В 1831 году в Киеве был издан труд Евфимия Алексеевича Болховитинова (митрополита Евгения) "История княжества Псковского с присовокуплением плана г.Пскова".
"Живши около шести лет в древнем Княжеском городе Пскове, - писал в предисловии Евфимий Алексеевич,- я старался узнать Историю оного и для того собирал, сколько мог, из Русских и Иностранных Летописей сведения о нем. И из сих-то сведений составил я предлагаемую Книгу в четырех частях...
Естьли сей труд мой принесет удовольствие соотчичам и особенно Псковичам, то я довольно буду награжден за оный"
Евфимий Болховитинов был псковским архиепископом (а также курляндским и лифляндским) с 1816 по 1822 год.
Вот как описывает сайт "Псковиана" пребывание Е.А.Болховитинова на псковской земле: "Находясь здесь, он окунулся в изучение истории и природы края, полюбил уютные псковские храмы, особенно Снетогорский монастырь, который стал его жилищем... Вчерне работа была закончена к 1818 году".
Как уже вытекает из названия труда, к нему прилагался план города Пскова, на котором помимо прочего были отмечены псковские церкви. А в третьей части Евфимий Алексеевич привел списки псковских церквей и монастырей. Вот этим спискам (и отмеченным на плане церквям) и посвящена данная публикация.
Список первый.
"Исторический Список Монастырей Псковской Епархии, доныне существующих". (Часть третья, -стр.117-133).
В списке 12 монастырей, но из них псковских только 4. Причем к числу "существующих" отнесен Снетогорский монастырь, который был упразднен в 1804 году. Помимо Снетогорского в этом списке присутствуют три следующие монастыря: Мирожский Спасский, Иоанно-Предтеченский и Старовознесенский.
Список второй.
"Хронологический Список упраздненных Псковской Епархии Монастырей, по известию в Летописях и в разных старых Грамматах, о их построении, или других каких случаях до них касающихся". (Часть третья, -стр.117-133).
Этот список включает в себя также монастыри всей епархии и после вычленения из него монастырей, которые находились за пределами границ современного Пскова, в нем останется, 46 монастырей. Три монастыря из этого списка, видимо, нужно исключить. Так Никольский с Поля монастырь, это вероятно, присутствующий в первой части списка Никольский монастырь в Песках. Не существовало и Домантовского женского Рождественского монастыря, о чем можно прочесть по ссылке. Загадочно в списке выглядит Васильевский с Болота близ Усохи монастырь. В Среднем городе нам известен только Святодуховский монастырь. Ближайшая к Усохе Васильевкая церковь - церковь Василия на Горке - никогда не была монастырской. Сама Усоха болотом не именовалась. Ближайшее к Усохе "Болото" находилось в районе памятника Ленина ("Церковь Георгия в Острой лавице на Болоте"). Еще одно "Болото" находилось в районе перекрестка современного Музейного переулка. Именно там находился Трехсвятительский монастырь с Болота. Этот монастырь также назывался Васильевским, по первому из трех святителей. Вероятно, Васильевский монастырь из списка нужно соотнести с этим Трехсвятительским монастырем, который в списке присутствует.
В итоге в списке останется 43 монастыря. А вместе с монастырями первого списка получится 47 монастырей. По документам XVI века нам известно о существовании в Пскове 54 монастырей.
Таким образом, у Евфимия Алексеевича получается не упомянутыми 7 монастырей:
1. Спасо-Преображенский на Промежице,
(В списке у Евфимия Алексеевича этот монастырь объединен с Образским)
2. Симеоновский,
3. Иоанна Милостивого,
4. Константина и Елены,
(В списках церквей, о которых пойдет речь ниже, церкви этих монастырей присутствуют)
5.Николаевский со Взвоза,
6.Рождественский за Свиными воротами,
(В списках церквей, о которых пойдет речь ниже, церкви этих монастырей хотя и присутствуют, но могли быть не соотнесены Е.А.Болховитиновым с данными монастырями).
7. Михайловский на Завеличье.
(Ни сам монастырь, ни монастырская церковь в списках не упомянуты).
В числе 54 монастырей Пскова в XVI веке существовал Сретенский монастырь. В списке монастырей у Евфимия Алексеевича он присутствует под двойным названием - "Сретенский Александров монастырь". Также сообщается, что этот женский монастырь впервые упомянут в 1566 году и разорен поляками в 1581 году (часть 3, стр.124). В 1901 году пояснениях к "Сборному плану Пскова" псковский историк Фёдор Алексеевич Ушаков называет этот монастырь уже "Святого Александра Невского Сретенским монастырем" и отмечает, что местоположение монастыря неизвестно. Поэтому сегодня на многих сайтах посвященных истории Пскова, можно встретить информацию о том, что монастырь Александра Невского существовал в Пскове уже в середине XVI века.
Но, видимо, нужно согласиться с рассуждениями Натана Феликсовича Левина, о том, что существование в середине XVI века монастыря Александра Невского маловероятно. Отыскать упоминаний Сретенского монастыря под 1566 и 1581 годами в псковских летописях мне не удалось. Таким образом остается не ясным в каком письменном источнике под этими годами обнаружил его Е.А.Болховитинов. Сретенский монастырь упоминается в писцовой книге 1585-87 годов.
В приведенных выше отрывках монастырь назван только Сретенским, а его местоположение определено очень приблизительно - за Великими воротами. И, в данных отрывках, он скорее выступает как действующий, чем как "разоренный".
Четвертый список.
(Третий и четвертый списки в книге Евфимия Алексеевича Болховитинова посвящены исключительно псковским церквям. В начале рассмотрим последний список.)"Список Ныне находящимся в городе Пскове Соборам и Церквам Штатным, приписанным и упраздненным". (Часть третья, -стр.147-150).
В списке 47 храмов. Покровская и Рождественская церкви от Пролома фигурируют под общим названием - Покровская церковь. Таким образом, из 47 храмов (а правильнее говорить о 48 - Покровскую и Рождественскую церкви от Пролома я считаю по отдельности) ныне сохраняются 36 . В списке отсутствуют церкви 4 монастырей: Снетогорского (церкви Николая, Вознесения и Рождества), Мирожского (Спасо-Преображенская и Стефановская), Любятовского (Николаевская) и Середкиного (Петропавловская). Следовательно в списке присутствуют 12 церквей, которые до наших дней не сохранились.
Однако, четвертый Список не полный, о чем свидетельствует приписка Евфимия Алексеевича в конце: "На Плане города Пскова означены и еще некоторые упраздненные церкви".
План города помещен в первой части "Истории княжества Псковского". На плане показаны почти все церкви Списка, а также Мирожский и Петропавловский Середкин монастыри и еще 12 церквей, которые не дожили до наших дней.
Не показаны на плане, присутствующие в Списке, Николаевская на Волку церковь, так как она находилась за пределами плана и Иоанно-Предтеченская церковь на подворье Печерского монастыря.
На схеме ниже показаны только утраченные ныне церкви из работы Е.А.Болховитинова. Схему с расположением существующих ныне, включая 4 церкви, которые будут построены в Пскове после 1831 года, можно увидеть по ссылке.
(На плане в первой части книги Болховитинова рядом с Петропавловской с Буя церковью показана еще одна церковь. В пояснении обе церкви названы как один объект: "11.Петра и Павла, Бориса и Глеба на Бою". На месте Борисоглебской церкви в 1810 году была построена Казанская церковь. В Списке присутствует только одна Казанская церковь. А на плане показана Казанская церковь за Петровскими воротами Среднего города. Эта церковь, впрочем, была закрыта еще в 1786 году. Здание этой церкви просуществовало максимум до 1816 года. План в книге Болховитинова хотя и датирован 1821 годом, но явно отсылает нас к более раннему времени. Поэтому я отождествил Казанскую церковь Списка с Казанской церковью за Петровскими воротами.)
Церкви, которые есть и на плане, и в списке.
1. Церковь Стефана на Лугу.
2. Спасо-Преображенская церковь.
3. Церковь Евфимия.
4. Церковь Иоанна Архиепископа.
5. Казанская церковь.
6. Николаевская церковь.
7. Воскресенская церковь.
8. Церковь Иоанна Златоуста.
9. Николаевская церковь от Пролома.
10. Никитская церковь (за пределами схемы).
Церкви, которые есть в списке, но отсутствуют на плане.
11. Николаевская церковь на Волку (за пределами схемы).
12. Церковь Иоанна Предтечи.
Церкви, которых нет в списке, но присутствуют на плане.
13. Ильинская церковь.
14. Благовещенская церковь.
15. Церковь Евстратия.
16. Церковь Бориса и Глеба.
17. Церковь Варвары со Усохи.
18. Церковь Святого Духа с Усохи.
19. Церковь Зачатия Анны.
20. Михайловская церковь
21. Церковь Похвалы Богородицы.
22. Трёхсвятительская церковь.
23. Козмодемьянская церковь.
24. Церковь Симеона и Анны (за пределами схемы).
Таким образом, если дополнить Список церквями с плана, то получится 60 церквей (или 59, если считать Рождественскую и Покровскую церкви от Пролома как одну).
Третий список.
"Хронологический список Древних Псковских Церквей, упоминаемых в Летописях и старых Грамматах" (Часть третья,-стр.134-146).
Это самый сложный список. Он состоит из 97 церквей. Очевидно, что список неполный. В Пскове как минимум за всю его историю было построено более 130 церквей (причем после 1831 года только 4). Для нескольких церквей Евфимий Алексеевич уточняет, что это перестройка предыдущего здания. Тем самым список церквей уже можно сократить.
Для начала разобьем список на две основные части: церкви Довмонтова города и остальные церкви.
В Списке перечислено 14 церквей, которые обычно относят к территории Довмонтова города. В том числе Георгиевская церковь - как основанная князем Довмонтом. Но сегодня нам неизвестно о существовании самостоятельной Георгиевской церкви на данной территории. В итоге остается 13 церквей. Отсутствует в списке церковь Фёдора Тирона.
Поскольку на территории Довмонтова города нам известно всего о 14 церквях. То можем сократить общий список на число задвоенных.
1. Церковь Тимофея Газского основанная в 1268 году и церковь Тимофея Довмонта 1574 (вероятно опечатка - правильно 1374) года - это одна и та же церковь.
2. Церковь Фёдора Стратилата 1272 года и церковь Федора каменная 1385 года - это одна и та же церковь.
3. Церковь Георгия 1269 года это придел Воскресенской церкви 1394 года.
4. Покровская церковь 1398 года и Покровская церковь 1352 года (про неё сказано, что она на Новом Торгу) - это одна и та же церковь.
5. Софийская церковь в Довмонтовом городе (перестроена в 1415 году) и церковь Софии, Веры, Надежды, Любови 1415 года - это одна и та же церковь.
6. Церковь Афанасия 1407 года и церковь Афанасия 1438 года - это одна и та же церковь.
7. Церковь Алексеевская каменная 1508 года и церковь Алексея Митрополита - это одна и та же церковь.
Оставшиеся 77 церквей (Общее число 97 минус 13 церквей Довмонтова города, минус 7 задвоенных церквей Довмонтова города) мы можем сопоставить с четвертым Списком и планом города, которые мы рассматривали выше. В результате сопоставления оказывается, что в Третьем списке присутствует только 37 церквей из Четвертого списка и с плана города. Тем самым подтвержден вывод о неполноте Третьего списка.
Тем не менее в списке остается еще 40 церквей.
1-3. Троицкий собор присутствует в Списке четырежды (965, 1138, 1368,1682 годов).
4. Церковь Василия Великого на Горке у Петровских ворот с приделом Алексея, расписанная в 1377 году и построенная в камне в 1415 году и церковь Василия Великого 1337 года у Трупеховских ворот - это одна и та же церковь (Петровские ворота фигурируют по ошибке).
5-6. Спасская деревянная, построенная в 1420 году на месте Власьевской и Власьевская 970 года. Это церкви построенные на одном и том же месте. Кроме того Спасская 1420 года и Спасская на Торгу - это одна и та же церковь.
7. Преображенская у Старого костра и Спасская у Старого костра - это одна и та же церковь.
8. Никольская на Бую в Опочецком конце 1473 года и Николаевская на Усохе 1373 года - это одна и та же церковь.
"Живши около шести лет в древнем Княжеском городе Пскове, - писал в предисловии Евфимий Алексеевич,- я старался узнать Историю оного и для того собирал, сколько мог, из Русских и Иностранных Летописей сведения о нем. И из сих-то сведений составил я предлагаемую Книгу в четырех частях...
Естьли сей труд мой принесет удовольствие соотчичам и особенно Псковичам, то я довольно буду награжден за оный"
Евфимий Болховитинов был псковским архиепископом (а также курляндским и лифляндским) с 1816 по 1822 год.
Вот как описывает сайт "Псковиана" пребывание Е.А.Болховитинова на псковской земле: "Находясь здесь, он окунулся в изучение истории и природы края, полюбил уютные псковские храмы, особенно Снетогорский монастырь, который стал его жилищем... Вчерне работа была закончена к 1818 году".
Как уже вытекает из названия труда, к нему прилагался план города Пскова, на котором помимо прочего были отмечены псковские церкви. А в третьей части Евфимий Алексеевич привел списки псковских церквей и монастырей. Вот этим спискам (и отмеченным на плане церквям) и посвящена данная публикация.
Список первый.
"Исторический Список Монастырей Псковской Епархии, доныне существующих". (Часть третья, -стр.117-133).
В списке 12 монастырей, но из них псковских только 4. Причем к числу "существующих" отнесен Снетогорский монастырь, который был упразднен в 1804 году. Помимо Снетогорского в этом списке присутствуют три следующие монастыря: Мирожский Спасский, Иоанно-Предтеченский и Старовознесенский.
Список второй.
"Хронологический Список упраздненных Псковской Епархии Монастырей, по известию в Летописях и в разных старых Грамматах, о их построении, или других каких случаях до них касающихся". (Часть третья, -стр.117-133).
Этот список включает в себя также монастыри всей епархии и после вычленения из него монастырей, которые находились за пределами границ современного Пскова, в нем останется, 46 монастырей. Три монастыря из этого списка, видимо, нужно исключить. Так Никольский с Поля монастырь, это вероятно, присутствующий в первой части списка Никольский монастырь в Песках. Не существовало и Домантовского женского Рождественского монастыря, о чем можно прочесть по ссылке. Загадочно в списке выглядит Васильевский с Болота близ Усохи монастырь. В Среднем городе нам известен только Святодуховский монастырь. Ближайшая к Усохе Васильевкая церковь - церковь Василия на Горке - никогда не была монастырской. Сама Усоха болотом не именовалась. Ближайшее к Усохе "Болото" находилось в районе памятника Ленина ("Церковь Георгия в Острой лавице на Болоте"). Еще одно "Болото" находилось в районе перекрестка современного Музейного переулка. Именно там находился Трехсвятительский монастырь с Болота. Этот монастырь также назывался Васильевским, по первому из трех святителей. Вероятно, Васильевский монастырь из списка нужно соотнести с этим Трехсвятительским монастырем, который в списке присутствует.
В итоге в списке останется 43 монастыря. А вместе с монастырями первого списка получится 47 монастырей. По документам XVI века нам известно о существовании в Пскове 54 монастырей.
Таким образом, у Евфимия Алексеевича получается не упомянутыми 7 монастырей:
1. Спасо-Преображенский на Промежице,
(В списке у Евфимия Алексеевича этот монастырь объединен с Образским)
2. Симеоновский,
3. Иоанна Милостивого,
4. Константина и Елены,
(В списках церквей, о которых пойдет речь ниже, церкви этих монастырей присутствуют)
5.Николаевский со Взвоза,
6.Рождественский за Свиными воротами,
(В списках церквей, о которых пойдет речь ниже, церкви этих монастырей хотя и присутствуют, но могли быть не соотнесены Е.А.Болховитиновым с данными монастырями).
7. Михайловский на Завеличье.
(Ни сам монастырь, ни монастырская церковь в списках не упомянуты).
В числе 54 монастырей Пскова в XVI веке существовал Сретенский монастырь. В списке монастырей у Евфимия Алексеевича он присутствует под двойным названием - "Сретенский Александров монастырь". Также сообщается, что этот женский монастырь впервые упомянут в 1566 году и разорен поляками в 1581 году (часть 3, стр.124). В 1901 году пояснениях к "Сборному плану Пскова" псковский историк Фёдор Алексеевич Ушаков называет этот монастырь уже "Святого Александра Невского Сретенским монастырем" и отмечает, что местоположение монастыря неизвестно. Поэтому сегодня на многих сайтах посвященных истории Пскова, можно встретить информацию о том, что монастырь Александра Невского существовал в Пскове уже в середине XVI века.
Но, видимо, нужно согласиться с рассуждениями Натана Феликсовича Левина, о том, что существование в середине XVI века монастыря Александра Невского маловероятно. Отыскать упоминаний Сретенского монастыря под 1566 и 1581 годами в псковских летописях мне не удалось. Таким образом остается не ясным в каком письменном источнике под этими годами обнаружил его Е.А.Болховитинов. Сретенский монастырь упоминается в писцовой книге 1585-87 годов.
(Псков и его пригороды. Книга первая// Сборник Московского Архива Министерства Юстиции,-М.,- 1913,-Т.V.) |
В приведенных выше отрывках монастырь назван только Сретенским, а его местоположение определено очень приблизительно - за Великими воротами. И, в данных отрывках, он скорее выступает как действующий, чем как "разоренный".
Четвертый список.
(Третий и четвертый списки в книге Евфимия Алексеевича Болховитинова посвящены исключительно псковским церквям. В начале рассмотрим последний список.)"Список Ныне находящимся в городе Пскове Соборам и Церквам Штатным, приписанным и упраздненным". (Часть третья, -стр.147-150).
В списке 47 храмов. Покровская и Рождественская церкви от Пролома фигурируют под общим названием - Покровская церковь. Таким образом, из 47 храмов (а правильнее говорить о 48 - Покровскую и Рождественскую церкви от Пролома я считаю по отдельности) ныне сохраняются 36 . В списке отсутствуют церкви 4 монастырей: Снетогорского (церкви Николая, Вознесения и Рождества), Мирожского (Спасо-Преображенская и Стефановская), Любятовского (Николаевская) и Середкиного (Петропавловская). Следовательно в списке присутствуют 12 церквей, которые до наших дней не сохранились.
Однако, четвертый Список не полный, о чем свидетельствует приписка Евфимия Алексеевича в конце: "На Плане города Пскова означены и еще некоторые упраздненные церкви".
План города помещен в первой части "Истории княжества Псковского". На плане показаны почти все церкви Списка, а также Мирожский и Петропавловский Середкин монастыри и еще 12 церквей, которые не дожили до наших дней.
Не показаны на плане, присутствующие в Списке, Николаевская на Волку церковь, так как она находилась за пределами плана и Иоанно-Предтеченская церковь на подворье Печерского монастыря.
На схеме ниже показаны только утраченные ныне церкви из работы Е.А.Болховитинова. Схему с расположением существующих ныне, включая 4 церкви, которые будут построены в Пскове после 1831 года, можно увидеть по ссылке.
(На плане в первой части книги Болховитинова рядом с Петропавловской с Буя церковью показана еще одна церковь. В пояснении обе церкви названы как один объект: "11.Петра и Павла, Бориса и Глеба на Бою". На месте Борисоглебской церкви в 1810 году была построена Казанская церковь. В Списке присутствует только одна Казанская церковь. А на плане показана Казанская церковь за Петровскими воротами Среднего города. Эта церковь, впрочем, была закрыта еще в 1786 году. Здание этой церкви просуществовало максимум до 1816 года. План в книге Болховитинова хотя и датирован 1821 годом, но явно отсылает нас к более раннему времени. Поэтому я отождествил Казанскую церковь Списка с Казанской церковью за Петровскими воротами.)
Ныне утраченные церкви Пскова из четвертого списка митрополита Евгения (и обозначенные на плане в его книге). Бордовым цветом показан периметр крепости.. (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors ) |
Церкви, которые есть и на плане, и в списке.
1. Церковь Стефана на Лугу.
2. Спасо-Преображенская церковь.
3. Церковь Евфимия.
4. Церковь Иоанна Архиепископа.
5. Казанская церковь.
6. Николаевская церковь.
7. Воскресенская церковь.
8. Церковь Иоанна Златоуста.
9. Николаевская церковь от Пролома.
10. Никитская церковь (за пределами схемы).
Церкви, которые есть в списке, но отсутствуют на плане.
11. Николаевская церковь на Волку (за пределами схемы).
12. Церковь Иоанна Предтечи.
Церкви, которых нет в списке, но присутствуют на плане.
13. Ильинская церковь.
14. Благовещенская церковь.
15. Церковь Евстратия.
16. Церковь Бориса и Глеба.
17. Церковь Варвары со Усохи.
18. Церковь Святого Духа с Усохи.
19. Церковь Зачатия Анны.
20. Михайловская церковь
21. Церковь Похвалы Богородицы.
22. Трёхсвятительская церковь.
23. Козмодемьянская церковь.
24. Церковь Симеона и Анны (за пределами схемы).
Таким образом, если дополнить Список церквями с плана, то получится 60 церквей (или 59, если считать Рождественскую и Покровскую церкви от Пролома как одну).
Третий список.
"Хронологический список Древних Псковских Церквей, упоминаемых в Летописях и старых Грамматах" (Часть третья,-стр.134-146).
Это самый сложный список. Он состоит из 97 церквей. Очевидно, что список неполный. В Пскове как минимум за всю его историю было построено более 130 церквей (причем после 1831 года только 4). Для нескольких церквей Евфимий Алексеевич уточняет, что это перестройка предыдущего здания. Тем самым список церквей уже можно сократить.
Для начала разобьем список на две основные части: церкви Довмонтова города и остальные церкви.
В Списке перечислено 14 церквей, которые обычно относят к территории Довмонтова города. В том числе Георгиевская церковь - как основанная князем Довмонтом. Но сегодня нам неизвестно о существовании самостоятельной Георгиевской церкви на данной территории. В итоге остается 13 церквей. Отсутствует в списке церковь Фёдора Тирона.
Поскольку на территории Довмонтова города нам известно всего о 14 церквях. То можем сократить общий список на число задвоенных.
1. Церковь Тимофея Газского основанная в 1268 году и церковь Тимофея Довмонта 1574 (вероятно опечатка - правильно 1374) года - это одна и та же церковь.
2. Церковь Фёдора Стратилата 1272 года и церковь Федора каменная 1385 года - это одна и та же церковь.
3. Церковь Георгия 1269 года это придел Воскресенской церкви 1394 года.
4. Покровская церковь 1398 года и Покровская церковь 1352 года (про неё сказано, что она на Новом Торгу) - это одна и та же церковь.
5. Софийская церковь в Довмонтовом городе (перестроена в 1415 году) и церковь Софии, Веры, Надежды, Любови 1415 года - это одна и та же церковь.
6. Церковь Афанасия 1407 года и церковь Афанасия 1438 года - это одна и та же церковь.
7. Церковь Алексеевская каменная 1508 года и церковь Алексея Митрополита - это одна и та же церковь.
Оставшиеся 77 церквей (Общее число 97 минус 13 церквей Довмонтова города, минус 7 задвоенных церквей Довмонтова города) мы можем сопоставить с четвертым Списком и планом города, которые мы рассматривали выше. В результате сопоставления оказывается, что в Третьем списке присутствует только 37 церквей из Четвертого списка и с плана города. Тем самым подтвержден вывод о неполноте Третьего списка.
Тем не менее в списке остается еще 40 церквей.
1-3. Троицкий собор присутствует в Списке четырежды (965, 1138, 1368,1682 годов).
4. Церковь Василия Великого на Горке у Петровских ворот с приделом Алексея, расписанная в 1377 году и построенная в камне в 1415 году и церковь Василия Великого 1337 года у Трупеховских ворот - это одна и та же церковь (Петровские ворота фигурируют по ошибке).
5-6. Спасская деревянная, построенная в 1420 году на месте Власьевской и Власьевская 970 года. Это церкви построенные на одном и том же месте. Кроме того Спасская 1420 года и Спасская на Торгу - это одна и та же церковь.
7. Преображенская у Старого костра и Спасская у Старого костра - это одна и та же церковь.
8. Никольская на Бую в Опочецком конце 1473 года и Николаевская на Усохе 1373 года - это одна и та же церковь.
9. Мученицы Анастасии в Кузнецах с Полонища 1487 года и Анастасиевская церковь 1377 года - это одна и та же церковь.
10. Архангела Михаила у Михайловских ворот и Михайловская церковь 1398 года в женском монастыре - это, видимо, одна и та же церковь.
11. Благовещенская у Рыбницких ворот и Живоносного источника - это одна и та же церковь.
12. Варваринская на Святогорском подворье и церковь Варвары на Усохе - это одна и та же церковь.
10. Архангела Михаила у Михайловских ворот и Михайловская церковь 1398 года в женском монастыре - это, видимо, одна и та же церковь.
11. Благовещенская у Рыбницких ворот и Живоносного источника - это одна и та же церковь.
12. Варваринская на Святогорском подворье и церковь Варвары на Усохе - это одна и та же церковь.
13-14. Васильевская церковь с Болота присутствует в Списке дважды. Вероятно, она тождественна Трехсвятительской церкви.
15. Георгиевская с Болота церковь и церковь Георгия с болота 1370 года - это одна и та же церковь.
Таким образом, у нас остается 25 церквей, часть из которых нанесена ниже на схему, а часть перечислена под схемой (Церкви Довмонтова города можно посмотреть здесь).
Однако, среди церквей, о которых пишет Е.А.Болховитинов затерялась еще одна.
В двух местах упоминается церковь (или монастырь) Спаса со Усохи. Причем упомянута эта церковь не в виде перечисления в общем списке, а в пояснениях.
Из всех Спасских церквей Пскова самой близкой к Усохе будет церковь Спаса от Старого костра. Но её ли имел ввиду Болховитинов или нет сказать сложно.
Еще интереснее упоминание некоего Васильевского с Болота монастыря близ этого Спаса. Ближайшее "известное" нам "Болото" находилось еще дальше от Усохи. На том Болоте ныне стоит памятник Ленину. (Церковь Георгия с Болота в Острой лавице).
Ближайшей к церкви Варвары со Святогорского подворья была церковь Николы со Усохи. Собственно церковь Варвары также именовалась "с Усохи". Также известна церковь Святого Духа со Усохи.
Неизвестен также и источник, откуда Болховитиновым позаимствована эта церковь.
-----------
Интересно также описание местоположения церкви Спаса от Старого костра в третьем списке: "по Великой улице на левом углу первого переулка".
15. Георгиевская с Болота церковь и церковь Георгия с болота 1370 года - это одна и та же церковь.
Таким образом, у нас остается 25 церквей, часть из которых нанесена ниже на схему, а часть перечислена под схемой (Церкви Довмонтова города можно посмотреть здесь).
Утраченные ныне церкви из третьего списка митрополита Евгения. Бордовым цветом показан периметр крепости.. (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors ) |
Церкви, которые возможно локализовать на местности.
1. Лазаревская церковь (за пределами схемы).
2. Власьевская (поздняя) церковь.
3. Церковь Живоносного источника (Бпаговещенская церковь).
4. Церковь Иоанна Богослова
5. Власьевская (ранняя) церковь (Позднее на этом месте Спасская).
6. Церковь Варлаама Хутынского.
7. Крестовоздвиженская церковь.
8. Георгиевская церковь.
9. Церковь Богоявления со Кстовы.
10. Церковь Рождества со Кстовы.
11. Спасская от Старого костра церковь.
12. Церковь Ксении.
13. Церковь Иоанна Милостивого.
14. Церковь Владимира.
15. Церковь Николы со Взвоза.
Церкви, которые можно локализовать на местности лишь очень приблизительно (на схеме не обозначены).
16. Церковь Петра на Старом Торгу.
17. Церковь Фомы на Старом Торгу.
18. Церковь Луки на Старом Торгу.
19. Церковь Дмитрия Прилуцкого на Старом Торгу.
20. Церковь Николая на Званицком Кресте.
21. Церковь Флора и Лавра за Великими воротами.
22. Церковь Гавриила Архангела на Козьем дворе.
23. Знамения Богородицы на Сенной Ниве.
24. Церковь Рождества от Великой реки (это, возможно, монастырская церковь одноименного монастыря за Свиными воротами)
25. Церковь Леонтия епископа ростовского ( это скорее всего придел Крестовоздвиженской церкви)
После того как мы определили задвоенные церкви Третьего списка, мы можем констатировать, что в этом списке на самом деле не 97 церквей, а всего 75. Из этих 75 в четвертом списке будут продублированы 37 церквей.
1. Лазаревская церковь (за пределами схемы).
2. Власьевская (поздняя) церковь.
3. Церковь Живоносного источника (Бпаговещенская церковь).
4. Церковь Иоанна Богослова
5. Власьевская (ранняя) церковь (Позднее на этом месте Спасская).
6. Церковь Варлаама Хутынского.
7. Крестовоздвиженская церковь.
8. Георгиевская церковь.
9. Церковь Богоявления со Кстовы.
10. Церковь Рождества со Кстовы.
11. Спасская от Старого костра церковь.
12. Церковь Ксении.
13. Церковь Иоанна Милостивого.
14. Церковь Владимира.
15. Церковь Николы со Взвоза.
Церкви, которые можно локализовать на местности лишь очень приблизительно (на схеме не обозначены).
16. Церковь Петра на Старом Торгу.
17. Церковь Фомы на Старом Торгу.
18. Церковь Луки на Старом Торгу.
19. Церковь Дмитрия Прилуцкого на Старом Торгу.
20. Церковь Николая на Званицком Кресте.
21. Церковь Флора и Лавра за Великими воротами.
22. Церковь Гавриила Архангела на Козьем дворе.
23. Знамения Богородицы на Сенной Ниве.
24. Церковь Рождества от Великой реки (это, возможно, монастырская церковь одноименного монастыря за Свиными воротами)
25. Церковь Леонтия епископа ростовского ( это скорее всего придел Крестовоздвиженской церкви)
После того как мы определили задвоенные церкви Третьего списка, мы можем констатировать, что в этом списке на самом деле не 97 церквей, а всего 75. Из этих 75 в четвертом списке будут продублированы 37 церквей.
Однако, среди церквей, о которых пишет Е.А.Болховитинов затерялась еще одна.
В двух местах упоминается церковь (или монастырь) Спаса со Усохи. Причем упомянута эта церковь не в виде перечисления в общем списке, а в пояснениях.
Из всех Спасских церквей Пскова самой близкой к Усохе будет церковь Спаса от Старого костра. Но её ли имел ввиду Болховитинов или нет сказать сложно.
Еще интереснее упоминание некоего Васильевского с Болота монастыря близ этого Спаса. Ближайшее "известное" нам "Болото" находилось еще дальше от Усохи. На том Болоте ныне стоит памятник Ленину. (Церковь Георгия с Болота в Острой лавице).
Ближайшей к церкви Варвары со Святогорского подворья была церковь Николы со Усохи. Собственно церковь Варвары также именовалась "с Усохи". Также известна церковь Святого Духа со Усохи.
Неизвестен также и источник, откуда Болховитиновым позаимствована эта церковь.
-----------
Интересно также описание местоположения церкви Спаса от Старого костра в третьем списке: "по Великой улице на левом углу первого переулка".
---------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий