Кстова - топоним, относящийся к левому берегу реки Псковы. Впервые он упоминается в письменном источнике второй половины XVI века. С этого времени по письменным источникам нам известны Кстовская сотня, Кстовская башня, Кстовские ворота, церковь Богоявления со Кстовы, ...
О местоположении Богоявленской кстовской церкви вполне однозначно писали в своем путеводителе "Древний Псков" А.Васильев и А.Янсон в 1929 году (стр.76):
"На берегу Псковы стена заканчивалась круглой Кстовской башней со Кстовскими воротами. Название свое башня получила от находившейся рядом с нею ц. Богоявления со Кстовы и служила одновременно колокольней этой церкви; она до колоколов была выстроена „по башенному»."
В углу Среднего города, рядом с Кстовской башней изображает Богоявленскую церковь Юрий Спегальский на одном из своих рисунков.
Н.Ф. Левин в статье, посвященной первым археологическим раскопкам в Пскове, писал со ссылкой на сборник МАМЮ 1914 года: "по годовой смете 1699 г. возле Кстовской башни располагалась церковь Богоявления".
И действительно, если мы откроем сборник МАМЮ (том VI), то именно это и прочтем на странице 224.
А вот что писала о церкви Богоявления со Кстовы Инга Константиновна Лабутина:
"Колокольня церкви ... в XVII веке стояла на стене между Петропавловскими и Кстовскими воротами, сам храм был «приделан к городской стене» рядом с колокольней... Место церкви Богоявления в Кстове обозначено на плане 1740 г., а на копии иконы из Печерского монастыря церковь изображена рядом с наугольной башней Среднего города, внутри него... На углу улиц Красных Партизан и В.Воровского еще сохраняются остатки стены Среднего города, близкие по расположению разрушенной церкви" ("Историч. топография" , изд. 2011г.,с.283-284).
На упомянутой в цитате иконе две церкви показаны не просто рядом с Кстовской башней, а примыкающими к ней. Одна из этих церквей - Богоявленская.
Казалось бы с расположением церкви всё ясно. Однако, не понятно, где располагалась её колокольня - на башне или на стене рядом? Но если мы вернемся к цитате из книги Инги Константиновны Лабутиной, то выясняется что и с церковью всё не так просто.
Если мы посмотрим на план 1740 года, то обнаружим, что место церкви на нем обозначено довольно далеко от Кстовской башни: примерно по середине между башней и Петропавловской с Буя церковью. Поскольку расстояние между местом, где была Кстовская башня, и церковью Петра и Павла составляет примерно 180 метров, то можно сказать, что место обозначенное на плане середины XVIII века как место Богоявленской церкви отстоит от башни примерно на 70-80 метров.
Под номером 1 показано место Богоявленской церкви, под номером 2 - место Кстовской башни, под номером 3 - Петропавловская церковь с Буя, под номером 4 - место Козьей (Куминой) башни, под номером 5 направление напольной каменной стены 1375 года. (Фланговая стена вдоль верхней террасы реки Псковы - не показана). Получается, что Богоявленская церковь была достаточно далеко от угловой Кстовской башни, хотя очевидно и стояла рядом с фланговой стеной Среднего города (стеной, которая шла от Кстовской башни мимо Петропавловской церкви к Довмонтову городу). На таком отдалении маловероятно, что колокольня церкви находилась на Кстовской башне, как это написано в путеводителе 1929 года. Становится очевидным, что и церковь на рисунке Спегальского не соответствует местоположению церкви на плане 1740 года. К изображению на иконе мы не можем предъявить претензии, всё-таки это икона, а не топографический план. Несколько спасает ситуацию обозначение места церкви Богоявления на плане середины XIX века, автором которой был инженер Иван Годовиков. На плане Годовикова место Богоявленской церкви показано ближе к Кстовской башне, но всё равно на некотором отдалении от неё (на современном плане это место обозначено номером 6).
Вернемся к годовой смете 1699 года. В ней в частности описывается псковская крепость, состояние стен и башен. Объекты описываются последовательно с указанием расстояния между ними. Так описание Среднего города начинается от Мстиславской башни. Затем описываются укрепления с напольной стороны и, наконец, укрепления вдоль берега реки Псковы. Заканчивается описание стеной между Рыбницкой башней и Часовой башней Крома. (Довмонтов город в смете включен в состав Среднего города). Описание стены Среднего города по берегу реки Великой в годовой смете 1699 года включено в описание Окольного города.
Обратимся к части описания, которое относится к северо-восточному углу Среднего города: к участку укреплений от Петровских ворот (находились на пересечении стены с современной улице Маркса) до Петропавловских ворот. Последние на плане 1740 года (см. выше схему) показаны с западной стороны Петропавловской церкви.
Процитирую с некоторыми пропусками: "Ворота Петровские проезжие, а над теми вороты четырехугольная башня с вышкою, ... От Петровские башни до Козьи рушеные башни городовые стены мерою 56 сажен... Башня прозванием Козья, обвалилась до подошвы; мерою была 2 сажени. А от той Козьей башни до Кстовские башни мерою городовые стены шестьдесят сажен, и в том числе обвалилось на 40 сажен. Башня Кстовская круглая, не покрыта... мерою та башня полтретьи сажени. Подле тое же башни из Середнего города проезжие ворота Кстовские... От Кстовских ворот до Петровских проезжих ворот городовые стены мерою восемьдесят сажен... В той же стене бывали проезжие ворота,... Кстовская башня подле Богоявления Господня, не покрыта,... мерою три сажени. От Петропавловсих ворот до Раковских ворот мерою городовые стены..."
В этом описании неожиданно фигурируют две Кстовские башни!!! Во- первых, даны их разные размеры ("полтретьи сажени" и "три сажени"). Во-вторых они фигурируют в разных местах (первая между Козьей башней и Кстовскими воротами, вторая рядом с церковью Богоявления между безымянными проезжими воротами и Петропавловскими (названы также Петровскими) воротами. Откуда же взялась вторая Кстовская башня?
Понять её появление помогают два аналогичных описания псковской крепости. Одно из них датируется 1644 годом, второе - 1655 годом. В этих описаниях Средний город описывается в обратной последовательности: от Часовой башни Крома, к Кстовской угловой башни. Затем напольная часть стены Среднего города и стена вдоль реки Великой.
Ниже фрагмент росписного списка 1644 года (Псков и его пригороды. Книга вторая// Сборник Московского Архива Министерства Юстиции,-М.,- 1914,-Т.VI.,- с.91).
Из этого описания следует, что:
1. Кстовская башня была одна.
2. Между Кстовскими воротами на углу и Петропавловским воротами находилась на стене колокольня Богоявленской со Кстовы церкви.
3. Богоявленская колокольня находилась примерно по середине между указанными воротами: от неё до Петропавловских ворот 47 сажень, а до Кстовских ворот 44,5 сажени.
4. Вероятно, "вторая" Кстовская башня в описании 1699 года это колокольня Богоявленской церкви. Это следует из порядка перечисления объектов в обоих описаниях.
Сметная годовая книга 1655 года дополняет росписной список (Псков и его пригороды. Книга вторая// Сборник Московского Архива Министерства Юстиции,-М.,- 1914,-Т.VI.,- с.127).
Важным является уточнение, которое цитировалось выше по путеводителю 1929 года: "а сделана та колокольня до колоколов по башенному". Это с одной стороны привело к тому, что в описании 1699 года колокольня названа Кстовской башней, а с другой стороны к тому, что в краеведческих трудах произошло отождествление колокольни Богоявленской церкви с угловой Кстовской башней. В результате чего Богоявленскую со Кстовы церковь помещали рядом с Кстовской башней.
В свзи с этим интересно взглянуть на изображение упомянутой выше иконы ("иконы Солодягина"). Как я писал в другом месте, особенностью "иконы Солодягина" является существенное преувеличение поворота напольной стены 1375 года в северо-восточной части Среднего города. Три башни - Петровская, Кумина (Козья), Кстовская - не стояли на одной прямой, но и поворот стены после Куминой (Козьей) башни не был столь радикальным, каковым он показан на иконе. На прориси Годовикова этот поворот почти под 90 градусов. Эта особенность изображения приводит, например, к тому что Богоявленская церковь в Бродах (за стеной Среднего города) показана у Куминой (Козьей) башни, хотя в реальности она стояла рядом с Кстовской башней, но рядом с последней для неё просто нет места.
Такое изображение стены в совокупности с фразой сметной книги 1655 года ("а сделана та колокольня до колоколов по башенному") позволяет предположить, что башня в окружении церквей это не угловая Кстовская башня, а башня из сметной книги 1699 года ("Кстовская башня подле Богоявления Господня"). Иными словами это колокольня Богоявленской со Кстовы церкви, а угловая Кстовская башня показана правее. Как раз рядом с ней за пределами Среднего города показана церковь Богоявления в Бродах. В этом случае на иконе будет отсутствовать Кумина (Козья) башня. В описании 1699 года она упоминается в прошедшем времени и названа рушеной. Если принять крайнюю башню за колокольню Богоявления со Кстовы, то и расположение на иконе 4-х церквей рядом с ней будет более реалистично. (Подробнее о церквях на этой иконе см. здесь)
Попробуем точнее определить место кстовской колокольни исходя из указанных расстояний между башнями и воротами в сметных книгах и росписном списке. Проблема лишь в том, что эти расстояния в трех описаниях немного разнятся.
Ниже в таблице 1 приведены расстояния, которые присутствуют в трех описаниях, а также подсчитано общее расстояние от Часовой башни Крома до Кстовской угловой башни. Как видим, в описаниях 1644 и 1655 годов разными являются лишь расстояние от Богоявленской колокольни до Кстовской башни, в то время как в описании 1699 года только одно расстояние примерно совпадает с предыдущими. Причем трижды повторенные 80 сажень уже могут свидетельствовать об ошибке. Во второй таблице просуммированы расстояния до Петропавловских ворот и от Петропавловских ворот до Кстовской башни. В левой части таблиц расстояние дано в саженях, в правой - в метрах (1 саж=2,16м).
Во второй таблице даны примерные расстояния между современной Часовой башней (построена на фундаменте старой башни) и северо-западным углом Петропавловской церкви, а также между данным углом этой церкви и местом где была Кстовская башня (у угла дома Ямского). Эти расстояния посчитаны при помощи программы Google Earth Pro с учетом возможного направления фланговой крепостной стены в соответствии с изгибами верхней террасы реки Псковы.
Фактическое расстояние от Часовой башни Крома до Кстовской башни оказалось равным примерно 675 метрам, что существенно (на 83 метра) превышает данные описи 1699 года. Впрочем, в описи 1699 года отсутствуют расстояния до Богоявленской колокольни. Из оставшихся двух описаний наиболее близки расстояния к фактическому в описании 1644 года. Если отложить от северо-западного угла Петропавловского храма 102 метра, то мы, вероятно, получим место на котором и стояла колокольня Богоявленской со Кстовы церкви (на схеме ниже под номером 8).
В описании 1655 года говорится, что Богоявленский храм "приделан к городовой стене", а "колокольня каменная стоит на городовой стене". В описании 1701 года сообщается, что у Богоявленской церкви своды были сломаны, а сама она была засыпана землёй. Она стала частью земляных петровских укреплений. Тем временем место обозначенное на плане 1740 года несколько отстоит от края верхней террасы, по которому, вероятно, проходила фланговая стена. Кроме того, где-то рядом находилась еще одна церковь - Рождества со Кстовы. Где она находилась определить даже приблизительно невозможно. Если две церкви у "Кстовской" башни на иконе Солодягина атрибутировать как Богоявленскую и Рождественскую, то, вероятно, Богоявленскую церковь нужно искать слева от колокольни обозначенной на схеме номером 8, тогда Рождественская церковь - это место обозначенное на плане 1740 года (на схеме под номером 1). Но так ли это на самом деле?
О местоположении Богоявленской кстовской церкви вполне однозначно писали в своем путеводителе "Древний Псков" А.Васильев и А.Янсон в 1929 году (стр.76):
"На берегу Псковы стена заканчивалась круглой Кстовской башней со Кстовскими воротами. Название свое башня получила от находившейся рядом с нею ц. Богоявления со Кстовы и служила одновременно колокольней этой церкви; она до колоколов была выстроена „по башенному»."
В углу Среднего города, рядом с Кстовской башней изображает Богоявленскую церковь Юрий Спегальский на одном из своих рисунков.
В центре рисунка двор Никифора Ямского. Правее от него - Кстовская башня. Еще правее - на краю рисунка - Богоявленская со Кстовы церковь. |
Н.Ф. Левин в статье, посвященной первым археологическим раскопкам в Пскове, писал со ссылкой на сборник МАМЮ 1914 года: "по годовой смете 1699 г. возле Кстовской башни располагалась церковь Богоявления".
И действительно, если мы откроем сборник МАМЮ (том VI), то именно это и прочтем на странице 224.
"Колокольня церкви ... в XVII веке стояла на стене между Петропавловскими и Кстовскими воротами, сам храм был «приделан к городской стене» рядом с колокольней... Место церкви Богоявления в Кстове обозначено на плане 1740 г., а на копии иконы из Печерского монастыря церковь изображена рядом с наугольной башней Среднего города, внутри него... На углу улиц Красных Партизан и В.Воровского еще сохраняются остатки стены Среднего города, близкие по расположению разрушенной церкви" ("Историч. топография" , изд. 2011г.,с.283-284).
На упомянутой в цитате иконе две церкви показаны не просто рядом с Кстовской башней, а примыкающими к ней. Одна из этих церквей - Богоявленская.
Фрагмент "иконы Солодягина" из Псково-Печерского монастыря. Слева и справа от Кстовской башни две церкви. |
Казалось бы с расположением церкви всё ясно. Однако, не понятно, где располагалась её колокольня - на башне или на стене рядом? Но если мы вернемся к цитате из книги Инги Константиновны Лабутиной, то выясняется что и с церковью всё не так просто.
Если мы посмотрим на план 1740 года, то обнаружим, что место церкви на нем обозначено довольно далеко от Кстовской башни: примерно по середине между башней и Петропавловской с Буя церковью. Поскольку расстояние между местом, где была Кстовская башня, и церковью Петра и Павла составляет примерно 180 метров, то можно сказать, что место обозначенное на плане середины XVIII века как место Богоявленской церкви отстоит от башни примерно на 70-80 метров.
В соответствии с этим на плане из книги И.К.Лабутиной Богоявленская церковь показана между Кстовской башней и церковью Петра и Павла.
Фрагмент плана из книги И.К.Лабутиной. Обозначения: XIV - Кстовская башня, XVII - Козья башня, 6 - Петропавловская церковь, 13 - Борисоглебская церковь, 21 - церковь Богоявления со Кстовы. |
Если мы попытаемся совместить план 1740 года с современной картой, то получится примерно вот такой результат.
Под номером 1 показано место Богоявленской церкви, под номером 2 - место Кстовской башни, под номером 3 - Петропавловская церковь с Буя, под номером 4 - место Козьей (Куминой) башни, под номером 5 направление напольной каменной стены 1375 года. (Фланговая стена вдоль верхней террасы реки Псковы - не показана). Получается, что Богоявленская церковь была достаточно далеко от угловой Кстовской башни, хотя очевидно и стояла рядом с фланговой стеной Среднего города (стеной, которая шла от Кстовской башни мимо Петропавловской церкви к Довмонтову городу). На таком отдалении маловероятно, что колокольня церкви находилась на Кстовской башне, как это написано в путеводителе 1929 года. Становится очевидным, что и церковь на рисунке Спегальского не соответствует местоположению церкви на плане 1740 года. К изображению на иконе мы не можем предъявить претензии, всё-таки это икона, а не топографический план. Несколько спасает ситуацию обозначение места церкви Богоявления на плане середины XIX века, автором которой был инженер Иван Годовиков. На плане Годовикова место Богоявленской церкви показано ближе к Кстовской башне, но всё равно на некотором отдалении от неё (на современном плане это место обозначено номером 6).
Вернемся к годовой смете 1699 года. В ней в частности описывается псковская крепость, состояние стен и башен. Объекты описываются последовательно с указанием расстояния между ними. Так описание Среднего города начинается от Мстиславской башни. Затем описываются укрепления с напольной стороны и, наконец, укрепления вдоль берега реки Псковы. Заканчивается описание стеной между Рыбницкой башней и Часовой башней Крома. (Довмонтов город в смете включен в состав Среднего города). Описание стены Среднего города по берегу реки Великой в годовой смете 1699 года включено в описание Окольного города.
Обратимся к части описания, которое относится к северо-восточному углу Среднего города: к участку укреплений от Петровских ворот (находились на пересечении стены с современной улице Маркса) до Петропавловских ворот. Последние на плане 1740 года (см. выше схему) показаны с западной стороны Петропавловской церкви.
Процитирую с некоторыми пропусками: "Ворота Петровские проезжие, а над теми вороты четырехугольная башня с вышкою, ... От Петровские башни до Козьи рушеные башни городовые стены мерою 56 сажен... Башня прозванием Козья, обвалилась до подошвы; мерою была 2 сажени. А от той Козьей башни до Кстовские башни мерою городовые стены шестьдесят сажен, и в том числе обвалилось на 40 сажен. Башня Кстовская круглая, не покрыта... мерою та башня полтретьи сажени. Подле тое же башни из Середнего города проезжие ворота Кстовские... От Кстовских ворот до Петровских проезжих ворот городовые стены мерою восемьдесят сажен... В той же стене бывали проезжие ворота,... Кстовская башня подле Богоявления Господня, не покрыта,... мерою три сажени. От Петропавловсих ворот до Раковских ворот мерою городовые стены..."
В этом описании неожиданно фигурируют две Кстовские башни!!! Во- первых, даны их разные размеры ("полтретьи сажени" и "три сажени"). Во-вторых они фигурируют в разных местах (первая между Козьей башней и Кстовскими воротами, вторая рядом с церковью Богоявления между безымянными проезжими воротами и Петропавловскими (названы также Петровскими) воротами. Откуда же взялась вторая Кстовская башня?
Понять её появление помогают два аналогичных описания псковской крепости. Одно из них датируется 1644 годом, второе - 1655 годом. В этих описаниях Средний город описывается в обратной последовательности: от Часовой башни Крома, к Кстовской угловой башни. Затем напольная часть стены Среднего города и стена вдоль реки Великой.
Ниже фрагмент росписного списка 1644 года (Псков и его пригороды. Книга вторая// Сборник Московского Архива Министерства Юстиции,-М.,- 1914,-Т.VI.,- с.91).
Из этого описания следует, что:
1. Кстовская башня была одна.
2. Между Кстовскими воротами на углу и Петропавловским воротами находилась на стене колокольня Богоявленской со Кстовы церкви.
3. Богоявленская колокольня находилась примерно по середине между указанными воротами: от неё до Петропавловских ворот 47 сажень, а до Кстовских ворот 44,5 сажени.
4. Вероятно, "вторая" Кстовская башня в описании 1699 года это колокольня Богоявленской церкви. Это следует из порядка перечисления объектов в обоих описаниях.
Сметная годовая книга 1655 года дополняет росписной список (Псков и его пригороды. Книга вторая// Сборник Московского Архива Министерства Юстиции,-М.,- 1914,-Т.VI.,- с.127).
Важным является уточнение, которое цитировалось выше по путеводителю 1929 года: "а сделана та колокольня до колоколов по башенному". Это с одной стороны привело к тому, что в описании 1699 года колокольня названа Кстовской башней, а с другой стороны к тому, что в краеведческих трудах произошло отождествление колокольни Богоявленской церкви с угловой Кстовской башней. В результате чего Богоявленскую со Кстовы церковь помещали рядом с Кстовской башней.
В свзи с этим интересно взглянуть на изображение упомянутой выше иконы ("иконы Солодягина"). Как я писал в другом месте, особенностью "иконы Солодягина" является существенное преувеличение поворота напольной стены 1375 года в северо-восточной части Среднего города. Три башни - Петровская, Кумина (Козья), Кстовская - не стояли на одной прямой, но и поворот стены после Куминой (Козьей) башни не был столь радикальным, каковым он показан на иконе. На прориси Годовикова этот поворот почти под 90 градусов. Эта особенность изображения приводит, например, к тому что Богоявленская церковь в Бродах (за стеной Среднего города) показана у Куминой (Козьей) башни, хотя в реальности она стояла рядом с Кстовской башней, но рядом с последней для неё просто нет места.
Изгиб стены 1375 года на прориси из книги Окулич-Казарина, на прориси Годовикова, на прориси из журнала "Христианские древности и археология" и на шведском плане Пскова 1750 года. |
Попробуем точнее определить место кстовской колокольни исходя из указанных расстояний между башнями и воротами в сметных книгах и росписном списке. Проблема лишь в том, что эти расстояния в трех описаниях немного разнятся.
Ниже в таблице 1 приведены расстояния, которые присутствуют в трех описаниях, а также подсчитано общее расстояние от Часовой башни Крома до Кстовской угловой башни. Как видим, в описаниях 1644 и 1655 годов разными являются лишь расстояние от Богоявленской колокольни до Кстовской башни, в то время как в описании 1699 года только одно расстояние примерно совпадает с предыдущими. Причем трижды повторенные 80 сажень уже могут свидетельствовать об ошибке. Во второй таблице просуммированы расстояния до Петропавловских ворот и от Петропавловских ворот до Кстовской башни. В левой части таблиц расстояние дано в саженях, в правой - в метрах (1 саж=2,16м).
Во второй таблице даны примерные расстояния между современной Часовой башней (построена на фундаменте старой башни) и северо-западным углом Петропавловской церкви, а также между данным углом этой церкви и местом где была Кстовская башня (у угла дома Ямского). Эти расстояния посчитаны при помощи программы Google Earth Pro с учетом возможного направления фланговой крепостной стены в соответствии с изгибами верхней террасы реки Псковы.
Фактическое расстояние от Часовой башни Крома до Кстовской башни оказалось равным примерно 675 метрам, что существенно (на 83 метра) превышает данные описи 1699 года. Впрочем, в описи 1699 года отсутствуют расстояния до Богоявленской колокольни. Из оставшихся двух описаний наиболее близки расстояния к фактическому в описании 1644 года. Если отложить от северо-западного угла Петропавловского храма 102 метра, то мы, вероятно, получим место на котором и стояла колокольня Богоявленской со Кстовы церкви (на схеме ниже под номером 8).
В описании 1655 года говорится, что Богоявленский храм "приделан к городовой стене", а "колокольня каменная стоит на городовой стене". В описании 1701 года сообщается, что у Богоявленской церкви своды были сломаны, а сама она была засыпана землёй. Она стала частью земляных петровских укреплений. Тем временем место обозначенное на плане 1740 года несколько отстоит от края верхней террасы, по которому, вероятно, проходила фланговая стена. Кроме того, где-то рядом находилась еще одна церковь - Рождества со Кстовы. Где она находилась определить даже приблизительно невозможно. Если две церкви у "Кстовской" башни на иконе Солодягина атрибутировать как Богоявленскую и Рождественскую, то, вероятно, Богоявленскую церковь нужно искать слева от колокольни обозначенной на схеме номером 8, тогда Рождественская церковь - это место обозначенное на плане 1740 года (на схеме под номером 1). Но так ли это на самом деле?
-----------
Комментариев нет:
Отправить комментарий