ПОДЕЛИТЬСЯ!

"Вид Пскова во время осады..." и Козьма Солодягин.

В самом начале XX века в книге псковского краеведа Николая Окулич-Казарина был опубликован план Пскова под названием: "Вид Пскова во время осады города Стефаном Баторием, снят со старинной иконы, хранившейся в часовне Владычного Креста (близ Пскова, а ныне находящейся в Троицком соборе."




При описании этой старинной иконы Николай Фомич писал, что в 1866 году инженер Иван Годовиков снял копию с неё и что публикуемый Николаем Фомичом план это "снимок с этой копии" Годовикова. (Н.Ф.Окулич-Казарин Спутник по Древнему Пскову,-Псков,-1913,-с.102).

Таким образом, перед нами "Вид Пскова" сделанный И. Годовиковым.  Акварель Ивана Годовикова до сих пор не опубликована. На просторах интернета можно найти несколько цветных копий, но очень низкого качества. 


"Вид Пскова" Ивана Годовикова 

Впрочем на тех же просторах интернета можно обнаружить черно-белую копию акварели, на которой уже можно рассмотреть детали большинства объектов, изображенных на плане. "Снимок" в книге Н.Ф.Окулич-Казарина, хотя и восходит к акварели, но слишком схематичен.
 
 


Изображение Пскова на иконе из часовни "Владычный крест"  относится к изображениям на сюжет "Видения старца Дорофея", которое в свою очередь связано с осадой Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581-1582 годах. Существует несколько икон на данный сюжет. Псковская исследовательница Наталья Михайловна Ткачева делит их на два извода.




Иконы первого извода малоинформативны с точки зрения изучения топографии Пскова, в отличие от икон второго извода.  По мнению Н.М.Ткачевой  Годовиков скопировал икону "Сретения Богородицы", но не из часовни "Владычного креста", а из Псково-Печерского монастыря.  Эта вторая икона больше известна по прориси К.А.Солодягина.

Как пишет Инга Константиновна Лабутина "с копией Солодягина полностью совпадает изображение, изданное в 1872 году" в журнале "Христианские древности и археология". (И.К.Лабутина Историческая топография Пскова в XIV-XV вв., -М.,-2011,-с.34)
 
Вид Пскова. Опубликован в журнале "Христианские древности и археология",-1872,-№1


Еще одна аналогичная копия, но значительно более худшего качества, была опубликована А.Кислинским в "Памятной книжке Псковской губернии на 1860 год".


Вид Пскова. Опубликован А.Кислинским в "Памятной книжке Псковской губернии на 1860 год"
Тем не менее между всеми этими копиями имеются не значительные различия. И некоторые детали сближают план из книги Н.Окулич-Казарина с планом опубликованном в журнале "Христианские древности". Например, Высокая башня на рисунках Годовикова и в "Памятной книжке" частично закрывает Варламскую церковь, в то время как на планах Окулич-Казарина и в журнале "Христианские древности" башня показана левее церкви и не закрывает её.

Таким образом, все перечисленные планы, по всей видимости восходят к иконе "Сретения Богородицы", которая находилась в Псково-Печерском монастыре и известна под условным названием "Икона Солодягина".

Козьма Андреевич Солодягин окончил Императорскую Академию Художеств. До 1869 года работал в Кемском уездном училище учителем рисования и черчения. С конца 1869 по 1873 год преподает в одном из училищ Пскова. Затем его переводят в Кронштадт.

По мнению Н.М.Ткачевой основой композиции икон второго извода (икон Романова, Жиглевича, Солодягина, Владычного креста) стал план Пскова 1694 года.




И таким образом, все планы датируются временем после 1694 года.
-------

В интернете в различных публикациях очень часто указанные планы служат иллюстрацией того как выглядел Псков на момент осады крепости Стефаном Баторием.  Однако, изображение на иконах отстоит от этого события более чем на 100 лет и фиксирует состояние города накануне фортификационных работ Петра Великого. В заблуждение вводит заглавие "Вида Пскова", с которого началось это повествование.

----------------------------------------------------------------------
P.S. На плане в книге Николая Фомича Окулич-Казарина все церкви пронумерованы и рядом с планом дан список башен и церквей. О том насколько верна данная атрибуция можно прочесть  - ТУТ.

Комментариев нет: