В 2014 году псковский краевед Михаил Михайлович Медников в журнале "Псков" (№40) опубликовал протоколы Псковской археологической комиссии за 1874 год. Среди прочего на одном из заседаний этого года комиссия рассматривала "Старинный план Пскова, сочинённый по-видимому вскоре после генерального межевания
представлен Н. И. Соколовым. На означенном плане нанесены нижеследующие Псковоградские церкви в настоящее
время уже более не существующие, а именно:
1.Живоначального источника (стояла на месте нынешнего мучного ряда у Американского моста).
2.Погоревшая в пожаре 2-го июня 1788 года, Спаса от Старого костра (находилась на том пункте, где нынче дом с новым магазином купца Лохова на Великолуцкой улице).
3.Святой Великомученицы Варвары (в саду купца Агапова).
4.Сошествия Св. Духа (на том месте, где находится дом бывший Крюковича).
5.Св. Николая (в ряд с Покровскою церковью, что у Баторьевой башни).
6.Воскресенья Господня (на месте занимаемом домом Дерюгина Великолуцкая улица).
7.Власьевская (между Владычною Палатою и часовней Власьевской).
8.Сгоревшая 2-го июня, Егория (Георгия) на болоте (где ныне трактир Киев).
9.Похвальская (во дворе Дворянского дома).
10.Трёх Святителей (ныне Костёл).
11.Иоанна Златоустого (во дворе лекаря Ульяновского).
12.Казанская (где дом Смоленского на Новгородской улице).
13.Зачатия Св. Анны (вблизи единоверческой церкви).
14.Погоревшие 2-го июня Георгия Богослова и Иоанна Милостивого (к Петровским воротам).
15.Михаила Архангела в Песках (к Михайловским воротам).
16.Богоявление Малое (у дома Иевлевой на береговом валу).
17.Иоанна Богослова (за Богоявлением Большим на берегу Псковы на Запсковье).
18.Иоанна Архиепископа (у Богоявления, в саду Протопопова, что на Запсковье).
19.Евфимия Преподобного (против дома Кирпичникова на Запсковье).
20.Спасо-Преображения Господня (у Мешка на Запсковье).
21.Погоревшая 2-го июня 1788 года церкви в Довмонтовых стенах
22.Борисоглебская (на месте нынешней Казанской).
В пригородной слободе Семионщине показана церковь Семионовская."
В связи с тем, что план к публикации не прилагался показалось интересным нанести перечисленные церкви на современную карту, тем более, что практически все мы сегодня можем локализовать с достаточно большой точностью. Однако, нужно учитывать, что при нанесении церквей на современную карту я ориентировался на их названия: из публикации сложно понять был ли список этих церквей приложен к старинному плану, или он составлен уже членами археологической комиссии. К сожалению, атрибуция церквей краеведами XIX века не всегда совпадает с современной. Но указанные в скобках ориентиры всё-таки говорят в пользу того, что в данном случае атрибуция церквей либо близка к современной, либо полностью совпадает с ней.
Так церковь Живоначального источника действительно находилась справа от моста через Пскову (только сегодня мы его называем Троицким). Церковь Спаса от Старого костра стояла там, где псковичи ныне ставят главную городскую новогоднюю ёлку. На этом месте стоял дом Романа Вельца, который в 1871 году купили Лоховы. Варваринская церковь локализуется примерно в 50 метрах от здания Универсальной библиотеки. Уже с первой половины XIX века на месте библиотеки находился дом Агаповых. Никольская от Пролома церковь обнаружена археологами стоящей в ряд с Покровско-Рождественской. Дом Ивлевой ранее принадлежал Никифору Ямскому и стоял на левом берегу Псковы. Соответственно, Богоявлением Малым в списке названа церковь Богоявления в Бродах (по всей видимости придел Богоявленской церкви не был засыпан Петром Первым и просуществовал под названием Богоявленской церкви до конца XVIII века). Дом Брылкиной на углу современных Детской и Советской, построенный на месте Воскресенской церкви, отчего улица Детская когда-то называлась Воскресенской, перешел в собственность Дерюгина в начале 1870-х годов. Власьевскую церковь в указанном в протоколе месте обнаружили археологи. Владычной палатой названа Приказная палата. Георгиевскую церковь в краеведческой литературе XIX-начала XX века часто помещали у входа в кинотеатр Октябрь. Но в 1874 году на этом месте не было построек, в которых мог бы разместиться трактир. Следовательно, церковь скорей всего локализуется составителями протокола там, где её обозначал на своем плане Годовиков. Примерно за левым плечом Ленина, памятник которому стоит ныне в центре площади. Тем более, что нам известно о питейном заведении на месте церкви еще с конца XVIII века. Похвальская церковь стояла всего в 60 метрах как от дома Предводителя дворянства, так и от дома Дворянского собрания (построен в 1843 году). В протоколе и тот и другой, могли быть названы "Дворянским домом"). Казанская церковь локализуется отчасти на месте дома Смоленского. Дом сохраняется. Костел построен на месте церкви Трёх Святителей и здание костела сохраняется. Зачатьевская церковь находилась против Николы Явленного на Торгу. В XIX веке Никольская церковь была передана единоверцам и переосвящена в Троицкую. Церкви Иоанна Милостивого и Георгия Богослова находились близ Петровских ворот, а Михайловская церковь - близ Михайловских ворот, и т.д.
Церкви со старинного плана (Схема составлена на основе © OpenStreetMap contributors ) |
1. "17.Иоанна Богослова (за Богоявлением Большим на берегу Псковы на Запсковье)" - так как неизвестно её местонахождение.
2. "21.Погоревшая 2-го июня 1788 года церкви в Довмонтовых стенах" - так как неизвестно о какой из церквей идет речь.
3. "В пригородной слободе Семионщине показана церковь Семионовская." - так как находилась за пределами данной схемы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий