Так получилось, что в сентябре-октябре 2022 года мне на глаза попало несколько публикаций в социальных сетях, которые были связаны с иконой Божией Матери Мирожского монастыря и, которые содержали ошибочные утверждения. Например, в них утверждалось, что "явление иконы" произошло в 1198 году, что об этом сообщают псковские летописи, что позднее на икону добавили изображения Довмонта и Марии, что в XVI веке икона слезоточила, а затем исцелила горожан во время эпидемии, что в связи с чудесами от иконы в 1567 году псковичи заложили церковь св. Тимофея-Довмонта, и, наконец, что Иван Грозный забрал икону в Москву, а в псковский монастырь прислал копию.
Для того чтобы разобраться с историей иконы предлагаю обратиться к статье историков Александра Преображенского и Таисии Кругловой. Эта статья была опубликована в 45 томе "Православной энциклопедии" в 2017 году. Статья размещена также в электронной версии "Энциклопедии" по адресу - https://www.pravenc.ru/text/2563324.html .
Ниже представлен схематичный конспект части данной статьи с небольшими моими пояснениями и комментариями (акцент сделан на на перечисленные выше заблуждения).
Из Википедии:
Спи́сок (от спи́сывать) — в иконописи икона, представляющая собой воспроизведение почитаемой иконы (протографа данного списка). В отличие от копии иконы, список в точности не воспроизводит оригинал.
Год 1198 фигурирует только у Болховитинова, но откуда он берет эту дату не ясно. В трудах XVII-XVIII века присутствует 1192 год (В одном из сборников XVIII века 1261 год - вероятно, появился в результате ошибки). Поэтому авторы делают следующий вывод:
Резюмирую: Чудо слезоточения в Мирожском монастыре образа Божией матери происходит в 1192 году (или даже точнее - в 1191 году) . Эта дата фигурирует в рукописях XVII-XVIII веков. Об этом чуде (без указания даты), видимо, рассказывают также рукописи XVI века, в том числе "Сказание..." 1565 года. Чудо слезоточения, возможно, связано с фресковым образом в соборе Мирожского монастыря. Позднее - видимо, в конце XIII века - в монастыре появилась икона Божией Матери "Воплощение" с изображением князя Довмонта и княгини Марии. Эта икона в XVI веке будет перенесена из Мирожского монастыря в Троицкий собор, где и погибнет в пожаре 1609 года. Нет никаких подтверждений тому, что икона когда-либо покидала Псков. В 1582 году для Мирожского монастыря будет создан список иконы "Воплощение", который сохранился до наших дней.
Таким образом, "явление иконы" не могло произойти ни в 1192 году (икона появится позже), ни тем более в 1198 году (дата является ошибочной), об этом событии молчат псковские летописи, на икону не добавляли изображения Довмонта и Марии (так как вероятно икона конца XIII века первая икона на данный сюжет в монастыре), в XVI веке икона не слезоточила, и точно не исцеляла горожан во время эпидемии (об этом чуде нам ничего неизвестно), в связи с чудесами от иконы в 1567 году псковичи не закладывали церковь св. Тимофея-Довмонта (явление чуда было раньше 1567 года, о закладке церквей в Пскове с таким посвящением в это время нам ничего неизвестно), и, наконец, Иван Грозный не забирал икону в Москву (она всегда была в Пскове), а в псковский монастырь не присылал копию (Вероятно псковичи сделали её сами).
Расположение Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. (Схема сделана на основе карты с сайта openstreetmap.org ) |
1. В статье историков Александра Преображенского и Таисии Кругловой четыре раздела, в данном конспекте - только два из них.
2. Данная публикация это еще один наглядный пример того, что научный мир и обывательское мнение существуют параллельно.
3. В качестве предположения того, откуда взялось мнение о том, что о чуде 1192 (1198) года сообщают псковские летописи, можно сослаться на труд всё того же Е.Болховитинова:
Во первых, это сообщение Евфимий Болховитинов помещает в свое произведение, которое называется "Сокращенная псковская летопись". Во-вторых, вводит в заблуждение словосочетание "по другим летописям". Вероятно, под "другими летописями" Е.Болховитинов полагал рукописи XVII - XVIII веков, о которых речь шла выше.
4. Предположение о закладке церкви в 1567 году в честь Тимофея-Довмонта также связано с именем Е.Болховитинова. В его "Истории псковского княжества" со всей очевидностью допущена ошибка (опечатка) - вместо 1374 года, когда согласно летописи была построена Тимофеевская церковь, фигурирует 1574 год. К сожалению, эту ошибку повторил в начале XX века в своей работе псковский историк Ф.Ушаков. Близость 1574 года к 1567 году привела к идее, что церковь в честь князя Довмонта (а слезоточила в данном случае икона с изображением князя) и была заложена в связи с чудом в 1567 году. А 1574 год - фигурирует как дата окончания строительства. Однако, это вымысел.
Комментариев нет:
Отправить комментарий