Псковская первая летопись довольно подробно описывает 7027 и 7029 годы от сотворения мира, но упоминает лишь одно событие 7028 года:
"В лето 7028. Явися на небеси звезда хвостата; а сия бо знамениа являетца не на добро, но на зло, или на мор, или на развращение, или на глад".
7028 год от сотворения мира соответствует 1520 году от Рождества Христова. Или, если быть более точным, он соответствует периоду с 1 сентября 1519 года по 31 августа 1520 года. Поэтому первое же событие нового 7029 года произошло в 1520 году от Р.Х.
4 сентября (здесь и далее - даты по юлианскому календарю) 1520 года на Запсковье случился пожар от Жиркова всхода (находился в Примостье) до церкви Варлаама. Причем последняя огорела.
Следующее событие в летописи произошло уже весной 1521 года на Семик (вероятно 16 мая, если верны расчеты на сайте bibleonline.ru). В этот день (седьмой четверг после Пасхи, за три дня до Троицы) было принято поминать умерших не своей смертью, а также хоронить на скудельнях умерших от болезней или голода. Именно в этот день на Завеличье, когда "поидоша псковичи скоудельницы проводить", у только что построенной церкви Успения под колоколами на бую загорелся двор попа Якова. В итоге загорелась "колокольница" и у одного "колокола уши отломишася".
Далее в летописи рассказывается о сборе великокняжеских войск в Вороначе (шла десятилетняя русско-литовская война). И, возможно, под печальными событиями, которые ознаменовала "звезда хвостата" можно было бы поставить точку. Но сразу после рассказа о событиях связанных с войной следует подробное описание эпидемии случившейся в Пскове.
Мор.
Эпидемия началась на Ильин день - 20 июля 1521 года. "Мряхоут бо моужи и жены, старыя и младыя." Летописец отмечает, что москвичам моровое поветрие было необычно. Первая смерть случилась на Петровской улице на дворе сведеного Юрья Табулова. Сведеными называли в Пскове тех, кто был переселен из Москвы и прочих городов московского княжества после 1510 года. Улица Петровская в наши дни носит имя немецкого экономиста Карла Маркса. А так как сведеные были поселены в Среднем городе, то можно предполагать, что Юрий Табулов жил где-то между церковью Петра и Павла с Буя и современной улицей Пушкина.
Князь Михайло Кислица (участник десятилетней русско-литовской войны) "велел оулицу Петровскую заперети с обею концов", а сам "побеже на Рюху в Паствище". И если запирание улицы объяснимо с точки зрения необходимости локализации эпидемии (несомненно очень жестокий способ), то бегство или отъезд в летописи не объяснен. Возможно, Рюха - это погост в 15 км к юго-западу от Пскова, но вот что за паствище там было? В любом случае отъездом князя можно объяснить то, что указание запереть улицу либо было не исполнено, либо отменено - поскольку локализации эпидемии не произошло и эпидемия продолжилась.
15 августа 1521 года состоялось освящение церкви Успения на Завеличье и "стекошася весь град": молились пречистой богородице об избавлении города от поветрия.
15 сентября 1521 года "смыслиша князь Михайло Кислица с собором святыя Троица, со священноиноки, и священники, и дьяконы церковь поставить обыденную" Варлаама Хутынского "за всемилостивым Спасом на площади". Эта церковь была поставлена поблизости от Довмонтова города и Государева двора (сегодня это пространство между перекрестком и кинотеатром Октябрь на площади Ленина).
Как отмечает летописец, постройка обыденной церкви не привела к прекращению эпидемии, напротив она стала разрастаться.
Московский великий князь Василий III также был обеспокоен масштабом эпидемии в Пскове: "И оуслыша государь наш..., и печаловашеся своею отчиною, и повелел своему богомольцу митрополиту воду освящати ... а сам государь слезы пролиа на молебне, аки некий водный источник."
Великий князь повелел поставить церковь Покрова Богородицы за счет своей казны, а митрополит послал в Псков гонца со святой водой. Святой водой было велено кропить дворы и людей. Церковь "начаша рубити с теремцами на Петровской улице оу Креста, где Мотыльная гридница преже бывала". Она была поставлена и освящена 2 февраля 1522 года на Сретенье, "а мор переста". Так завершилась эпидемия в Пскове, длившаяся 6 с половиной месяцев. На месте деревянной церкви Покрова позднее была построена каменная церковь и это здание сохраняется на перекрестке современных улиц Маркса и Некрасова.
На схеме ниже отмечены места связанные с эпидемией.
Эпидемия 1521-1522 годов. Синим цветом показан периметр псковской крепости в XVI веке. В качестве основы для схемы использована карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
Цифрами на схеме обозначены:
1,2 - улица Петровская.
2 - участок улицы Петровской, где находился двор сведеного Юрия Табулова.
3 - Успенская церковь - место проведения молебна во избавление от морового поветрия 15 августа (25 августа по Григорианскому календарю) 1521 года.
4 - место, где была поставлена 15 сентября (25 сентября по Григорианскому календарю) 1521 года обыденная церковь Варлаама Хутынского.
5 - место, где была поставлена 2 февраля (12 февраля по Григорианскому календарю) 1522 года обыденная церковь Покрова.
P.S.
Летопись цитировалась по изданию: Полное собрание русских летописей. Псковские летописи,-М,-2003,-Т.V,- вып.1, -с.102 (Продолжение Погодинского списка).