В Довмонтовом городе из письменных источников нам известно о 14 построенных церквях. У 5 из них нам известны приделы. О том как их правильно посчитать я писал в другом месте.
Храмы Довмонтова города можно разделить на те, что сегодня выведены на поверхность в виде силуэтов и на те, что сегодня стоят в руинированном состоянии. Также их можно разделить на те, основание которых приписывается князю Довмонту, и на те, которые построены уже после княжения Довмонта. А также на те, которые были соборами, и на те, которые соборами не были. И кроме того на те, строительство которых приписывается мастеру Кириллу, на те строительство которых приписывается мастеру Еремею и на те, которые эти два мастера не строили.
Однако, есть еще один вариант разделения храмов Довмонтова города: на те, вокруг которых до сих пор ведутся споры об их атрибуции и на те, которые атрибутированы историками единодушно.
В 1995 году вышла статья археолога Василия Дмитриевича Белецкого, в которой подводились итоги дискуссии на тот момент. По мнению В.Д.Белецкого центром дискуссии являлась атрибуция церквей Рождественской батареи. Остальные атрибуции, по его мнению, вторичны.(В.Д.Белецкий Псковский Кремль (Кром, Довмонтов город)//Церковная археология,- СПБ-Псков,-1995,-ч.2,- с.128).
В статье опубликован план Довмонтова города. Церкви Рождественской батареи обозначены цифрами 8, 8а, 9 и 10.
Храмы Довмонтова города можно разделить на те, что сегодня выведены на поверхность в виде силуэтов и на те, что сегодня стоят в руинированном состоянии. Также их можно разделить на те, основание которых приписывается князю Довмонту, и на те, которые построены уже после княжения Довмонта. А также на те, которые были соборами, и на те, которые соборами не были. И кроме того на те, строительство которых приписывается мастеру Кириллу, на те строительство которых приписывается мастеру Еремею и на те, которые эти два мастера не строили.
Однако, есть еще один вариант разделения храмов Довмонтова города: на те, вокруг которых до сих пор ведутся споры об их атрибуции и на те, которые атрибутированы историками единодушно.
В 1995 году вышла статья археолога Василия Дмитриевича Белецкого, в которой подводились итоги дискуссии на тот момент. По мнению В.Д.Белецкого центром дискуссии являлась атрибуция церквей Рождественской батареи. Остальные атрибуции, по его мнению, вторичны.(В.Д.Белецкий Псковский Кремль (Кром, Довмонтов город)//Церковная археология,- СПБ-Псков,-1995,-ч.2,- с.128).
В статье опубликован план Довмонтова города. Церкви Рождественской батареи обозначены цифрами 8, 8а, 9 и 10.
В.Д.Белецкий Псковский Кремль (Кром, Довмонтов город)//Церковная археология,- СПБ-Псков,-1995,-ч.2,- с.129 |
Василий Дмитриевич выделил пять различных версий соотнесения построек Довмонтова города на плане со сведениями письменных источников. В итоге им была составлена таблица, в которую вошли 13 храмов. Местоположение четырнадцатого храма неизвестно даже примерно. Это церковь Фёдора Тирона. Этот храм в псковских летописях упоминается всего один раз. Не известна ни дата его постройки, ни то как долго он существовал. Возможно поэтому его и нет в таблице.
В.Д.Белецкий Псковский Кремль (Кром, Довмонтов город)//Церковная археология,- СПБ-Псков,-1995,-ч.2,- с.130 |
Показалось интересным представить эту таблицу более наглядно. На схеме ниже фиолетовым нанесены церкви Дмитрия Солунского, Кирилла, Федора Стратилата и Митрополита Алексея, по атрибуции которых исследователи единодушны. Также фиолетовым нанесена церковь Святого Духа, так как дискутируется лишь то, была ли эта постройка самостоятельной церковью, или приделом ближайшей церкви, которая в этом случае считается Святодуховской.
Оранжевым нанесены церкви, по атрибуции которых нет единого мнения. Подписаны все возможные (согласно таблице) атрибуции.
Фиолетовым нанесены церкви по которым существует единодушное мнение, оранжевым - мнения, по которым расходятся. |
---
Комментариев нет:
Отправить комментарий