ПОДЕЛИТЬСЯ!

Икона из лавки Жиглевича: церкви. (К вопросу о датировке).

В 1988 году в сборнике "Древний Псков" была опубликована статья Ю.Г.Малкова посвященная плану города Пскова XVII века  на иконе из лавки Жиглевича. В этой статье автор поместил изображение иконы, а также её прорись, в которой пронумеровал в том числе  все церкви.

Прорись иконы из лавки Жиглевича. План Пскова XVII века
Прорись иконы из лавки Жиглевича. План Пскова XVII века.

Мне показалось интересным нанести на современную карту местоположение церквей изображенных на этой иконе по статье Ю.Г.Малкова.


1. Запсковье.


Церкви на иконе Жиглевича. Запсковье.


На прориси запсковские церкви имеют нумерацию от 52 номера до 62. Всего 11 церквей. На иконе эти церкви подписаны (на прорись эти подписи перенесены не были), что существенно облегчило задачу их атрибуции. Эти подписи Ю.Г. Малковым приведены в скобках.

52. церковь Варлама Хутынского на Званице ("варлама")
53. церковь Воскресения со Стадища ("воскресение")
54. церковь Спасо-Преображения Надолбина монастыря ("преображение")
55. церковь Святых Отцов ("церковь св.отец")
56. церковь Козьмы и Демьяна с Примостья (козмодемьян")
57. церковь Нерукотворного Образа ("образ...")
58. церковь Евфимия с трапезной ("еуфим...")
59. церковь Богоявления ("святое богоявление")
60. церковь архиепископа Иоанна ("...епис...")
61. церковь Евстратия ("евстратий")
62. церковь Козьмы и Демьяна ("монастырь гремяцкой")


Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте города.
Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте города. Запсковье.


Интересно, что на иконе отсутствует изображение Ильинской церкви (на современной схеме отмечена синим цветом). Церковь Ильи на Запсковье впервые упоминается в 1465 году. Существующее ныне здание Ильинской церкви построено в XVII веке.

(Впрочем, Н.М. Ткачева в статье 1997 года считает, что Ю.Г.Малков ошибся в атрибуции церквей, назвав Ильинскую церковь Преображенской. В этом случае, на иконе будет отсутствовать Преображенская церковь. Однако, она есть на плане Пскова 1740 года.)


2. Кремль и Средний город.


Кремль, Довмонтов город, Средний город на иконе Жиглевича
Кремль, Довмонтов город, Средний город


На прориси церкви центральной части города имеют следующие номера - 1,3,12,13, 22-24, 26-33 . Всего 15 церквей. На иконе часть этих церквей подписана (на прорись эти подписи перенесены не были), что существенно облегчило задачу их атрибуции. Эти подписи Ю.Г. Малковым приведены в скобках.

1. Троицкий собор.
3. Благовещенская церковь.
12. церковь Воскресения ("воскресение").
13. церковь Власия.
22. церковь Живоносного источника (Ю.Г.Малков ошибочно, на мой взгляд интерпретирует церковь под №22 как церковь Иоанна Богослова на подворье Снетогорского монастыря. Последняя стояла с внутренней стороны стены 1309 года, в то время как на прориси мы видим церковь стоящую за стеной 1309 года. При церкви Живоносного источника имелась богадельня. Правильность моей атрибуции подтверждает и подпись на иконе) ("богадельня")
23. церковь Петра и Павла с Буя ("петр и павел").
24. церковь Бориса и Глеба ("ц.борис и глеб").
26. церковь Георгия с Болота ("ц.георгия").
27. церковь архангела Михаила ("ц.а.михаила").
28. церковь Зачатия ("зачатье"). Церковь с таким названием в этой части города (между Василием на Горке и Николой со Усохи) неизвестна. По мнению И.К.Лабутиной на этом месте как минимум с 1679 года находился Святодуховский монастырь со Усохи с церковью св.Духа.
29. церковь Василия Великого на Горке ("василий").
30. церковь Одигитрии ("печерское подворье")
31. церковь Николы со Усохи ("николае")
32. церковь Варвары (у Ю.Г. 
Малкова не атрибутирована) ("святогорское подворье")

33. Алексеевская церковь ("алексий человек божий").


Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Кремль и Средний город.
Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Кремль и Средний город.


В Довмонтовом городе на иконе Жиглевича обозначена только одна церковь (в XVII веке на территории Довмонтова города должны были сохраняться около 12 церквей). А в Среднем городе не показаны около 6 церквей, которые должны существовать в это время.

3. Окольный город. Северо-восточная часть крепости.


Окольный город. Северо-восточная часть крепости
Окольный город. Северо-восточная часть крепости


На прориси церкви северо-восточной части города имеют номера с 63 по 70-ый. Всего 8 церквей. На иконе часть этих церквей подписана (на прорись эти подписи перенесены не были), что существенно облегчило задачу их атрибуции. Эти подписи  Ю.Г. Малковым приведены в скобках.

63. церковь Богоявления в Бродах (Ю.Г.Малков ошибочно называет её Кстовской. Кстовская церковь Богоявления находилась в Среднем городе) ("богоявление в бродах").
64. Казанская церковь.
65. Зачатьевская церковь ("зачатенский м.").
66. церковь Николы от Торга ("св.николае").
67. церковь Покрова от Торга ("покрова").
68. церковь Иоанна Милостивого ("иоанн м....").
69. церковь Григория Богослова ("григорей богослов").
70. церковь Владимира на Сенной Ниве ("князь владимер").


Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Окольный город. Северо-восточная часть крепости
Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Окольный город. Северо-восточная часть крепости


Вероятно, в этой части города на иконе Жиглевича также оказались изображены не все церкви, которые должны были существовать в то время.


4. Окольный город. Южная часть крепости.


Окольный город. Южная часть крепости
Окольный город. Южная часть крепости
На прориси церкви южной части города имеют номера с 72 по 77-ой. Всего 6 церквей. На иконе часть этих церквей подписана (на прорись эти подписи перенесены не были), что существенно облегчило задачу их атрибуции. Эти подписи Ю.Г. Малковым приведены в скобках.

72. церковь Анастасии в Кузнецах ("церковь настасия").
73. церковь Успения ("с Полонища"). На схеме ошибочно под вторым номером 72.
74. церковь на подворье Великопустынского монастыря ("великопустынское подворье").
75. церковь Георгия со Взвоза ("георгий").

76. церковь Николая от Пролома  ("св.николае").
77. церковь Покрова и Рождества от Пролома ("монастырь покрова богородицы")


Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Окольный город. Южная часть крепости
Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Окольный город. Южная часть крепости


5. За пределами крепости. Завеличье.

Еще несколько церквей изображены за пределами крепости и в том числе на Завеличье. В частности интересно, что на иконе Жиглевича обозначена часовня "Владычный крест".


Завеличье.
Завеличье.

На прориси церкви на Завеличье имеют номера с 82 по 89-тый. Всего 7 церквей и одна часовня. На иконе часть этих церквей подписаны (на прорись эти подписи перенесены не были), что существенно облегчило задачу их атрибуции. Эти подписи Ю.Г. Малковым приведены в скобках.

82. церковь Иоанна Предтечи ("иванской").
83. Ильинская церковь ("ильинской").
84. Успенская церковь ("церковь пароменская").
85. часовня Владычного креста ("крест владыцне").
86. церковь Николы от Кож ("никола"). Впрочем, на иконе она изображена немного удаленно от берега реки. Быть может на иконе изображена Никольская от Каменной ограды церковь?
87. церковь Климента ("климентей").
88. Стефановская церковь.
89. Спасо-Преображенский собор.

Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Завеличье
Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Завеличье.


5. За пределами крепости. Поле.

Поле.
 Поле.


На прориси церкви в Поле имеют номера с 78 по 81-тый. Всего 4 церкви  На иконе часть этих церквей подписаны (на прорись эти подписи перенесены не были), что существенно облегчило задачу их атрибуции. Эти подписи Ю.Г. Малковым приведены в скобках.

78. церковь Алексия Божьего человека с Поля (Согласно Н.М Ткачевой это церковь Никиты в Поле).
79. церковь Дмитрия с Поля. (Согласно Н.М Ткачевой это церковь Образа в Поле).80. Варваринская церковь ("церковь Варвары").
81. церковь Николы в Любятово ("церковь св. николая любятове").


 

Церкви иконы из лавки Жиглевича на современной карте. Поле.

Ю.Г. Малков датирует план на иконе из лавки Жиглевича 1686-89 годами. Автор публикации исходил из следующего:
  • церковь Николы от Пролома построена в 1685 году.
  • церковь Одигитрии изображена с шатровой колокольней. Эта перестройка относится также 1685 году.
  • Троицкий собор изображен в формах 1365-67 годов. Он был разобран в 1690 году.
  • на иконе нет изображений пушечного двора и пушечной палатки, которые были построены в 1694-95 годах.
  • церковь Иоанна Богослова на Снетогорском подворье была разобрана в 1689-90 годах (согласно сообщению Псковской летописи).
Однако, данные основания не вполне приемлемы. Как отмечалось выше, под №22 изображена церковь Живоносного источника, а не церковь Иоанна Богослова. Если датировать план концом XVII века, то нельзя, что-либо доказать отсутствием тех или иных объектов на иконе, так как для этого периода, что отмечалось выше, на иконе не показано существенное количество церквей, которые должны были существовать в этот период. Так например, Крестовоздвиженская церковь на Княжьем дворе упоминается еще в XIV веке, показана на плане 1740 года, будет разобрана в конце XVIII века. Исходя из этого план уже нужно было бы датировать концом XVIII века. Спорной является и дата основания церкви Николы от Пролома, некоторые исследователи считают, что она могла существовать уже во второй половине XVI века. Шатровая колокольня Одигитрии возможно изображена на рисунке из альбома Мейерберга 1661 года (Видимо и до перестройки 1685 года она имела шатровую форму)

Более уверенно можно было бы датировать план по изображениям на иконе двух других церквей: Казанской и Николы Явленного на Торгу. Казанская церковь у Петровских ворот Среднего города будет построена на месте питейного дома  в 1675 году, а Никольская церковь на месте Пятницкой в 1676 году. Под номером 
28 показана  церковь Зачатия ("зачатье"). Но как было написано выше церковь с таким названием в этой части города (между Василием на Горке и Николой со Усохи) неизвестна. По мнению И.К.Лабутиной на этом месте как минимум с 1679 года находился Святодуховский монастырь со Усохи с церковью св.Духа. Таким образом, можно было бы предположить, что протооригинал "иконы Жиглевича" отражает топографическую ситуацию 1676-1679 годов. Но исследовательница икон на сюжет "Видения Дорофея" Наталия Михайловна Ткачева считает, что все данные иконы (в том числе и икону Жиглевича) нужно датировать датой после 1694 года.


Комментариев нет: