ПОДЕЛИТЬСЯ!

Десять рисунков Юрия Спегальского.

Рисунки Юрия Павловича Спегальского, сделанные в блокадном Ленинграде, дают нам представления о том как выглядел Псков в XVII веке с высокой степенью достоверности.

За последние несколько сотен лет Псков сильно изменился. Одни объекты утрачены, другие перестроены, третьи восстановлены, но не всегда исторически точно. Поэтому в наши дни глядя на некоторые из рисунков часто бывает сложно представить какое место на них запечатлено и на каком месте должен был стоять художник.

Ниже представлена случайная подборка из 10 рисунков Юрия Павловича. Некоторые места узнать легко, другие не очень. На схемах показаны объекты изображеннные на рисунке, а также место с которого мог быть сделан рисунок, окажись художник в XVII веке.

A. Вид на Власьевскую башню.

Также на рисунке - мост через реку Великую, крепостные стены посадника Бориса, Довмонтова города и  Крома, Смердья башня, Троицкий собор XIV века и главная звонница Пскова на Персях. Слева от Смердьей башни можно разглядеть Благовещенскую церковь, а между Троицким собором и звонницей виднеется главка церкви "Сорока Севастийских мучеников".  Мост на рисунке расположен ближе к Власьевской башне,  нежели современный, а сам художник "находится" за пределами моста.


Ю.П. Спегальский. Вид на Кром и Власьевскую башню с реки Великой.
Ю.П. Спегальский. Вид на Кром и Власьевскую башню с реки Великой.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "А" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



Б. Вид на Пушечный шатер.

Справа на рисунке здание Приказной палаты.  За ней Власьевская церковь. Рядом с последней - Власьевская башня.


Ю.П. Спегальский. Вид на пушечный шатер и Приказную палату.
Ю.П. Спегальский. Вид на Пушечный шатер и Приказную палату.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "Б" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке. (В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



В. Вид на Троицкий собор.


Справа от Троицкого собора видна звонница на Персях, еще правее церковь Благовещения, а за церковью самый верх Смердьей башни.


Ю.П. Спегальский. Вид на Троицкий собор.
Ю.П. Спегальский. Вид на Троицкий собор.

Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "В" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



Г. Вид на церковь Благовещения.


Справа  от церкви крепостная стена, слева Архиерейские палаты. За ними виднеется Смердья башня.


Ю.П. Спегальский. Вид на церковь Благовещения и архиерейские палаты.
Ю.П. Спегальский. Вид на церковь Благовещения и архиерейские палаты.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "Г" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



Д. Вид на Нижние решетки и Кром.


Слева направо: Высокая башня, Нижние решетки, Плоская башня, Кутняя башня, Троицкий собор. Слева от Троицкого Собора с трудом можно разглядеть главку одного из его приделов и самый верх Средней башни Крома.

Ю.П. Спегальский. Вид на нижние решетки и Кром.


Схема к рисунку Ю.П. Спегальского. Буквой "Д" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



Е. Вид на Гремячую гору от Кстовской башни.


Справа стена Среднего города и угловая Кстовская башня. За башней приходская церковь Богоявления в Бродах и монастырская церковь Параскевы Пятницы в Песках. Слева от них Козмодемьянская (Гремячая) башня и Козмодемьянская монастырская церковь на Гремячей горе. В левой части рисунка виднеется Гремячая надвратная башня. В Волчьих ямах - палаты Я.Сырникова и здание Кожевенного завода.


Ю.П. Спегальский. Вид от Кстовской башни на церкви в Бродах и Песках и Гремячую гору.
Ю.П. Спегальский. Вид от Кстовской башни на церкви в Бродах и Песках и Гремячую гору.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "Е" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )


Ё. Вид на Двор Ямского.


Слева церковь Богоявления в Бродах. В центре двор Никифора Ямского, состоящего из двух домов. Справа Кстовская башня. Еще правее за стеной Среднего города церковь Богоявления со Кстовы. На дальнем плане справа от церкви Богоявления, вероятно, виднеется церковь Николы Явленного от Торга, которая построена в XVII веке на месте Пятницкой церкви.


Ю.П. Спегальский. Вид на Двор Ямского и церковь Богоявления.
Ю.П. Спегальский. Вид на Двор Ямского и церковь Богоявления.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "Ё" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке. В первой половине XX века считалось, что церковь Богоявления со Кстовы стояла рядом с Кстовской башней. В наши дни считается, что эта церковь отстояла от данной башни на некотором расстоянии. Местоположение церкви Богоявления со Кстовы по современным представлениям обозначено цифрой 7. Т.е. на рисунке Спегальского этой церкви не должно было быть. (В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )


Ж. Вид на Поганкины палаты и церковь Похвалы Богородицы.

Церковь Похвалы Богородицы имела отдельно стоящую звонницу (справа на рисунке).


Ю.П. Спегальский. Вид на палаты купца Поганкина и Похвальскую церковь.
Ю.П. Спегальский. Вид на палаты купца Поганкина и Похвальскую церковь.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "Ж" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )


З. Вид на палаты Меньшикова и Воскресенскую церковь.

Ю.П. Спегальский. Вид на палаты Меньшикова и церковь Воскресения.


Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "З" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



И. Вид на церковь Богоявления от трапезной подворья Снетогорского монастыря.

Напротив звонницы Богоявленской церкви стояла небольшая церковь Иоанна Архиепископа.


Ю.П. Спегальский. Вид на церкви на Житницком всходе от трапезной Снетогорского монастыря.



Схема к рисунку Ю.П.Спегальского. Буквой "И" обозначено условное место, на котором "находился художник". Цифрами обозначены объекты, которые изображены на рисунке.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта - https://www.openstreetmap.org/copyright/en )



Ниже на общей схеме города показаны все перечисленные выше 10 мест.


10 рисунков Спегальского. Синим цветом показан периметр псковской крепости.
(В качестве основы для схемы использована карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en )






Комментариев нет: