ПОДЕЛИТЬСЯ!

Церковь Богоявления со Кстовы - важный духовный центр летописного Пскова.

(Публикация сделана на основе статьи: В.И. Охотникова Некоторые проблемы биографии и творчества Василия-Варлаама, псковского агиографа XVI в.// Научно-практический, историко-краеведческий журнал "ПСКОВ",- 1999,-№10). 

---------------
Точная дата строительства церкви Богоявления со Кстовы в Среднем Городе, именовавшейся также Богоявлением Великим, неизвестна. Вероятно, после 60-х годов XIV века. В 1397 году она строится в камне. Её строительство велось одновременно с угловой Кстовской башней.  Этот угол Среднего города носил название Кстова. Церковная звонница располагалась на крепостной стене. До 1443 года это была единственная Богоявленская церковь в Пскове. В 1443 году построена была вторая Богоявленская церковь примерно в 150 метрах от Кстовской, но за стеной Среднего города, на не укрепленной тогда территории - церковь Богоявления в Бродах (Малое Богоявление).  Видимо, около этого времени строится и третья Богоявленская церковь на другом берегу Псковы. По крайней мере она упоминается как уже существующая в 1457 году. Это церковь Богоявления с Запсковья на Житницком Всходе (Богоявление Большое).

Уже из названия (Богоявление Великое) явствует, что церковь на Кстове была самой значимой из трех Богоявленских церквей, к тому же она была первой. Но она, возможно была в целом крупным духовным и книжным центром Пскова.

В церкви Богоявления со Кстовы находилась очень крупная рукописная библиотека. Вероятно, не случайно судьба связала с этой церковью известного псковского агиографа Василия-Варлаама. Будучи игуменом Иоанно-Богословского монастыря он, вероятно, много общался со священнослужителями двух Богоявленских церквей на левом берегу Псковы. Кроме того, сам Василий принял постриг в Крыпецком монастыре, а частичка мощей Саввы находилась, вероятно, в Кстовской церкви.

В житие Саввы Крыпецкого Василий-Варлаам рассказывает о пономаре Богоявленской церкви со Кстовы - зубном лекаре Феодосии.


Феодосий исцелил себя от зубной боли с помощью частички мощей Саввы. В 1557 году он лечит жену боярина Ивана Преподобова, который жил поблизости от Кстовской церкви. Феодосий читает канон Саввы и даёт больной пить воду с прахом Саввы. Живший на Козьей улице Леонтий Фомин также излечивает зубную боль используя частичку мощей Саввы. Однажды, к Феодосию в церковь Богоявления со Кстовы приводят иконописца Мартина Ушака. Он жил на Полонище и его "разум помутился от пьянства". Феодосий читает над ним канон, кропит водой с прахом Саввы и даёт эту воду пить. Иконописец Евстафий, взяв частичку мощей Саввы у Феодосия излечивает свою жену.




О том, что церковь Богоявления со Кстовы была важным религиозным центром Пскова, говорит и другой факт описываемый в житийной литературе. Прожив 12 лет в пустынном месте под Порховом некто Никон прибыл в Псков и пришел на службу именно в церковь Богоявления со Кстовы. После службы он встретил у церкви псковского юродивого Николу, который на пророчествовал ему страдания отшельнические. После этого Никон принял постриг в Крыпецком монастыре под именем Никандра. Его имя нам теперь хорошо известно благодаря Никандровой пустыни окрестностях Порхова.

В.И.Охотникова допускает возможным, что на Кстове находилось подворье Крыпецкого монастыря. Впрочем, позднее оно находится на Запсковье - на территории Евстратьевского монастыря.

Вероятно, именно в этой церкви в 1445 году трудился над переписыванием "Трефология" для Михайловского монастыря в Песках поп Гаврило. О нем упоминает в своей книге И.К.Лабутина без уточнения о какой именно Богоявленской церкви идет речь. Но навряд ли стоит сомневаться в том, что речь идет о Кстовской церкви. Таким образом, в середине XV века при этой церкви существовала также книгописная мастерская.





Церковь Богоявления со Кстовы, вероятно, прекратила своё существование в ходе фортификационных работ начала XVIII века. Её значение со временем было забыто. Забыто и место на котором она стояла - ныне следов на поверхности от неё не осталось. Такая же участь была и у соседней Кстовской церкви - церкви Рождества. На схеме местоположение обеих Кстовских церквей показано очень приблизительно.

P.S. Крыпецкой монастырь находится к северу от Пскова - в 20 километрах от монастыря на Мишариной горе. Иоанно-Богословские церкви этих монастырей - быть может - строятся в один год - в 1547 году. 


Кстовская Богоявленская церковь и окрестности
Церкви Иоанна Богослова (игумен и агиограф Василий-Варлаам), Богоявления со Кстовы (пономарь Феодосий) и некоторые другие упомянутые в тексте. (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors).

------------------------------------



1 комментарий:

Unknown комментирует...

Просто, лаконично, познавательно, и очень увлекательно.