ПОДЕЛИТЬСЯ!

Из заулка из Пустынкя

В Псковской второй летописи встречается  заулок с названием "Пустынек". Упоминается он в связи с тем, что именно с этого заулка в 1441 году начинается мор.

Из заулка из Пустынкя


Название заулка, вероятно, указывает на наличие поблизости пустыря или отсутствие застройки. Это самое напрашивающееся объяснение названия. Тем более, что в XVI веке в летописи упоминается Пустая улица в районе Нового Торга. И в летописи есть объяснение названию этой улицы: " потому та улица пустая слыла, что меж огородов, а дворов на ней не было". Именно на Пустой улице будет построена церковь Ксении. 
Интересно, что в летописном отрывке в заулке "Пустынке" также располагается церковь ("каменая Христова"). Связаны ли как-то заулок XV века и улица XVI века, увы, сказать невозможно. Также не ясно и посвящение церкви в заулке. Но присутствие церкви наводит на возможность иного толкования названия заулка. Его название происходит как минимум не от слова "пустой", а скорее от слова "пустынный", а еще точнее, быть может, от слова "пустынь", в значении "монастырь".


Такое толкование приводит нас к еще одному летописному отрывку. В 1469 году в Псков прибыл владыка Иона. Обычно новгородские владыки останавливались на подворье Снетогорского монастыря. Однако, владыка Иона призвал псковичей "к собе в Поустынской двор".


Пустынское подворье в Пскове в середине XV века

Таким образом, в середине XV века в Пскове помимо Снетогорского двора, находится подворье еще одного монастыря. Но какого?

Обычно в краеведческой литературе этот летописный отрывок связывают с подворьем Великопустынского монастыря. А в подтверждение существования подворья в XV веке  приводится цитата из книги Владимира Гедимина "Прошлое города Пскова в его исторических памятниках", из которой следует, что в 1494 году на подворье Великопустынского монастыря (позднее это подворье становится подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря) была построена Спасская церковь.


Спасская церковь на подворье Великопустынского монастыря
Фрагмент из книги Владимира Гедимина "Прошлое города Пскова в его исторических памятниках". 1903 год

Книга Владимира Гедимина издана в 1903 году. Откуда Гедимин взял информацию о строительстве Спасской церкви в 1494 году на месте ныне существующей церкви XVII века  Преполовения Пятидесятницы неизвестно. В монографии авторитетного псковского историка и археолога Инги Константиновны Лабутиной (Историческая топография Пскова в XIV-XV вв., -М.,-2011) перечислены все церкви Пскова XII-XV веков, о которых сообщают псковские летописи. Среди них нет церкви, о которой пишет Владимир Гедимин. Таким образом, существование Великопустынского подворья в Пскове в XV веке не очевидно.

Инга Константиновна Лабутина признавая возможность существования Великопустынского подворья, тем не менее находит аргумент  в пользу существования подворья другого монастыря. По её мнению владыка Иона в 1469 году остановился на подворье Елизаровского монастыря (Елизаровской пустыни).

Это нас приводит к третьему отрывку из псковской летописи. В этом отрывке - под 1499 годом - сообщается в том числе о существовании в конце XV века подворья Елизаровского монастыря ("Елизаровской двор").

Подворье Елизаровского монастыря в Пскове в XV веке


В этом же отрывке Елизаровский двор локализуется в Примостье. Примостье в псковских летописях впервые упоминается в 1462 году. Стоящей в Примостье -  является церковь Козьмы и Дамиана.  Однако, в целом границы Примостья не ясны. И хотя Примостье традициионно помещается на Запсковье, на мой взгляд Примостьем могла именоваться и нижняя терраса левого берега реки Псковы у современного Троицкого моста (территория под стеной 1309 года, где в том числе с XVI века существовала церковь Живоносного источника).


Первый и третий летописный отрывки, таким образом, можно объединить упоминанием заулка. Свое название "Пустынек" он мог получить от "Пустынского двора". Вероятно на подворье Елизаровского монастыря существовала церковь ("каменная Христова"), но в той же монографии И.К. Лабутиной нет никаких упоминаний о существовании в Примостье церкви, кроме Козмодемьянской. Последняя явно не стояла в заулке, а значит в Примостье в XV веке существовала еще одна церковь. По писцовой книге конца XVI века нам известна в Примостье Никольская церковь. Но и она стояла опять же не в заулке, а на Званицком кресте. Следовательно, в Примостье всё-таки была третья - неизвестная нам - церковь.

Косвенным подтверждением существования в 1499 году на Елизаровском дворе церкви говорит нахождение  в том же заулке двора "вдовицы пономарихи". Вероятно, рядом с Елизаровским подворьем жил и пономарь церкви существовавшей на этом подворье.


Подворье Елизаровского монастыря
Примостье: район существования подворья Елизаровского монастыря в XV веке. (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors )

Подводя итоги выщеизложенному: в Пскове в XV веке существуют подворья уже двух монастырей - Снетогорского у стены 1309 года  и Елизаровского за стеной 1309 года (в Примостье).


------------------



Комментариев нет: