ПОДЕЛИТЬСЯ!

Кончанское деление Пскова по Василеву.

В 1898 году в Санкт-Петербурге в типографии И.Н.Скороходова была издана книга псковского краеведа Ивана Ивановича Василёва "Археологический указатель г. Пскова и окрестностей (с рисунками и планами). В работе ровно 100 страниц и она разбивается на 4 части. В первой части на 74 страницах следует описание существующих и утраченных церквей, а также реликвий в них хранящихся, старинных зданий и укреплений. Вторая часть называется "Замечания об архитектуре псковских церквей" и занимает 7 страниц. Далее следует список существующих и утраченных церквей Пскова и ближайших его окрестностей. Наконец, четвертая часть (1 страница) посвящена археологическому музею. 

В первой части, при рассказе о Среднем городе, Иван Иванович Василёв достаточно подробно описывает какие церкви к каким городским концам относились и дает границы концов. Поскольку  в самой книге не приводится плана с кончанским делением, то показалось интересным восполнить этот пробел.

I. Остролавицкий конец.
Занимал пространство от Власьевских ворот (т.е. по сути от стены Довмонтова города) и до Семинарской башни. Очевидно, что речь идет о Мстиславской башне. К этому концу И.И.Василёв относил следующие церкви:

1. Власьевскую церковь (Василёв помещал её на место Власьевской часовни, однако в реальности она находилась несколькими метрами восточнее - у угла Приказной палаты.)


2. Крестовоздвиженскую церковь (и весь Княжий двор, на котором Иван Иванович предполагал еще существование одной церкви - Петра и Павла. Впрочем, современный историк А.Мусин считает, что церковь Петра и Павла была придельной у Крестовоздвиженской церкви. Согласно одному из планов книги - Крестовоздвиженская церковь показана несколько правее Гостиного двора, но при соотнесении плана 1740 года с современной картой её нужно локализовать ближе к Довмонтову городу.)


3. Церковь Одигитрии и  Иоанно-Предтеченскую церковь. (и всё подворье Печерского монастыря, на котором Василёв предполагал существование еще двух церквей - Феодосия и Трех Святителей. Последняя, впрочем, была, наверное домовой. Хотя из текста не ясно идет ли речь об одной Трехсвятительской церкви (домовой) или о двух (домовой и отдельно стоящей). Церковь Феодосия существовала в Пантелеймоновсом ближнем монастыре. О существовании такой церкви на Печерском подворье нам неизвестно. Иоанно-Предтеченская на плане также не показана)

II. Опоцкий конец.
Занимал пространство между Остролавицким концом и Великой улицей. К этому концу И.Василёв относил следующие церкви:

4. Георгиевскую с Болота церковь (И.И. Василёв - если верить одному из планов книги и описанию границы Остролавицкого и Опоцкого концов - помещает эту церковь к юго-западу от здания Старой почты. Что послужило ему основанием для этого не ясно. О церквях в этом месте нам ничего неизвестно. Церковь Георгия с Болота в современной литературе (И.К.Лабутиной) локализуется близ основного корпуса университета (у памятника В.И.Ленину)).


5. Спасскую у Старого костра (И.И.Василёв отождествляет со Спасской церковью обнаруженные - в ходе рытья котлована под здание Коммерческого банка на углу Великолуцкой и Плоской  в 1897 году - фундаменты неизвестной церкви. В наши дни церковь Спаса от Старого костра локализуется на другой стороне Великолуцкой улицы.)


6. Варвары с Усохи. (На плане из книги она показано рядом с церковью Николы со Усохи, к северу от неё. Но она стояла к северо-западу от Никольской церкви).


7. Николаевскую с Усохи церковь. (В книге Василёва  сказано вскользь о Святодуховской церкви с Усохи, что она была близ Николы со Усохи. На плане в книге не показана. Но так как восточной границей Опоцкого конца у Василёва была улица Великая (Великолуцкая), то можно предполагать, что Иван Василёв локализовал её на той же стороне Великой улицы, на которой стояла Никольская с Усохи церковь. В реальности она локализуется на другой стороне этой улицы по соседству с церковью Василия на Горке).


8. Николаевскую на Бую церковь. (На плане в книге Ивана Василёва она показана юго-западнее от Николаевской со Усохи, почти против церкви Одигитрии. Эта церковь согласно Василёву упоминается в летописи под 1473 годом. Однако, в наше время считается, что церковь Николы со Усохи и церковь Николы на Бую - это одна и та же церковь).

III. Торговский конец.
Занимал пространство от Довмонтова города до Плоской улицы. К этому концу И.Василёв относил следующие церкви:

9. Церковь Всемилостивого Спаса (На плане в книге Ивана Василёва она показана с южной стороны Гостиного двора (примерно там, где ныне стоит памятник Ленину). В наши дни церковь Всемилостивого Спаса локализуется у кинотеатра "Октябрь")


10. Варлаама Хутынского на Площади (На плане в книге не показана, но по логике должна быть рядом с Спасской к юго-востоку от неё. В наше время она локализуется также рядом со Спасской, соответственно близ юго-восточного угла кинотетра "Октябрь").


11. Церковь Евангелиста Луки (На плане в книге Ивана Василёва она показана в северной части Гостиного двора. В наши дни считается, что нам неизвестно, где именно она стояла на территории Старого Торга. Одновременно с этой церковью были построены еще три церкви:  Петра Митрополита, Дмитрия Прилуцкого, апостола Фомы. В книге Василёва говорится, что о об их местоположении ничего неизвестно. Они находились на Старом Торге).


12. Церковь Живоносного источника (На плане в книге показана у стены Довмонтова города, с внешней стороны, соответственно слева от Запсковского моста. Однако, вероятнее всего, она находилась за стеной Среднего города, т.е. справа от моста. Впрочем о местоположении моста, который на плане не показан, можно догадываться лишь по направлению подходящей к реке на Запсковской стороне улицы).


13. Благовещенскую церковь у Рыбницких ворот (На плане в книге Василёва показана у реки Псковы. Но, вероятно, церковь Благовещения и церковь Живоносного источника это одна и та же церковь. Церковь Живоносного источника стояла у Рыбницких ворот, справа от моста и всё-таки на некотором расстоянии от реки.)


14. Казанскую церковь у церкви Живоносного источника (На плане в книге рядом с церквями Благовещения и Живоносного источника показана еще одна церковь, но она не подписана. Возможно, её и подразумевал как Казанскую Иван Василёв.)


15. Иоанно-Богословскую церковь подворья Снетогорского монастыря. (На плане в книге показана у напольной стены Довмонтова города, но находилась у стены Среднего города).


16. Церковь Михаила Архангела.


IV. Боловинский конец.
Занимал пространство от Торговского конца (от Плоской улицы и далее на юг. На западе граничил , видимо с Опоцким концом (У Василёва на стр.43, видимо, описка, вместо Опоцкого конца назван Остролавицкий). На востоке граница проходила по Сергиевской улице, а может быть даже по Новгородской). К этому концу И.Василёв относил следующие церкви:

17. Васильевскую на Горке церковь.

V. Петровский конец.
Примыкал к Боловинскому и Торговскому концам. Вероятно занимал территорию вдоль улицы Новгородской (ныне Маркса).  К этому концу И.Василёв относил следующие церкви:

18. Казанскую церковь близ стены Среднего города (И.Василёв  обозначает её на плане примерно там, где в наши дни на ул.Красных Партизан располагается гостиница "Колос". В реальности она находилась на перекрестке Маркса и Красных Партизан. Еще одна упоминаемая церковь - церковь Григория Богослова в Иоанно-Богословском Путятином монастыре на плане не обозначена, местоположение в текстовой части книги не описано. Согласно Василёву она находилась в Окольном городе. В наше время она локализуется во дворе углового дома на улицах Маркса и Гоголя. Не ясно также название монастыря у Василёва - Иоанно-Богословский.)


19.Борисоглебскую церковь (Показана на плане в книге с внутренней стороны стены посадника Бориса. После 1433 года она  находилась за ней. Василёв отмечает, что на её месте в начале XIX века поставлена Казанская церковь. Это означает, что на плане неверно показано направление стены посадника Бориса.)


20.Петропавловскую с Буя церковь. 

VI. Городецкий конец.
Занимал пространство к северо-востоку от Новгородской улицы по берегу реки Псковы до стены Окольного города. К этому концу И.Василёв относил следующие церкви:

21. Богоявленскую церковь со Кстовы (По мнению Василёва Кстова находилась выше Бродов по течению реки Псковы. На плане в книге церковь показана на  берегу реки Псковы - в устье Копанки, между Копанкой и Псковой. В наше время нам ничего неизвестно о существовании в этом месте церквей. Первоначально Кстова находилась ниже по течению относительно Бродов. В более позднее время Кстовская сотня распространялась в том числе, видимо, и на территорию, где у Василёва показана церковь. В наши дни кстовская Богоявленская церковь локализуется примерно по середине между Петропавловской церковью с Буя и двором Ямского. Следом за Богоявленской церковью в книге упомянута Пятницкая в Бродах на Бугру церковь. Но местоположение Бугра не уточняется, на плане церковь не показана. В наше время локализуется на улице Воровского поблизости от дома Апащикова).


22. Благовещенскую церковь (на плане в книге показана примерно там, где локализуется и в наши дни).


23. Михаила Архангела в Городце бывшую монастырскую (В книге на стр 10 говорится, что церковь находилась на Островке (образован Псковой и протокой Копанкой. Однако, на плане церковь показана за пределами Островка, хотя и близ Копанки. В наши дни нам ничего неизвестно о существовании церквей в этом месте. Церковью Михаила с Городца считается ныне существующая Михайловская церковь в Среднем Городе.)

Описание границ городских концов, а также отнесение к городским концам нескольких церквей позволяет хотя бы примерно нанести кончанские границы на современную карту так, как их в общем виде представлял Иван Иванович Василёв. Те концы, которые описаны лишь для Среднего города по мнению Василёва продолжались и в Окольном городе (стр.47-48). Несомненно схема границ носит условный характер, так как детального описания всех границ в книге нет.


Кончанское деление Пскова по И.И.Василёву.
I - Остролавицкий конец, II - Опоцкий конец,  III - Торговский конец,  IV - Боловинский конец, V - Петровский конец, VI - Городецкий конец,  VII - Богоявленский конец.  Границы показаны условно. Местоположение церквей(несуществующих ныне) показано приблизительно (План в книге И.И.Василёва очень схематичен).  Схема составлена с использованием карты с сайта 
https://www.openstreetmap.org/copyright/en)


Поддержать проект!

Комментариев нет: