место сражения XI века.
В 2022 году появилась еще одна версия происхождения названия Красный крест. По мнению псковского историка Анатолия Александрова в этом месте в 1060 году произошла кровавая битва между псковско-новгородским войском и сосолами. "Руссов полегло 1000, сосолов же без счета". Вероятно, сосолов встретили у могил предков (рядом на территории двора Подзноева археологами обнаружены захоронения второй половины X-начала XI века). Название Красный крест, по мнению А.Александрова, происходит от пролитой крови. Да и битва, если исходить из числа убитых, была грандиозной.
Однако, сложно согласиться с данной версией. Во-первых события середины XI века и первое упоминание названия "Красный крест" в конце XVI века слишком далеко отстоят друг от друга во-времени. Забрасывание кладбища на территории двора Подзноева, видимо, происходит уже в 30-е годы XI века. По крайней мере к концу XI века курганные насыпи уже снесены, а на рубеже XI/XII веков на месте кладбища возникает пригородное поселение. В XIII веке территория дважды запустевает. И это запустение, кажется не дает шансов сохранить в памяти место сражения XI века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий