ПОДЕЛИТЬСЯ!

Имперский подход в российской исторической науке.

Имперский подход в российской исторической науке. Бывает такой? Небольшая иллюстрация.

В 15-16 веках складывается Русское централизованное государство. Во всех отечественных учебниках это преподносится как неоспоримый прогрессивный шаг вперед. Вот, например, первый попавшийся под руку текст:

"Образование Русского централизованного государства - важнейший этап в истории развития нашей страны. Несмотря на всю противоречивость и сложность, процесс объединения рус. и др. народов в единое гос-во имел в целом прогрессивное значение. Его завершение и привело к созданию новых, более благоприятных условий для развития экономики страны, культуры ее народов и для решения внутриполитич. и внешнеполитич. задач." (http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/15132/РУССКОЕ)

Вот на "более благоприятных условиях для развития экономики страны, культуры ее народов" и хотелось бы остановиться на примере города Пскова.

В 16 веке Псков вошел в состав Русского (Московского) централизованного государства. В то время Псков был крупным городским центром. Двенадцать укрепленных пригородов, десять километров городских стен, огромное количество церковных зданий свидетельствуют о том, что это был отнюдь не бедный город.

Что происходит с городом Псков после того, как он стал частью Московского государства? Можно проиллюстрировать на примере изменения численности приходских церквей.

Что такое приходская церковь? Это некоторое количество прихожан, которые посещают, именно, эту церковь. Это некоторое количество денежных средств, которые позволяют содержать здание церкви, периодически её ремонтировать или даже перестраивать.

В середине 16 века в центральной части Пскова было около 40 приходских церквей. Через 100 лет в пределах Среднего города осталось 32 приходских церкви, а через 200 лет - в середине 18 века - 26 приходских церквей. В течении следующих ста лет - к середине 19 века - количество приходских церквей в центре Пскова сократилось и вовсе до 9.

Сокращение числа приходских церквей свидетельствует о сокращении прихожан. Это сокращение происходит за долго до прихода к власти "безбожников-большевиков". А, следовательно, сокращение числа прихожан, это уменьшение численности населения Пскова. Количество приходских церквей в центральной части города за 350 лет пребывания Пскова в составе Московского государства уменьшилось в 4 раза. Вероятно, во столько же раз уменьшилось и население в этой части города и во всём Пскове. (В середине 19 века население Пскова составляло 15 тыс. человек. Считается, что в 16 веке в Пскове проживало более 30 тыс. чел. Но вероятно эта цифра занижена.)

Сокращение приходских церквей свидетельствует также о том, что город был не в состоянии содержать их. Финансовое положение города ухудшалось с каждым столетием.

Какой вывод следует из всего этого? Создание Русского централизованного государства не было столь прогрессивным шагом, как рисуют исторические учебники. Напротив, исторические учебники, и вся русистика пропитаны имперским духом. Централизация Русского государства в 15-16 веках была благом в основном для Москвы. Попав в состав Московского государства, Псков стал медленно умирать. Этот процесс продолжается и сегодня.

--------

На схемах изменение численности церквей в центральной части Пскова (в пределах стены Среднего города) с середины 16 века до середины 19 века.
XVI век:
Церкви Пскова.Центральная часть. 16 век.
В середине 16 века в центральной части Пскова (в пределах стены Среднего города) было около 40 приходских церквей. 

XVII век:
Церкви Пскова.Центральная часть. 17 век.
В середине 17 века в центральной части Пскова (в пределах стены Среднего города) стало 32 приходских церкви. 

XVIII век:

Церкви Пскова. Центральная часть. 18 век.
В середине 18 века в центральной части Пскова (в пределах стены Среднего города) стало 26 приходских церквей. 
XIX век:

Церкви Пскова. Центральная часть. 19 век.
В середине 19 века в центральной части Пскова (в пределах стены Среднего города) осталось 9 приходских церквей.

    ----------------------------------------------------------

1 комментарий:

Семён комментирует...

Очень интересный экскурс.
Семён.