Псков в 30-е годы 11 века.
Е.А.Яковлева:
"В западный угол, описываемой возвышенности, при совмещении планов попадает ц. Михаила и Гавриила Архангелов в Городце (первое упоминание — 1339/1340 г.). О названии Городец И. К. Лабутина сообщает, что оно указывает на существование укрепления или память о нем в XIV в. (Лабутина И.К., 1985, с. 53). После появления укреплений 1309 г. необходимость в Городце отпала, и далее он в источниках не запоминается.
Учитывая открывшуюся рассредоточенность некрополя по всей площадке выявленного плато (достоверно это можно утверждать по оси С - Ю) и ввиду этого, исключая сосуществование некрополя и укреплений, можно предположить существование здесь Городца в единственно возможный временной период: с конца функционирования могильника, т. е. с I половины XI до начала XIV вв." (Яковлева Е. А. Модель первоначального рельефа Пскова и летописные топонимы Среднего города - http://arheologi.livejournal.com/122698.html)
С.В. Белецкий:
"Около середины XI в. (ранее 1044 г.) ремесленно-торговый центр при слиянии Псковы и Великой гибнет в пожаре. Перекрывшая слой пожара застройка принципиально отличается от застройки предшествующего времени: уничтожается курганный некрополь, непосредственно по сгоревшим жилищам прокладываются уличные трассы, а вновь появившаяся жилая застройка приобретает характерный для древнерусских городов облик — дворы, разделенные частоколами, ориентированы вдоль уличных проездов. В обиходе у населения, заселившего пепелище, отсутствуют предметы скандинавского происхождения и предметы, связанные с отправлением языческого культа. По сути дела при слиянии Псковы и Великой возникает новое крупное торгово-ремесленное поселение. Именно это поселение мы вправе отождествить со средневековым городом — непосредственным предшественником современного Пскова." (Белецкий С.В. История изучения Псковского городища - http://gubernia.pskovregion.org/number_38/11.php)
С.В.Белецкий:
"Жители Исуборга в начале XI в. оставались в основном язычниками, хотя среди горожан и было какое-то количество лиц, исповедывавших христианство (об этом свидетельствуют находки нательных крестов этого времени), а близ города существовал христианский Спасо-Мирожский монастырь. Гибель Исуборга в пожаре незадолго до 1044 г. и последовавшая за этим катаклизмом политическая, внешнеэкономическая и идеологическая переориентация позволяют с большой степенью вероятности связывать событие с крещением горожан "огнем и мечом". ( (Белецкий С.В. История изучения Псковского городища - http://gubernia.pskovregion.org/number_39/10.php)
Данная схема - это попытка совместить гипотезу о гибели варяжской крепости Исуборг с летописными известиями о Городце.
Городец был, вероятно, временным укреплением, так как территория будущего Крома представляла из себя пепелище. Границы Городца показаны условно - юго-западная граница по краю возвышенности, юго-восточная по линии будущей стены 1309 года.
Заброшенные языческие кладбище и святилище рядом с Городцом были обнаружены в ходе археологических раскопок в 70-80-е годы XX века.Можно предполагать, что в языческом Исуборге функционировало капище и внутри самой крепости. На схеме оно обозначено на месте будущей Троицкой церкви.
По предположению Белецкого, 1030 годы - это время крещения Пскова. Однако, однозначно об этом говорить сложно. Известий о строительстве христианских храмов в городе в это время нет. Поэтому можно допустить, что новые поселенцы, заселявшие бывший Исуборг были тоже в массе своей язычниками. Поэтому на месте будущей Михайлоархангельской церкви показано также языческое капище.
Вероятно, также, что очень скоро новопоселенцы начинают осваивать и территорию будущего Крома, где уже вероятно в 11 веке строят новую крепость. Городец мог являться какое-то время после этого княжеской резиденцией. До тех пор пока, она не будет построена ближе к Кремлю.
----------------------------------------------------------------------
Псков в 12 - первой половине 13 века
В первой половине 13 века в Пскове при слиянии рек Псковы и Великой высились стены кремля.
Самые древние церкви Пскова построены в 12 веке. Их две. Видимо, в 1123 или 1133 году в камне впервые строится Троицкая церковь. Возможно, что каменной Троицкой церкви предшествовала деревянная церковь, но данных об этом никаких нет. Достоверность жития княгини Ольги, в котором говорится об основании церкви во имя святой Троицы ещё в 10 веке, сомнительна.
Видимо, в 1140-е годы на посаде (когда еще не было ни стен Довмонтова города, ни стен посадника Бориса) возводится каменная церковь Дмитрия Солунского.
----------------------------------------------------------------------
Псков в начале 14 века.
В Пскове в начале 14 века было три линии укреплений: стены кремля, стены Довмонтова города и стена 1309 года (стена посадника Бориса). Город простирался до современной улицы Профсоюзной и площади Октябрьской, а также почти до современного перекрестка улиц Маркса и Воровского на востоке. За пределами стены 1309 года находился посад.
В это же время в Пскове было всего 6 церквей - Дмитриевская, Троицкая, Воскресенская, Тимофеевская, Фёдоровская и Петропавловская.
О строительстве церквей в 13 веке известно исключительно из жития князя Довмонта. Учитывая характер житийной литературы, необходимо скептически относиться к информации содержащейся в ней. Тем не менее И.К. Лабутина считает, что тексту жития князя Довмонта можно доверять.
Первая церковь упомянутая в житии - церковь Тимофея Газского. Построена князем Довмонтом в 1266 году. Вероятно, она строится на посаде, за пределами городских стен. На территории будущего Довмонтова города. Её местоположение неизвестно, поэтому она не отмечена на схеме. На рубеже 60-70-х годов 13 века (т.е. примерно 4 года спустя) князь Тимофей-Довмонт строит, видимо, придел Георгия Воскресенской церкви. Это в свою очередь говорит о том, что Воскресенская церковь существовала ранее. Однако, никаких данных о дате её постройки нет. Третья церковь, о которой сообщается в житии - церковь Федора Стратилата. Предположительно она построена князем Довмонтом в 1272 году. Впрочем, если информация жития недостоверна, то дата основания этих церквей (Тимофея Газского, Воскресенской и Фёдоровской) будет более поздней.
Еще об одной церкви, которая построена до 1309 года, известно в связи со строительством стены посадником Борисом. Петропавловская церковь с Буя оказалась в ходе строительства с внутренней стороны стены. Дата строительства церкви неизвестна. Можно предположить, что она была заложена одновременно со стеной. Место её нахождения тоже неизвестно. На схеме показана приблизительно. Видимо, в начале 70-х годов 14 века она была разобрана, и выстроена на новом месте в 1372/73гг. за стеной посадника Бориса.
Таким образом, в 1309 году было 2 каменные церкви (обозначены красным) и 4 деревянные церкви (обозначены синим)
----------------------------------------------------------------------
Псков в конце 1360-х годов
Предположительно в самом конце 1360-х годов строится деревянная стена Среднего города, которая предшествовала каменной стене 1375 года.
В это время в Пскове было 4 линии укреплений. Каменный Кремль, каменный Довмонтов город, каменная стена посадника Бориса 1309 года и деревянная стена, видимо, конца 60-х годов 14 века.
В Пскове предположительно было 16 приходских церквей. Из них быть может 5 были каменными (на схеме обозначены красным цветом) и 11 деревянными (на схеме обозначены синим цветом).
Из этих 16 церквей две были соборными - Троицкий собор возвышался в Кремле, Софийский собор - в Довмонтовом городе.
(Местоположение двух церквей не устанавливается: Тимофеевская находилась где-то в Довмонтовом городе, Борисоглебская (первоначальная), видимо, в окрестностях Петропавловской, в пределах стены 1309 года) .
----------------------------------------------------------------------
Псков в 1375 году.
В 1370 строится вместо деревянной каменная церковь Георгия в Острой лавице.
В 1370/71 строится в камне Никольская с Усохи церковь за пределами стены посадника Бориса.
В 1372/73г. разбираются Власьевская и Петропавловская церкви и строятся в этом же году на новом месте. Последняя за пределами стены посадника Бориса.
В 1373//74г. возводится церковь Кирилла в Довмонтовом городе и вместо деревянной строится каменная церковь Тимофея Газского тоже в Довмонтовом городе (но её точное место неизвестно, поэтому на схеме отсутствует).
В 1374/75г. строится деревянная церковь Василия на горке.
Таким образом, в Пскове за пять лет (с 1370 по 1375) появилось 3 новые церкви. Общая численность церквей достигла 19. Из них 11 были каменными (обозначены красным) и 8 деревянными (обозначены синим).
По прежнему было два собора - Троицкий и Софийский.
----------------------------------------------------------------------
Псков в 1433 году.
Предположительно с 1433 года начинается разборка поперечной стены 1309 года.
В 1382/83г. строится каменная церковь Сошествия св.Духа в Домонтовом городе.
В 1383/84г. перестраивается в камне церковь Воздвиженья Честного Креста на Княжьем дворе, и, видимо, перестраивается в камне церковь Спаса от Старого костра (время постройки в дереве этой церкви неизвестно).
В 1385г. перестраивается в камне церковь Фёдора Стратилата в Довмонтовом городе.
В 1387/88г. строится каменная церковь Рождества в Довмонтовом городе.
В 1395г. перестраивается в камне Воскресенская церковь в Довмонтовом городе.
В 1397 году строится каменная церковь Богоявления в Кстове близ стены Среднего города.
В 1397/98г. перестраивается в камне Покровская церковь в Довмонтовом городе.
В 1407 году строится обыденная деревянная церковь Афанасия в Довмонтовом городе.
В 1412/13 году перестраивается церковь Василия Великого на горке.
Вероятно, до 1415 года перестраивается в камне Софийский собор в Довмонтовом городе.
В 1420 году строится обыденная деревянная церковь Спаса на Торге на месте существовавшей в 14 веке Власьевской первоначальной церкви.
В 1421 году в Усохе строится церковь св. Варвары в камне.
За период с 1375 года по 1433 год в Пскове появляется 7 новых церквей. Общая численность достигает 26. Из них, видимо, 22 церкви каменные, а 4 церкви деревянные. Из 4-х деревянных - две (Афанасьевская и Спасская на Торге) построены в качестве обыденных.
За период с 1375 года по 1433 год в Пскове появляется 7 новых церквей. Общая численность достигает 26. Из них, видимо, 22 церкви каменные, а 4 церкви деревянные. Из 4-х деревянных - две (Афанасьевская и Спасская на Торге) построены в качестве обыденных.
Неизвестна дата перестройки в камне Благовещенской церкви над Смердьим захабом. На схеме она обозначена как деревянная, но, возможно, что в это время она была каменной.
В это время в Пскове действуют 3 собора:
Троицкий, Софийский, Никольский.
Троицкий, Софийский, Никольский.
----------------------------------------------------------------------
Центральная часть Пскова в 1465 году.
В 1465 году строится стена Окольного города.
В период с 1433 года по 1465 год в пределах стены Среднего города строится, видимо, всего 2 новых церкви. Одна церковь сносится. В этот период активное церковное строительство ведется на посаде, в пределах будущей стены Окольного города и на Завеличье.
В 1433/34 вероятно разобрана первоначальная церковь Бориса и Глеба. В этом же году она строится на новом месте в камне - рядом с Петропавловской.
В 1446/47 годах в Довмонтовом городе уже существовала церковь Фёдора Тирона. Но ни время постройки, ни материал из которого она построена - неизвестны. Также неизвестно, как долго она существовала. На схеме не отмечена.
В этот период две деревянные церкви перестраиваются в камне: в 1435 году Спасская церковь на Торгу и в 1438 году церковь Афанасия в Довмонтовом городе.
Неизвестно также была ли перестроена в этот период Благовещенская на Крому церковь. Представляется маловероятным существование деревянной церкви на Крому, в то время когда все церкви Довмонтова города и Среднего города перестроены в камне. Поэтому Благовещенская церковь отмечена на схеме желтым.
За пределами стены Среднего города в период с 1433 года по 1465 год - на посаде, но в пределах будущей стены Окольного города строятся, видимо, все деревянные, 6 церквей. На схеме не отмечены.
В 1442 году строится обыденная церковь Похвалы Богородицы на Романовой горке. В 1462 году она становится соборной. Это единственный собор, который построен на посаде, за пределами укреплений.
Вероятно, в 1443 году на Завеличье, на посаде, строится церковь Успения с Пароменья.
В 1443 году строится церковь Богоявления в Бродах. Материал постройки неизвестен. Но вероятно, всё-таки дерево.
До 1457 года выстроена церковь Козьмы и Дамиана в Примостье. В 1463 году она перестраивается в камне.
До 1458 года построена церковь Воскресения на Полонище.
До 1465 года построена церковь Богоявления с Запсковья.
(На схеме данные 6 церквей не отмечены).
Таким образом, на момент строительства стены Окольного города в 1465 году в Пскове было 33 приходских церкви. Из них, вероятно, 28 каменных и 5 деревянных. В том числе было 8 соборов: Троицкий, Софийский, Никольский, Спасский, Дмитриевский, Похвальский, Покровский и Святодуховский.
В пределах стен Среднего города численность церквей достигает 27. Видимо, все они были к 1465 году каменными.
----------------------------------------------------------------------
Центральная часть Пскова в 1510 году.
В период с 1465 года по 1510 год в Пскове строится 6 приходских церквей. Все под защитой городских стен.
Две в Довмонтовом городе - церковь Входа в Иерусалим до 1466 года, Алексеевская церковь в 1508г. Обе, видимо, сразу в камне. В 1471 году учреждается Иерусалимский собор.
Две на Полонище - в дереве обыденная церковь св.Анастасии в Кузнецах в 1487г., вероятно, в камне Георгиевская со Взвоза церковь в 1493/94г. Вероятно примерно на рубеже XV/XVIвв. перестраивается в камне церковь св.Анастасии. (Эти церкви на схеме отсутствуют)
Две на Запсковье - обыденная деревянная церковь Варлаама Хутынского на Званице в 1465г.(Перестроена в камне в 1494/95г), обыденная деревянная Образская церковь в 1487г. (Перестроена в камне, видимо, после 1487г.) (Эти церкви на схеме отсутствуют).
В период 1465-1510 годов перестраиваются в камне, построенные ранее деревянные церкви Запсковья, Завеличья и Полонища.
В 1466/67 году строится в камне церковь Похвалы Богородицы на Романовой горке.
В 1467 года построена в камне церковь Воскресения на Полонище.
В 1496/97 году строится в камне церковь Богоявления с Запсковья.
Точная дата перестройки в камне еще двух церквей ( Успения с Пароменья и Богоявления в Бродах) неизвестна
(На схеме данные 5 церквей не отмечены) .
Таким образом, к 1510 году в Пскове было 39 церквей. Из них 9 были соборными. Вероятно, также, что все они были каменными.
В пределах Среднего города к 1510 году было 29 церквей.
----------------------------------------------------------------------
Центральная часть Пскова в середине 16 века (накануне пожара 1562 года)
В 1519 году на месте старого торга строится сразу 4 церкви:
1) Св. Петра Митрополита, 2) Св. Луки Евангелиста на Кузнецком ряду, 3) Св. Апостола Фомы, 4) Св. Димитрия Прилуцкого Вологодского.
Как долго они просуществовали неизвестно. Вероятно все они были деревянными. Точное место их нахождения неизвестно. Территория торга - это территория по периметру Довмонтова города. На схеме не отмечены.
В 1521 году построена обыденная деревянная 5) церковь Варлаама Хутынского. В 1527 году её перестраивают в камне.
В 1532 году построена обыденная деревянная 6) церковь Архистратига Гавриила.
В 1537 году, вероятно, сразу в камне выстроена 7) церковь Одигитрии на подворье Печерского монастыря.
Вероятно в середине 16 века на Вечевой площади построена надвратная деревянная 8) церковь Сорока Севастийских мучеников.
Точная дата постройки 9) церкви Рождества со Кстовы неизвестна. Возможно, что она построена в тоже время, что и Богоявления со Кстовы, т.е. ещё в конце 14 века. Однако, нет никаких данных, которые подтвердили бы её существование в 14-15 веках. Вероятно, что она существует в первой половине 16 века.
Таким образом, на середину 16 века известно о существовании 38 церквей в центральной части города в пределах городских стен Среднего города.
----------------------------------------------------------------------Центральная часть Пскова (в пределах стены Среднего города) в середине 17 века.
В результате пожара 1562 года, видимо, сгорает деревянная церковь Гавриила.
Возможно в этом пожаре или ранее сгорели 4 церкви (Луки, Фомы,Петра, Дмитрия) на месте старого торга. Однако, быть может они просуществовали и дольше.
Вероятно в 16 веке утрачена церковь Фёдора Тирона в Довмонтовом городе.
На рубеже 16/17 года перестраивается в камне церковь Сорока Севастийских мучеников на Вечевой площади.
В середине 17 века число церквей в центральной части Пскова сокращается до 32.
----------------------------------------------------------------------
Центральной часть Пскова ( в пределах стены Среднего города) в середине 18 века. (На 1740 год)
На плане Пскова 1740 года в центральной части Пскова в пределах стены Среднего города нанесено 26 церквей.
Святодуховская церковь в Домонтовом городе осыпалась вместе со стеной в 20-е годы XVII века и больше не восстанавливалась.
Возможно тогда же, но не позднее конца 17 века, была утрачена церковь Спаса на Торгу. Позднее (точная дата неизвестна) на её месте построена Алексеевская церковь. По краней мере она существует в 1740 году.
Видимо, в 70-е годы XVII века с Завеличья на Усоху был переведен Святодуховский монастырь. Святодуховская церковь с Усохи находилась близ Васильевской церкви.
В 1693/94 году была упразднена церковь Кирилла над Греблей в Довмонтовом городе, а к 1699 году , вероятно, она прекратила своё существование.
В 1701 году при строительстве бастионов и батарей были засыпаны сразу 4 церкви в центральной части города - Покровская , Рождественская и Никольская над Греблей на территории Довмонтова города и церковь Иоанна Богослова на бывшем подворье Снетогорского монастыря. На месте последней к 1740 году построена Благовещенская церковь.
В 1710 году во время взрыва пороха пострадали две кстовские церкви - Рождественская и Богоявленская. Видимо, после 1710 года они не возобновлялись.
До 1740 года рядом с церковью Одигитрии возведена Иоанно-Предтеченская церковь. Видимо в камне.
Таким образом, к 1740 году в центральной части Пскова в пределах стены Среднего города было утрачено 9 церквей. На месте двух из них возведены новые. А также были основаны две новые церкви - рядом с церковью Одигитрии и рядом с церковью Василия Великого.
----------------------------------------------------------------------
Центральной часть Пскова (в пределах стены Среднего города) в середине 19 века.
С середины XVIII века до середины XIX века в пределах стены Среднего города в Пскове было утрачено 19 церквей.
Это самая большая утрата за всю историю.
Вместо Благовещенской церкви в Кремле на новом месте был выстроен Благовещенский собор. Вместо Борисоглебской церкви на том же месте была возведена Казанская церковь.
Таким образом, в середине XIX века в пределах стены Среднего города было всего 9 церквей.
----------------------------------------------------------------------
Центральная часть Пскова (в пределах стены Среднего города) в наши дни .
Во-второй половине XIX века была утрачена Предтеченская церковь на подворье Печорского монастыря.
В годы советской власти в пределах стены Среднего города были утрачены Благовещенский собор на Крому (в 30-е годы XX века) и Казанская церковь (в сер. XX века).
Сегодня в этой части города сохраняются 6 церквей.
В годы советской власти в пределах стены Среднего города были утрачены Благовещенский собор на Крому (в 30-е годы XX века) и Казанская церковь (в сер. XX века).
Сегодня в этой части города сохраняются 6 церквей.
----------------------------------------------------------------------
-----
Комментариев нет:
Отправить комментарий