В середине XV века в Пскове была построена стена Окольного города и река Пскова на протяжении чуть более полутора километров оказалась внутри городских укреплений.
Водная артерия использовалась псковичами в том числе и как энергетический ресурс - водяные мельницы стояли по обеим берегам реки.
В конце XVI века на реке Пскове писцы насчитали 25 действующих мельниц и еще 10 мельничных мест. Владели ими 10 монастырей и 13 церквей. Причем большинство мельниц и мельничных мест были в долевом владении нескольких владельцев.
Самым крупным владельцем мельниц была церковь Богоявления в Бродах. Этой церкви принадлежало на долевых условиях 10 мельниц и 2 мельничных места.
На втором месте была церковь Богоявления со Кстовы - 8 мельниц и 2 мельничных места.
На третьем месте Печерский монастырь - 4 мельницы (причем все 4 в единоличном владении).
На четвертом месте Петропавловская церковь с Буя - 3 мельницы и 1 мельничное место.
На пятом месте - Снетогорский монастырь - 2 мельницы и 2 мельничных места.
Большинство мельниц затруднительно нанести на карту. Но для некоторых местоположение устанавливается достаточно точно, для некоторых приблизительно.
Водная артерия использовалась псковичами в том числе и как энергетический ресурс - водяные мельницы стояли по обеим берегам реки.
В конце XVI века на реке Пскове писцы насчитали 25 действующих мельниц и еще 10 мельничных мест. Владели ими 10 монастырей и 13 церквей. Причем большинство мельниц и мельничных мест были в долевом владении нескольких владельцев.
Самым крупным владельцем мельниц была церковь Богоявления в Бродах. Этой церкви принадлежало на долевых условиях 10 мельниц и 2 мельничных места.
На втором месте была церковь Богоявления со Кстовы - 8 мельниц и 2 мельничных места.
На третьем месте Печерский монастырь - 4 мельницы (причем все 4 в единоличном владении).
На четвертом месте Петропавловская церковь с Буя - 3 мельницы и 1 мельничное место.
На пятом месте - Снетогорский монастырь - 2 мельницы и 2 мельничных места.
![]() |
На схему нанесены самые крупные владельцы мельниц и их представительства в Пскове в конце XVI века. (линиями показаны: красным цветом - стены Окольного города, коричневым цветом - стены Среднего города, синим цветом - стены Довмонтова города, желтым цветом - стены Крома.) (Схема выполнена на основе © OpenStreetMap contributors.) |
Большинство мельниц затруднительно нанести на карту. Но для некоторых местоположение устанавливается достаточно точно, для некоторых приблизительно.
Так мельница Сергиевского монастыря стояла на варварской земле. Вероятно, это берег реки Псковы у домика "Искра". Именно здесь до наших дней сохраняется деревянная церковь Варваринского ("варварского") монастыря.
![]() |
"Псков и его пригороды"//Сборник МАМЮ,-М., 1913, -с.5 |
В свою очередь ситуация, когда мельницами в основном владеют церкви и монастыри, говорит о значительной роли церковной организации в хозяйственной жизни летописного Пскова.
--------------------------------
Ист.: Псков и его пригороды. Книга первая [Подлинная писцовая книга города Пскова № 355].//Сборник Московского архива Министерства юстиции,- М., -1913.,- Т.V.,-с.4-10
--------------------------------
2 комментария:
Здравствуйте Александр, прочитал большинство ваших публикаций, определённо ваше знание истории завораживает. Я пишу роман, по большей степени исторический, середина 16 века и начало 17-го. Имеете ли вы интерес выступить цензором, написав пару строк о этом произведении, которое естественно ляжет на первые страницы книги. https://vk.com/klevno64
День добрый! Спасибо за добрый отзыв. Для написания даже пары слов потребуется время, чтобы ознакомиться, изучить проблему ... К сожалению, навряд ли я справлюсь. Спасибо за предложение. (Не смог написать Вам "В Контакте" , похоже посторонние люди не могут писать Вам сообщения.)
Отправить комментарий