(По книге Седов Вл. В. Псковская архитектура XVI века.//Архив архитектуры. Вып. VIII. — Общество историков архитектуры, - М.,-1996 - см. список литературы)
От XVI века в современном Пскове сохраняется 20 церквей. Это 42% от числа всех церквей, которые сегодня существуют в городе.
В конце XV века в Пскове складывается "канонический" тип храма. Этакий КАНОН псковской архитектуры. Этот тип храма становится самым распространенным в зодчестве Пскова XVI века.
Основные черты канонического храма псковской архитектуры:
С 1555 по 1562 года в Пскове , вероятно, не ведется никакого церковного строительства. Оно возобновляется в конце XVI века. Количество построенных в это время храмов невелико. А их архитектура свидетельствует о закате архитектурной псковской традиции.
От XVI века в современном Пскове сохраняется 20 церквей. Это 42% от числа всех церквей, которые сегодня существуют в городе.
В конце XV века в Пскове складывается "канонический" тип храма. Этакий КАНОН псковской архитектуры. Этот тип храма становится самым распространенным в зодчестве Пскова XVI века.
Основные черты канонического храма псковской архитектуры:
- одноглавый четырехстолпный четверик
- восьмискатное покрытие
- двухъярусная структура угловых компартиментов
- повышенные подпружные арки под барабаном
- трёхабсидность
Церкви "канонического" типа строятся на протяжении практически всей первой половины XVI века - как больших, так и малых размеров. Последним образцом подобного большого храма является церковь Петра и Павла с Буя, построенная в 1540 году.
Одновременно в первой трети XVI века строятся единичные храмы, не подпадающие под канон. В 1518/19 году заканчивается строительство Никольской бесстолпнойной одноабсидной церкви на подклете с трапезной в Снетогорском монастыре. Это первая известная нам трапезная на псковской земле. Хотя церковь Николы близка к псковским бестолпным храмам, но очень небычны для Пскова перекрытия подцерковья. К тому же Никольская церковь - это первый датированный пример бесстолпного храма с подклетом. Строительство, велось вероятно иногородним мастерами, быть может присланными из Москвы итальянцами.
Вероятно, в 1533/34 году заканчивается строительство монастырской церкви Воскресения со Стадища на Запсковье. При её строительстве (а заложена до 1532 года) воспроизведены конструктивные особенности другого храма конца XV века - Георгия со Взвоза.
Эти единичные постройки не оказали влияние на современную им псковскую архитектуру, но они отчасти повлияли на архитектуру псковских храмов второй половины 40-х годов XVI века.
Ниже на схеме показана эволюция псковской архитектуры на протяжении всего XVI века.
В 30-е годы XVI века (после 1533 года) начинают происходить изменения в интерьере канонического храма.
В двух монастырских одноглавых четырехстолпных трехабсидных храмах с первоначальным восьмискатным покрытием Дмитрия в Поле и Климента на Завеличье появляются тенденции к "зальности": отсутствуют хоры и угловые палатки, все 4 столба свободны на всю высоту. Еще одной новой чертой в этот период является появление подклета у четырехстолпного храма (у церкви Климента).
В 1535 году возводится церковь Николы со Усохи - храм "зального" типа: высокие круглые столбы, отсутствие хор угловых палаток, багодаря чему внутри храма создано свободное пространство.
Вероятно, в это период отпадает необходимость обустройства в угловых палатках приделов. Кроме того в уже построенных ранее храмах (например в церкви Богоявления с Запсковья) приделы из угловых палаток переносятся в рядом пристроенные помещения.
К этому же типу - типу "зальных" храмов относится церковь Анастастии (построенная предположительно в 1539 году).Интересно, что в этом храме и четверик, и придел, и притвор, и окружающая галерея - стоят на подклете. Подобное характерно для более поздних храмов.
Со строительстовом монастырской церкви Жен Мироносиц на Завеличье в 1546 году начинается новая страница псковской архитектуры XVI века. "Зальный" храм, четверик и галерея которого, как у церкви Анастасии поставлены на подклет, несет в себе черты влияния как предшествующей псковской архитектуры восходящей к типу храма Георгия на Взвозе так и влияние зодчества северо-восточной Руси.
К северо-восточным чертам относятся форма галереи, крестовый свод перекрывающий свод придела, позакомарное покрытие. До 1546 года псковские храмы имели восьмискатное покрытие. Новое - позакомарное покрытие меняет внешний облик храма.
В 1547 году возводится монастырский храм Иоанна Богослова на Мишариной горе. Это храм повторяет в уменьшенном размере все основные черты Мироносицкой церкви.
Строительство этих храмов совпадает по времени с началом царствования Ивана Грозного (1547г.). Храмы этого периода несут в себе следы этого периода: мастера стремятся создать монументальный и значительный образ, в котором отражаются величие и массивность "государственной" архитектуры Москвы. Вл.В. Седов относит псковские храмы этого времени к "грозненскому" типу.
Самым ярким образцом храма этого типа является храм Василия на Горке. Он мог быть построен между 1547 и 1555 годами. Васильевская церковь поставлена на подклет, имеет двухярусную галерею и позакомарное покрытие.
На схеме ниже нанесены церкви XVI века в Пскове (впрочем не все), которые можно и сегодня увидеть в Пскове. Разные типы - обозначены разными цветами.
Церковь Петра и Павла с Буя. 1540 год. |
Одновременно в первой трети XVI века строятся единичные храмы, не подпадающие под канон. В 1518/19 году заканчивается строительство Никольской бесстолпнойной одноабсидной церкви на подклете с трапезной в Снетогорском монастыре. Это первая известная нам трапезная на псковской земле. Хотя церковь Николы близка к псковским бестолпным храмам, но очень небычны для Пскова перекрытия подцерковья. К тому же Никольская церковь - это первый датированный пример бесстолпного храма с подклетом. Строительство, велось вероятно иногородним мастерами, быть может присланными из Москвы итальянцами.
Вероятно, в 1533/34 году заканчивается строительство монастырской церкви Воскресения со Стадища на Запсковье. При её строительстве (а заложена до 1532 года) воспроизведены конструктивные особенности другого храма конца XV века - Георгия со Взвоза.
Эти единичные постройки не оказали влияние на современную им псковскую архитектуру, но они отчасти повлияли на архитектуру псковских храмов второй половины 40-х годов XVI века.
Ниже на схеме показана эволюция псковской архитектуры на протяжении всего XVI века.
Эволюция псковской церковной архитектуры в XVI веке |
В 30-е годы XVI века (после 1533 года) начинают происходить изменения в интерьере канонического храма.
В двух монастырских одноглавых четырехстолпных трехабсидных храмах с первоначальным восьмискатным покрытием Дмитрия в Поле и Климента на Завеличье появляются тенденции к "зальности": отсутствуют хоры и угловые палатки, все 4 столба свободны на всю высоту. Еще одной новой чертой в этот период является появление подклета у четырехстолпного храма (у церкви Климента).
В 1535 году возводится церковь Николы со Усохи - храм "зального" типа: высокие круглые столбы, отсутствие хор угловых палаток, багодаря чему внутри храма создано свободное пространство.
Внутренний интерьер церкви Николы со Усохи. |
Вероятно, в это период отпадает необходимость обустройства в угловых палатках приделов. Кроме того в уже построенных ранее храмах (например в церкви Богоявления с Запсковья) приделы из угловых палаток переносятся в рядом пристроенные помещения.
К этому же типу - типу "зальных" храмов относится церковь Анастастии (построенная предположительно в 1539 году).Интересно, что в этом храме и четверик, и придел, и притвор, и окружающая галерея - стоят на подклете. Подобное характерно для более поздних храмов.
Со строительстовом монастырской церкви Жен Мироносиц на Завеличье в 1546 году начинается новая страница псковской архитектуры XVI века. "Зальный" храм, четверик и галерея которого, как у церкви Анастасии поставлены на подклет, несет в себе черты влияния как предшествующей псковской архитектуры восходящей к типу храма Георгия на Взвозе так и влияние зодчества северо-восточной Руси.
К северо-восточным чертам относятся форма галереи, крестовый свод перекрывающий свод придела, позакомарное покрытие. До 1546 года псковские храмы имели восьмискатное покрытие. Новое - позакомарное покрытие меняет внешний облик храма.
Церковь Жен Мироносиц. 1546 год. Современный облик храма далек от первоначального. |
В 1547 году возводится монастырский храм Иоанна Богослова на Мишариной горе. Это храм повторяет в уменьшенном размере все основные черты Мироносицкой церкви.
Строительство этих храмов совпадает по времени с началом царствования Ивана Грозного (1547г.). Храмы этого периода несут в себе следы этого периода: мастера стремятся создать монументальный и значительный образ, в котором отражаются величие и массивность "государственной" архитектуры Москвы. Вл.В. Седов относит псковские храмы этого времени к "грозненскому" типу.
Самым ярким образцом храма этого типа является храм Василия на Горке. Он мог быть построен между 1547 и 1555 годами. Васильевская церковь поставлена на подклет, имеет двухярусную галерею и позакомарное покрытие.
Церковь Василия на горке (Время возведения между 1547 и 1555 годами) |
На схеме ниже нанесены церкви XVI века в Пскове (впрочем не все), которые можно и сегодня увидеть в Пскове. Разные типы - обозначены разными цветами.
|
С 1555 по 1562 года в Пскове , вероятно, не ведется никакого церковного строительства. Оно возобновляется в конце XVI века. Количество построенных в это время храмов невелико. А их архитектура свидетельствует о закате архитектурной псковской традиции.
---------------------------
Комментариев нет:
Отправить комментарий