Эта публикация началась по-сути с анекдота, рождённого прочтением одной книжки конца 50-х годов XX века:
"Если Вы собираетесь рассказать о том как на Кромском мысу в VIII веке возник город Псков, начните свой рассказ ... с захвата фашистами Пскова в 1941 году.
Если Вы собираетесь рассказать о древнерусской культуре на примере собора XII века, начните свой рассказ ... с освобождения Пскова от фашистов в 1944 году.
Если Вы собираетесь рассказать о Пскове XIX-XX веков, начните свой рассказ ... с Северной войны начала XVIII века, ибо о фашистах Вы уже всё рассказали"
К истокам анекдота.
В 1959 году в Пскове была издана небольшая книжка с описанием шести примерных экскурсий по городу. Идея автора заключалась в том, чтобы последовательно рассказать историю города начиная с VIII века и заканчивая XX веком. Об этом можно судить хотя бы по названиям главок в книжке (а их соответственно 6):
"I. Возникновение города Псков - пригород Новгорода (VIII-XIIIвв.)",
"II. Культура Древнерусского государства (Собор Мирожского монастыря XIIв.)",
"III. Псков - центр феодальной республики (XIII-XVвв.)",
"IV. Псков - пограничный город русского централизованного государства (XVI-XVIIвв.)",
"V. Псков - губернский город XIX- XXвв. В.И.Ленин в Пскове. Революция 1905-07гг." и
"VI. Псков после Великой Октябрьской социалистической революции".
Фрагмент обложки. |
Как и во всех книжках в этой есть предисловие. Поскольку книжка была издана в 15-тую годовщину освобождения Пскова от немецко-фашистских захватчиков, то ожидалось, что в предисловии будет рассказ о войне 1941-45 годов и об оккупации Пскова. Но ожидания не оправдались. В предисловии об этом ни слова! О чем же в предисловии? О "великих преобразованиях" намеченных XXI съездом КПСС (он состоялся в начале 1959 года). И уже в третьем абзаце: "Декабрьский пленум ЦК КПСС и XXI съезд открыли широкую дорогу к подъему сельского хозяйства". Неправда ли неожиданно для книжки с описанием экскурсий по ГОРОДУ... Правда уже в следующем предложении (и абзаце) речь идет о широких городских магистралях, благоустроенных дворах больших жилых массивов... И это уже ближе к городской тематике.
После такого предисловия, совсем неожиданно было увидеть в первой главе, посвященной возникновению Пскова в VIII веке рассказ о судьбе Пскова в годы Великой Отечественной войны.
Вторая глава, посвященная древнерусской культуре и Спасо-Преображенскому собору Мирожского монастыря сразу начинается с рассказа об освобождении Пскова в 1944 году. Это нам с Вами кажется нелогичным. А в послевоенное время, видимо, в этом была какая-то логика.
Начало третьей главы (посвящена XIII-XVвв.) и вовсе поставило в тупик: "Третья экскурсия длительна по времени и по протяженности пути, в ней нет того единства замысла , которое отличает две первых...". Видимо рассказ о событиях 1941-44 годов в теме возникновения Пскова и в теме древнерусской культуры - это есть "единство замысла"? Вероятно, отсутствием "единства замысла" объясняется отсутствие рассказа о Великой Отечественной войне в третьей главе. Глава третья начинается с рассказа о застройке площади Ленина в советское время.
Следующая глава - четвертая - посвященная Пскову XVI-XVII веков также не содержит рассказа о войне 1941-45 годов.
А вот пятая глава о губернском Пскове XIX-XXвв. снова начинается с повествования о войне. Но сейчас, если Вы подумали о Великой Отечественной, то Вы ошиблись. Про оккупацию Пскова 1941-44 года уже всё было рассказано на первых двух экскурсиях. В пятой главе рассказ о Северной войне начала XVIII века. Какое отношение эта война имеет к Пскову XIX века автор не поясняет.
Казалось бы в последней - шестой - главе, посвященной Пскову после 1917 года, автор снова вернется к теме Великой Отечественной войны, где она бы как раз и была весьма уместна. Однако, война 1941-45 годов упоминается лишь вскользь.
Попытка объяснения.
В принципе автор объясняет, чем он руководствовался размещая рассказ о Великой Отечественной войне в первые две главы, которые посвящены Пскову древнему. Это объяснение имеется в послесловии. Послесловием служит еще одна главка под названием "Несколько советов учителю".
Приведу цитату:
"Сложным для учителя является вопрос о том, как связать в тематической экскурсии по истории СССР прошлое с современностью и нужно ли вообще добиваться такой связи, будет ли она органичной?
Историко-краеведческая экскурсия не может быть даже в таком городе-музее, как Псков, очень выдержанной хронологически, замкнутой в рамхах одной темы ..., иначе это пойдет в ущерб всему задуманному делу...
Для того чтобы события недавнего прошлого, сегодняшний день и перспективы развития были ясны школьникам не меньше, а больше, чем дела далеких времен, в каждую экскурсию следует включать вопросы такого порядка, продумав заранее, как лучше это сделать. Для примера возьмем наиболее трудный случай - экскурсию в Мирожский монастырь. Она обычно проводится в VIII классе и связана с темой курса "Древнерусское государство- Киевская Русь". Экскурсию лучше всего вести, переправившись через реку Великую и начав рассказ на берегу об истории той окраины, на которой находится монастырь, - Завеличья. Однако это же место связано с днем 23 июля 1944 года - освобождением Пскова от фашистской оккупации: здесь происходила главная переправа советских войск, преследовавших выбитого из города врага. Берега до сих пор хранят следы военных разрушений. И следует начать экскурсию именно с этого рассказа. Потом будет рассказ о Завеличье, о монастыре, долгий и нелегкий анализ его фресок..."
Однако, объяснение не убедительно. Рассказ об освобождении Пскова включен в экскурсию только на том основании, что речь идет об одном и том же месте. Это единственая экскурсия из 6, которая проходит в этом месте. Последняя - шестая- экскурсия (посвященная периоду после 1917 года), также отчасти проходит по Завеличью, но по его северной части. Маршрут шестой экскурсии начинается в Крестах, проходит по Плехановскому посаду и Октябрьскому проспекту, затем по мосту через реку Великую до улицы Горького. А потом продолжается в сторону Мироносицкого кладбища и Стефановского лужка. Но на этом маршруте с моста отлично виден Мирожский монастырь, по этой причине логичнее рассказать об освобождении Пскова в рамках последней шестой экскурсии.
Еще более неуместным выглядит рассказ об оккупации Пскова в 1941-44гг. в теме первой экскурсии, которая начинается в северной части Крома. В 1948 году Иван Ларионов писал, что с развалин Кутней башни можно было разглядеть силуэт Ваулиных гор, где проходила линия немецких укреплений в 1944 году. Кутняя башня была восстановлена только в 1961 году, поэтому, вероятно, и в 1959 году можно было видеть из Крома Ваулины горы. Этим можно было бы объяснить рассказ об освобождении Пскова, но он запланирован во второй экскурсии. Не спасает и упоминание, что на левом берегу Великой - против Кремля - долгое время были видны следы разрушений причиненных войной. Дело в том, что в рамках всё той же шестой экскурсии автор вновь вспоминает о разрушениях времен войны на Завеличье против Кремля. Но маршрут шестой экскурсии проходит строящегося здания пединститута по мосту и далее на Завеличье. Но ведь именно перед мостом и у здания пединститута находились объекты уничтоженные в годы войны, в том числе в ходе налета немецкой авиации. Именно тогда были уничтожены гостиный двор и здание присутственных мест. В годы войны было утрачено и здание городской думы. Поэтому рассказ об оккупации Пскова опять же логичнее делать в рамках шестой экскурсии, а не первой. Тем более, что затем экскурсия проходит по мосту, с которого видно место переправы советских войск в 1944 году. После чего столь же логичным был бы сразу рассказ об освобождении Пскова.
Еще одна попытка объяснения.
В "Нескольких советах учителю" есть небольшое пояснение: "материалом для статьи послужил опыт автора, проводившего экскурсионную работу с учениками VII-IX классов школ Пскова и со студентами I курса педагогического института в течение 13 лет". Отсюда можно предположить, что некоторые маршруты (а может быть и все) сложились задолго до издания книжки и, вероятно, хронологический порядок возник уже в связи с её изданием. Ведь если не привязывать ту же вторую экскурсию строго к хронологическим рамкам, то рассказ и о соборе 12 века, и об освобождении Пскова выглядят вполне уместными в рамках одной экскурсии, поскольку речь идет об одной локации - левом береге реки Великой.
Бросается также в глаза неуместность расположения "Нескольких советов учителю" в конце книги. Вероятно, эти "советы" были первоначально задуманы в качестве предисловия. Но из-за политической конъюктуры - решения партийного съезда оказались важнее. Поэтому, видимо, наспех написанное новое предисловие оказалось немного нелепым (особенно про "широкую дорогу к подъему сельского хозяйства").
В любом случае книга с шестью экскурсиями по Пскову является интересным опытом, она дает нам представление об экскурсионной деятельности в 50-е годы XX века.
Более подробно о всех шести маршрутах можно прочитать тут - https://pskovskij-putevoditel-okuneva.blogspot.com/2022/03/Po-Pskovu-s-Galinoj-Proskurjakovoj.html.
(Шесть экскурсионных маршрутов по векам. Все карты можно увидеть по ссылке -https://pskovskij-putevoditel-okuneva.blogspot.com/2022/03/Po-Pskovu-s-Galinoj-Proskurjakovoj.html.) |
Комментариев нет:
Отправить комментарий