ПОДЕЛИТЬСЯ!

Подворье в ссылке!

За что подворье Снетогорского монастыря сослано после 1510 года на Запсковье?

1510 год - год переломный для Пскова. В 1510 году Псков потерял свою независимость и стал частью Московского княжества. Начиная с этого года постепенно ликвидируются символы независимости.

Снимается вечевой колокол с главной звонницы Пскова, застраивается вечевая площадь, переносится Торг от стен Кремля за пределы Среднего города (собственно торговля была оплотом независимости Пскова).

Странным в этой истории выглядит ссылка подворья Снетогорского монастыря также за пределы Среднего города. Не являлось ли подворье также неким символом независимости Пскова?
За что подворье Снетогорского монастыря сослано после 1510 года на Запсковье?
Схема составлена с использованием карты сайта © OpenStreetMap contributors


Снетогорский монастырь, расположенный к северу от Пскова, один из двух  псковских монастырей имевших на территории города подворье. Впервые в летописях оно упоминается в 1364/65 году. Именно на этом подворье останавливался новгородский Владыка в свои приезды в Псков. Не случайно, видимо, на подворье был "найден" в 1509 последний московский наместник Репня-Оболенский (Его так и прозвали "Найденом"). Именно на подворье в 1510 году был привезен снятый с главной звонницы вечевой колокол.

Интересно симметричное расположение подворья и княжьего двора. Если княжий двор (в летописях он упоминается впервые в 1383/84 году) располагался у фланговой стены 1309 года, которая шла вдоль берега реки Великой, то подворье находилось у аналогичной стены, но шедшей вдоль берега Псковы. Причем и княжий двор и подворье стояли на краю Торга. Опять же княжий двор и подворье стояли на двух выездах из города. В 1376/77 году здесь строятся одновременно две башни - Власьевская и Рыбницкая.


Княжий двор в Пскове, подворье Снетогорского монастыря в Пскове.
Псков к 1510 году: синим цветом показаны крепостные стены, красным показаны Крестовоздвиженская церковь на княжьем дворе, а также церковь Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря. (На схему нанесены в основном только упомянутые в тексте объекты)
(Схема составлена с использованием карты сайта © OpenStreetMap contributors)


Всё это, видимо, указывает на особую роль Снетогорского монастыря и его подворья в жизни летописного Пскова. А возможно и на особую роль монастырей вообще. Интересно в этой связи деление монастырей псковской земли в XVI веке на "большие", "средние" и "меньшие". В.В. Седов отмечает,что это деление "в какой то мере" соответствует делению псковских людей на "больших", "средних" и "мелких". Снетогорский монастырь, вместе с Мирожским, Великопустынским и Елизаровским, в конце XVI века входил в число "больших" монастырей.

С одной стороны это деление, вероятно, лишь говорит о социальных стратах псковского общества, но можно посмотреть и с другой стороны.

Возможно, речь идет о делении населения по "принадлежности" к той или иной группе монастырей. В этом случае можно говорить о существенной роли монастырей в жизни городской общины и возможно в активном участии в управлении псковской землей. В этом случае на подворье Снетогорского монастыря могла размещаться одна из "ветвей" власти летописного Пскова. Собственно это и могло стать причиной ссылки на Запсковье.

Однако, данные рассуждения скорее относятся к домыслам. Причина переноса подворья на Запсковье пока остается не ясной.

На фото подворье Снетогроского монастыря (макет) близ стен Кремля в Среднем городе до ссылки на Запсковье.


подворье Снетогроского монастыря (макет)



-----------------------------------------------------------------------------


Комментариев нет: