О строительстве церквей в XIII веке известно исключительно из жития князя Довмонта.
Первая церковь упомянутая в житии - церковь Тимофея Газского. Построена князем Довмонтом в 1266 году.
Среди церквей показанных на схеме ниже, она, по мнению И.К.Лабутиной отсутствует, т.к. её местоположение не определяется.
На рубеже 60-70-х годов
13 века (т.е. примерно 4 года спустя) князь Тимофей-Довмонт строит,
видимо, придел Георгия Воскресенской церкви. Это в свою очередь говорит о
том, что Воскресенская церковь существовала ранее.
Третья церковь, о
которой сообщается в житии - церковь Федора Стратилата. Предположительно
она построена князем Довмонтом в 1272 году.
В.Д.Белецкий и И.К.
Лабутина атрибутируют храм, обозначенный под №6 на схеме, как церковь
Фёдора Стратилата. По летописным известиям известно, что Фёдоровская
церковь в камне была построена в 1384/85 году. "Остатков здания,
деревянного или каменного, периода Довмонта, под церковью 1384/85 г. не
обнаружено" (И.К. Лабутина Историческая топография...,-М.,-2011,-с.269).
Таким образом, данные жития относительно церкви Фёдора Стратилата не подтверждаются.
В издании "Исторической
топографии Пскова" 2011 года И.К Лабутина атрибутирует храм,
обозначенный на схеме под №1, как Воскресенский. По мнению И.К.
Лабутиной упоминаемая в житии церковь Георгия являлась придельной
церковью Воскресенского храма. По летописным данным известно, что
Воскресенская церковь была построена в камне в 1395 году.
Однако,
"следов первоначального здания (деревянного или каменного) под
конструкциями постройки 1395г. не прослежено" (И.К. Лабутина
Историческая топография...,-М.,-2011,-с.267).
Впрочем, И.К.Лабутина
допускает, что в житии может идти речь о церкви Георгия в Острой лавице.
Археологических раскопок на месте этой церкви не проводилось. Она
удалена от Довмонтова города на 200 метров. И эта удаленность, делает не
вполне логичным относить эту церковь к церквям, которые мог основать
князь Довмонт. (Две другие церкви, как и придельная Георгиевская
находятся на территории Довмонтова города).
Таким образом, данные жития в этом случае если не опровергаются, то ставятся под сомнение.
Информация о
Тимофеевской церкви, к сожалению скудна. По летописным известиям она
находилась на территории Довмонтова города и в камне была построена в
1373/74 году. По её местонахождению среди исследователей существуют
значительные разногласия. И.К.Лабутина ни один из храмов, отмеченных на
схеме, не атрибутирует как Тимофееский. Но она отмечает, что храм в XVII
веке существовал.
По мнению Инги
Константиновны, "одним из оснований доверительного отношения к данным
Жития Довмонта являются указания летописей на места битв и дни военных
сражений, которые совпадают с праздниками в честь святых, во имя которых
сооружались храмы." (И.К. Лабутина Историческая
топография...,-М.,-2011,-с.261).
Но, очевидно, что автор
жития привязал современные ему церкви к летописным известиям. (Все 4
названные упомянутые церкви существовали в XVII веке. Началом XVII века
датируется Распространенная редакция жития).
Как пишет В.И.Охотникова
"Автора Распространенной редакции Повести о Довмонте отличает
последовательно развиваемая теологическая точка зрения на историю. Его
произведение — это развернутая иллюстрация тезиса «бранная победа и
падение царское без воли божия николиже бывает» (с. 149). Многократно в
тексте встречаются ссылки на вразумление свыше, божью помощь,
предопределенность событий, божью кару." (В.И.Охотникова Повесть о
псковском князе Довмонте (К вопросу об источниках и авторе
Распространенной редакции) - http://krotov.info/history/14/3/ohotnikova.htm)
Именно, "совпадение
указаний летописей на места битв и дни военных сражений с праздниками в
честь святых, во имя которых сооружались храмы" делает текст жития
недостоверным. Автор жития приписал основание современных ему храмов
князю Довмонту исходя из этого совпадения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий