Николай Фомич Окулич-Казарин, уроженец города Пермь, поселился в Пскове в 56-летнем возрасте (в 1906 году). Он был отставным военным, юристом и в Пскове занялся изучением местной истории. Уже через 5 лет - в 1911 году - он издает свою книгу "Спутник по древнему Пскову", в которой представляет подробный обзор псковских памятников старины. В 1913 году состоялось второе - дополненное - издание книги.
Книга стала самой авторитетной в псковском краеведении на долгие годы. А в наши дни она интересна еще и тем, что в ней описаны некоторые реалии начала XX века, само собой разумеющиеся для того времени, но забытые сегодня.
Уже из названия книги следует - что это путеводитель. Если вооружиться этой книгой и пройти по городу, то получится несколько экскурсионных маршрутов разной длины. Не все объекты сохранились, в некоторых местах невозможно пройти, как это мог сделать Николай Фомич, из-за изменившейся застройки.
На схеме 12 маршрутов (в книге нет такого однозначного деления и нумерации). Эти маршруты построены мною согласно (в основном) последовательности описания объектов в книге. К некоторым объектам я добавил свои комментарии, это сделано выборочно: цели разобрать весь текст Николая Фомича не было.
По Пскову с Николаем Фомичом Окуличем-Казариным. Возможные маршруты. Номер маршрута стоит у его начала. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
Какие же объекты предлагал осмотреть в Пскове Николай Фомич Окулич-Казарин в своей книге?
I. Кремль (Детинец и Довмонтова крепость).
Маршрут I. Кремль. От Троицкого собора до Троицких ворот. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
2. Било или клепало. В наши дни его нет.
(С точки зрения современного жителя Пскова порядок перечисления объектов в Кремле не совсем логичен. Объекты перечисляются не последовательно. Но вероятно, это объясняется тем, что к северу от собора во времена Окулича-Казарина было несколько построек (сегодня одна) и вероятно, было много различных преград, виде заборов. Хорошей иллюстрацией последних служит фотография с клепало у собора).
Било (клепало). Фотография конца XIX века. Заборы в этой части Кремля, вероятно, стали одной из причин "непоследовательного" перечисления объектов с современной точки зрения. |
3.Колокольня Троицкого собора.
4. Древние погреба близ северо-восточного угла собора.
Не вполне ясно о каких погребах идет речь. Ближайшие древние развалины - это могли быть развалины Зелейной палаты (Пороховые погреба. Но они всё же удалены от собора, хотя и находятся к северо-востоку от него. В середине XX века Зелейная палата воссоздана в виде двухэтажного здания.
5. Благовещенский собор.
В 30-е годы XX века этот собор был взорван. В наши дни на месте собора установлен памятный крест.
6. Башня у Митрополичьих келий или Довмонтова башня.
Название башни "У Митрополичьих келий" в наши дни не употребляется. Во времена Окулича-Казарина справа от башни была калитка, через которую можно было выйти на стену и берег реки Великой.
7. Башня Кутекрома или Наугольная.
В наши дни правильно следует называть башню Кутней (Угловой, Наугольной). По пути к башне, пройдя под лестницей собора, во времена Окулича-Казарина мы уперлись бы в забор и калитку ("всегда отворенную"). В примечании, автор "Спутника" отмечает, что зимой к Наугольной башне не попасть - пространство за забором обычно занесено бывает снегом.
8. Темные ворота.
9. Смердьи ворота.
Смердьи ворота - это ворота из Довмонтова города в Детинец под Смердьей башней. В середине XIX века они были утрачены. В губернское время Смердьими называли ворота в западной стене Довмонтова города близ Довмонтовой башни. Эту ошибку повторяет и Николай Фомич. В настоящее время эти ворота заложены.
10. Остатки древних церквей на левой (восточной) стороне Довмонтовой крепости.
Во времена Окулича-Казарина эти развалины находились под Рождественской батареей. У Темных ворот можно было выйти за пределы Довмонтова города, испросить ключи у прислуги дома Селезнева и осмотреть два яруса развалин.
В наше время церкви освобождены от наслоений земли и их можно осмотреть и из Довмонотова города, тем более , что сейчас у Темных (Великих) ворот за пределы Довмонтова города выйти нельзя.
11. Павильон с остатками церкви Дмитрия Солунского (за забором).
В наши дни можно видеть под открытым небом силуэт церкви Дмитрия Солунского.
12. Остаток древней церкви во дворе новой консистории, используемый в качестве ледника.
Попасть к данному объекту вновь можно было пройдя через калитку. По мнению Николая Фомича это развалины церкви Воскресения. В наше время Воскресенская церковь локализуется в другой части Довмонтова города. По описанию в книге развалины находились в "левом переднем углу двора". Скорей всего речь идет о подклете церкви Афанасия, которая находилась рядом с церковью Дмитрия Солунского. В наши дни никаких следов на поверхности нет.
13. Старая консистория.
В наше время это название никто не употребляет - общепринято: "Приказная палата".
14. Троицкие ворота.
II. Город ("в тесном смысле" без Запсковья, Завеличья и посадов). От Троицких ворот до Покровского угла.
Маршрут II. От Троицких ворот до Покровского угла. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
(Маршрут начинается там, где закончился предыдущий - у Троицких ворот Довмонтова города. Вероятно, автор книги оба маршрута видел как единый маршрут.)
1. Казанская часовня на Рыбницком спуске.
Часовня утрачена в первые годы советской власти.
2. Никольская часовня.
Об этой часовне Н.Ф.Окулич-Казарин пишет, что она "приходится почти против бывшей некогда в Довмонтовой крепости церкви Николы над Греблей". Что имел ввиду Николай Фомич не вполне ясно. Часовня ныне не сохранилась, но запечатлена на старых открытках. Она находилась на Рыбницком спуске близ моста через реку Пскову.
Рыбницкий спуск. На дальнем плане справа Казанская часовня, на ближнем плане - Никольская часовня. |
При перечислении церквей Рождественской батареи Окулич-Казарин не упоминает Никольскую над Греблей церковь.
3. Место, где была Рыбницкая башня.
Время утраты башни неизвестно. Возможно она утрачена в конце XVIII века. В наше время в этом месте проезжая часть улицы ведущей к Троицкому мосту.
4. Развалины со стороны Колясной площади.
Название "Колясная площадь" для левого берега Псковы выше по течению от Троицкого моста в наши дни забыто и не используется. Во времена Окулича-Казарина спустившись на эту площадь и войдя в первую же калитку направо, можно было увидеть плитяные развалины. По мнению Николая Фомича это развалины церкви Иоанна Богослова подворья Снетогорского монастыря. Однако, подворье и церковь находились с внутренней стороны стены. А вот с внешней стороны примерно в этом месте была церковь Живоносного источника (позднее Благовещенская) XVI века. Возможно развалины именно этой церкви и сохранялись в начале XX века.
В следующем дворе во времена Окулича-Казарина находились "древние ворота". Они находились "прямо против середины Магистратского двора" (имеется ввиду Гостиный двор). Сквозной проход шел по "ломаной линии". В нем находились два круглых столба. О том, что ворота древние, свидетельствует по мнению Н.Ф.Окулича-Казарина, их изображение на иконе из лавки Жиглевича. Но на данной иконе, вероятно, всё-же показаны Петропавловские ворота.
В наши дни, увы, ничего из описанного Николаем Фомичом не сохранилось. Близ самого моста сейчас - со стороны проезжей части - из под земли выглядывают развалины. Именно они и отмечены на схеме под №4. Это могут быть как остатки церкви Живоносного источника, так и остатки какой-то другой постройки.
5. Икона в Гостином дворе.
В Гостином дворе возле лавки И.И.Жиглевича находилась наглухо прикрепленная к стене копия иконы Печерского монастыря с изображением города Пскова.
В наши дни следов от Гостиного двора на поверхности не осталось. Икона из лавки Жиглевича хранится в псковском музее-заповеднике.
Лавка Жиглевича находилась в Железном - восточном - ряду Гостиного двора. Поскольку следующим объектом в книге идет Власьевская часовня, а дом Плюшкина, располагавшийся против (по диагонали) юго-восточного угла Гостиного двора будет упомянут в книге несколько позднее, то можно предположить, что лавка Жиглевича находилась ближе к северо-восточному углу Гостиного двора. Примерно в этом месте она и отмечена на схеме.
6. Власьевская часовня.
Часовня утрачена в годы советской власти. Николай Фомич ошибочно писал, что часовня стояла на месте Власьевского храма. Если посмотреть на старые фотографии, то можно увидеть, что часовня стояла отчасти за пределами стены. Она стояла в том числе на фундаментах Власьевской башни. Во времена Окулича-Казарина башни не существовало. Она будет возведена советскими реставраторами в середине XX века. Власьевская церковь стояла ближе к углу Приказной палаты. Николай Фомич вслед за предшественниками повторяет, что церковь Власия в этом месте была построена в 970 году и предполагает, что её поставили на месте, где некогда стоял идол языческого бога Велеса. Однако в ходе археологических раскопок под церковью Власия XIV века не было обнаружено предшествующих построек, как не найдено и следов поклонения языческому божеству. Упоминаемая в книге церковь Спаса была построена на месте другой церкви Власия, которая находилась примерно в 50 метрах от данной.
7. Часовня над убиенными.
Часовня утрачена в первые годы советской власти.
8. Памятник императору Александру II.
Памятник утрачен в первые годы советской власти.
9. Здание Присутственных мест.
Утрачено в годы советской власти. Следов на поверхности нет. Территория застроена жилыми домами. Н.Ф.Окулич-Казарин писал, что на месте Присутственных мест находился княжий дворец. Однако, вероятнее всего, княжий дворец находился севернее. Ближе к современному кинотеатру Октябрь. В наши дни считается, что конфигурация пушечного двора на плане середины XVIII века совпадает в целом с конфигурацией княжего двора. Присутственные места находились к югу от этого двора.
(Далее в прогулке по городу следует существенный "разрыв". Логичнее к дому Плюшкина было пройти раньше - после осмотра иконы Жиглевича. Затем по Петропавловской улице можно было вернуться на Торговую площадь к Власьевской часовне).
10. Дом Плюшкина.
Николай Фомич отмечает, что во дворе дома находятся какие-то развалины. Дом Плюшкина стоял видимо на месте (может быть частично) воеводского двора. В наши дни на месте дома Плюшкина здание университета.
11. Михайло-Архангельская церковь.
В наши дни считается, что церковь построена в 1339 году, вопреки мнению И.Василёва, которое приводит в своей книге Николай Фомич.
12. Место на котором стояла церковь Спаса от Старого костра.
В наши дни следов от упомянутого в книге дома Лохова (он стоял на месте Спасской церкви) на поверхности нет. По мнению Николая Фомича именно у этой церкви спешился январе 1510 года московский князь Василий III. Однако, это не так. Церковь Всемилостивого Спаса, у которой спешился московит находилась ближе к Крому. На её месте отчасти стоит в наши дни здание бывшего кинотеатра Октябрь.
13-14. Печерское подворье. В наши дни подворье находится на территории Нового торга.
13. Введенская церковь (церковь Одигитрии). В наши дни находится в аварийном состоянии.
14. Музей церковного историко-археологического комитета. Находился музей на первом этаже "Дома певчих". В 1919 году музей переехал в Поганкины палаты. Здание музея на подворье сохранилось.
15. Церковь Николая со Усохи.
Церковная колокольня, по мнению Окулича-Казарина, содержала три этапа постройки: нижнее кубическое основание первоначальной звонницы, поставленный ("вероятно позже 1581 года") на это основание восьмигранник и завершение колокольни "новейшего происхождения". Николай Фомич писал: то, что звонница была первоначально, указывает изображение на иконе из часовни Владычный крест. В конце книги имеется план Пскова с изображением церквей. На церкви, которую Николай Фомич атрибутирует как Никольскую, - звонница показана на северной стороне, в то время как колокольня Николы со Усохи находилась с южной стороны. Колокольня серьёзно пострадала в годы Великой Отечественной войны и её остатки были снесены в ходе послевоенной реставрации как поздняя постройка.
16. Часовня Неугасимая свеча.
17. Церковь Василия на Горке.
Основание существующего здания Н.Ф.Окулич-Казарин относит к 1413 году. В наши дни считается, что церковь построена в середине XVI века.
18. Место, на котором стояла Васильевская башня.
Башня утрачена. Следов на поверхности нет.
19. Остаток стены Среднего города.
20. Дом Жуковского.
Во времена Н.Ф.Окулича-Казарина от Великолуцкой улицы в сторону реки Великой существовал "узенький тупик, бывший Кислинский переулок". В наше время он полностью утрачен и попасть к дому Жуковского со стороны Великолуцкой (Советской) улицы затруднительно. Еще недавно к дому можно было подойти с западной стороны с улицы Детской. Но сейчас (весна-лето 2021 года) в этом районе ведется новое строительство, поэтому дом Жуковского вблизи не рассмотреть. Но он виден как с Советской, так и с Детской улиц.
21. Остатки древнего дома в самом конце Кислинского тупика.
Во времена Н.Ф.Окулича Казарина на этих остатках был возведен новый деревянный дом Лавриновского. В 30-е годы XX века на этом месте была построена ТЭЦ.
22. Церковь Преполовения Пятидесятницы.
Николай Фомич, ссылаясь на книгу Гедимина, писал, что впервые церковь на этом месте была построена в 1494 году. В свою очередь Гедимин помещает эту дату без какой либо ссылки, тем не менее, вероятно, он позаимствовал её из книги И.И.Василева. У последнего также нет обоснования этой даты. Вероятно, это ошибка. В книге И.К.Лабутиной, в которой имеются описания всех существовавших к 1510 году церквей данная дата для постройки данной церкви не упоминается.
(Далее в книге следует описание домов Яковлева и Сутоцкого, но начинается оно с описания ближайших окрестностей. Поэтому на схеме нумерация несколько "сбита")
23. Дом Дворянского собрания. Во дворе в 1881 году были найдены при земляных работах бронзовые вещи, относящиеся к X-XIII векам.
Точное место не указано. По мнению Николая Фомича на месте этих земляных работ в 1581 году стояла пушка "Барс". Поскольку нет однозначного соотнесения этих двух мест, то на схеме под №23 показан дом Дворянского собрания, а место, где стояла пушка "Барс", под №24.
24. Место, где стояла пушка "Барс".
25. Место, где в 1897 году еще были видны развалины церкви Похвалы Богородицы.
В наше время никаких следов церкви на поверхности нет.
26. Маленький деревянный домик с тремя окошками на улицу, в котором жил декабрист М.А.Назимов.
(Интересна локализация Романовой горки в книге Н.Ф.Окулича-Казарина: "Почти против Спасской церкви , влево от Великолуцкой идет узенький тупик - бывшая улица Романиха, выходившая прежде на Губернаторскую и только недавно перегороженная надворными строениями разных владельцев. По правую сторону тупика возвышается Романова горка, на которой стоит дом Дворянского Собрания." И далее: "На горке находилась прежде церковь Похвалы Богородицы,...").
27. Дом Яковлева.
В наши дни дом чаще называют "Вторыми палатами Меньшикова".
28. Дом Сутоцкого.
В наши дни дом чаще называют "Первыми палатами Меньшикова"
29. Второй дом Сутоцкого.
30. Часовня Красного креста.
Николай Фомич приводит в книге со ссылками на Князева и Иваницкого легенды связанные с этим местом. Вслед за Василевым он считает, что близ Красного креста была ропатная лавица. В наше время считается, что Ропатная лавица находилась в Среднем городе, а легенды, вероятно, являются поздними домыслами. Интересно, что Николай Фомич не приводит посвящения часовни.
31. Вознесенская церковь (Старовознесенского монастыря).
Николай Фомич приводит предание об иконе св.Николая, которая находилась в приделе. Согласно преданию эта икона (примерно 45 на 45 см) была "найдена замурованною в стене у Великих ворот"
32. Домовая церковь (в Старовознесенском монастыре)
Н.Ф.Окулич-Казарин ошибочно писал, что в 1419 году в монастыре была построена Знаменская церковь. В 1650 году по его мнению монастырь стал Знаменским женским. Затем он становится Вознесенским мужским, а еще позднее Вознесенским женским.
Сообщение летописи о строительстве Знаменской церкви в начале XV века относится к соседнему со Старовознесенским монастырем Знаменскому монастырю. Знаменский монастырь находился за Великими воротами. Сегодня нам ничего неизвестно о том, чтобы в Вознесенском монастыре была бы Знаменская церковь и чтобы монастырь менял свое название. Также, вероятно, он всегда оставался женским.
(Рассказывая о Старовознесенском монастыре Н.Ф.Окулич-Казарин обходит вниманием Рождественскую церковь).
33. Якиманская церковь.
34. Церковь Успения с Полонища.
35. Место, где был найден окаменелый хлеб.
По мнению Н.Ф.Окулича-Казарина на месте дома церковного старосты близ Успенской церкви прежде была Воскресенская церковь, которая была сломана в 1830-е годы, и материал которой пошел на Окуневские бани. Это утверждение не очень ясно, так как, очевидно, что Николай Фомич не мог не знать мнения Годовикова об этой церкви. Годовиков локализовывал её на углу современных улиц Детской и Советской. (Годовиковская локализация поддержана современными нам историками.) Поскольку дом причта Успенской церкви построен в 1909 году, то интересен следующий факт, приводимый Николаем Фомичом: "Недавно под тем местом, где был её алтарь, нашли окаменелый хлеб, положенный туда, вероятно, при самом заложении церкви". Поскольку Воскресенская церковь была в другом месте, то либо за алтарь приняты остатки какой-то другой постройки, либо это алтарь неизвестной нам церкви на территории Успенского монастыря, либо это алтарь первоначальной Успенской церкви.
36. Церковь св.Георгия со Взвоза.
37. Примерное место, где в крепостной стене был обнаружен склеп.
38. Развалины Пантелеймонова монастыря на Красном дворе.
Во времена Окулича-Казарина глубокие церковные подвалы служили погребами и ледником Учительской семинарии. В наши дни на месте церкви построен жилой дом. Во дворе никаких следов от древей постройки не сохранилось.
39. Церковь Покрова от Пролома.
Николай Фомич Окулич-Казарин, ссылаясь на месяцеслов 1848 года, писал, что церковь построена в 1399 году. Однако, летописное сообщение 1399 (точнее 1398 года) относится к церкви Покрова в Домантовой стене (см., например, книгу И.К.Лабутиной). По его мнению, после 1581 года к Покровской церкви была пристроена Рождественская церковь. Однако, в наше время считается, что обе церкви были возведены на месте первоначальной Покровской одновременно в конце XVI или начале XVII века.
(После церкви Покрова в книге без всякого перехода начинается описание достопримечательностей Губернаторской улицы, поэтому Губернаторская улица выделена мною в отдельный маршрут).
III. Губернаторская улица.
(В наши дни улица Губернаторская носит имя писателя Некрасова. Описание достопримечательностей начинается с палат купца Поганкина. Это объяснено тем, что: "Еще не так давно вся правая сторона улицы от угла Великолуцкой до Поганкина переулка была застроена древними домами, принадлежавшими купцу Подзноеву. Все они теперь настолько переделаны, что осмотр их был-бы совершенно бесполезен").
Маршрут III. Губернаторская улица. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
1. Поганкины палаты. Псковский археологический музей.
Николай Фомич Окулич-Казарин считал, что палаты достоверно существовали уже в 1645 году. Однако, как писал в своей статье 1994 года В.И.Лабутин дата 1645 год появилась (впервые у Евлентьева) в результате ошибочной датировки письменного источника (правильная дата 1685 год). В.И. Лабутин датирует палаты 70-ми годами XVII века.
2. Место церкви Иоанна Златоуста Златоустовского Медведева монастыря.
3. Дом, занимаемый ксендзом местного костела.
Вероятно, в книге ошибочно утверждается, что здание выстроено на месте церкви Трех Святителей. Так как на месте последней построен костел.
4. Место, где была церковь Трех Святителей.
5. Древние развалины ("Дворец Марины Мнишек").
Н.Ф.Окулич-Казарин приводит воспоминания старожилов: "Место вокруг дома было в старину очень низким и болотистым, и еще лет 50 тому назад, ..., здесь было сплошное болото".
6. Церковь Вознесения Нововознесенского монастыря.
Николай Фомич Окулич-Казарин датирует церковь XV веком. В.В. Седов в наше время относит церковь к XVI веку.
7. Дом Смирнова.
В наши дни дом не сохранился, его точное положение мне неизвестно. В книге Н.Ф.Окулича-Казарина положение дома описано так: "Находится между Новым Вонесеньем и домом лютеранской кирхи... Дом стоит на Анстасиевской горке". Вероятно сейчас на месте дома стоит здание филармонии.
8. Церковь св.Анастасии Римлянки.
9. Место, где находилась церковь св.Ксении.
10. Кутузовский сад.
11. Площадь Нового Торга.
В книге Николая Фомича Окулича-Казарина пространство Нового торга невелико - постройки Кадетского корпуса и сквер со стороны Сергиевской улицы. В наше время считается, что Новый Торг занимал огромное пространство между улицей Пушкина на севере и улицей Гоголя на юге, Октябрьским проспектом (Сергиевской улицей) на западе и, возможно, улицей Спегальского на востоке.
Впрочем, чуть ниже в книге эти границы увеличены.
12. Покровская от Нового Торга церковь.
В книге утверждается, что в 1410 году на месте, где стоит Покровская церковь уже существовала Никольская церковь. Однако, в этой части города Никольская церковь появится только в XVII веке.
13. Часовня при Покровской церкви
Часовня снесена в годы советской власти.
14. Никольская церковь.
При описании данной церкви перепутаны несколько храмов. Датой основания этой церкви назван 1419 год, однако летописное упоминание под 1419 годом относится к монастырю Николы в Песках (подробнее о Никольских церквях Пскова можно прочесть у И.К. Лабутиной). В пожаре XVII века сгорела Пятницкая церковь, но не на Кожевенной улице. В Пскове было две Пятницких церкви. На месте сгоревшей Пятницкой церкви в 1676 году и была возведена Никольская церковь.
IV. Гоголевская, Кожевенная и Петропавловская улицы.
(В книге описания этих трех улиц сделано отдельными главками, но поскольку описание Гоголевской (ныне Гоголя) заканчивается почти там, где начинается описание Кожевенной (ныне Воровского), а Петропавловская улица является по сути продолжением Кожевенной, я объединил эти три описания в один маршрут.)
Маршрут IV. Гоголевская, Кожевенная и Петропавловская улицы. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
2. Развалины Владимирской церкви.
В книге сказано, что развалины находились на территории двора принадлежащего Кадетскому корпусу в 70 шагах от угла улицы Новгородской (ныне Маркса). В наши дни, примерно на таком расстоянии локализуется церковь Григория Богослова Путятинского монастыря. Н.С.Суворов в работе "Церковное землевладение" писал, что в конце XVI века у церкви Григория Богослова был Владимирский придел. В наши дни никаких следов на поверхности нет.
3. Развалины церкви Иоанна Милостивого.
В книге говорится, что развалины церкви находятся в 20 шагах от угла улицы Новгородской. На плане, который находится в конце "Спутника", церковь показана на месте ныне существующего дома №27/39. Перед строительством этого дома проводились археологические раскопки - никакой церкви в этом месте обнаружено не было. Но примерно в 20 шагах (может быть чуть далее) от другого угла Новгородской улицы археологами были найдены остатки церкви Иоанна Милостивого. На схеме показана современная локализация. Следов на поверхности в наши дни нет.
4. Солодежня.
5. Дом Печенко.
Описание дома начинается с любопытного факта: "Против Солодежни, ..., стоит дом Печенко, временно занятый пересыльною тюрьмой".
6. Развалины Благовещенской церкви.
Дата основания Благовещенской церкви - 1419 год - упомянутая в книге не верна. Церковь и монастырь основаны в 1421 году.
7. Развалины в 50 саженях от Благовещенской церкви.
Примерно на таком расстоянии находятся остатки земляной Савинской батареи. По мнению Николая Фомича видимые каменные развалины относятся к церкви Пятницы. На плане, который приложен в конце книге, в этом месте показана Пятницкая церковь. Однако, Пятницкая церковь дала название Пятницкой батареи, которая находится еще далее по улице Кожевенной (современной Воровского).
8. Развалины церкви на повороте улицы.
Согласно Н.Ф.Окулича-Казарина на повороте улицы находятся развалины церкви Богоявления на Брезе. Приведенная дата сооружения - 1397 год - относится к другой церкви Богоявления (со Кстовы), которая находилась в Среднем городе. Как написано выше (см. п.7) на повороте Кожевенной (Воровского) улицы находятся развалины Пятницкой церкви (под насыпью одноименной батареи)
9. Дом Бобовкина.
В наше время от дома сохранилась лишь его нижняя часть. Её лучше осматривать со стороны реки Псковы. Но можно осмотреть и сверху прогулявшись по зеленой лужайке.
10. Развалины церкви на углу Кожевенной (Воровского) и Казанской (Красных партизан) улиц.
Во времена Н.Ф.Окулича-Казарина считалось, что на углу Кожевенной и Казанской улицы находилась церковь Рождества со Кстовы. Но основой Богоявленской батареи послужила церковь Богоявления в Бродах.
11. Дуб.
В книге Николай Фомич описывает дуб - против синагоги, который мог быть посажен самим Петром I. Сложно сказать о каком дереве идет речь и сохранилось ли оно до наших дней. Здание синагоги утрачено, но её место известно - близ Богоявленской батареи. Во дворах улицы Воровского у дома №5 - как раз против того места, где была синагога и сейчас растет дуб. Но восходит ли он ко временам Петра Великого я не знаю.
12. Дом Борхова.
В наши дни дом называют домом Никифора Ямского.
13. Место угловой башни.
14. Церковь апостолов Петра и Павла с Буя.
Николай Фомич при описании церкви пишет о том, что в 1404 году псковичи построили стену от Рыбницких ворот до данной церкви. Однако, в 1404 году это было не новое строительство, а укрепление ранее построенной стены. На прилагаемом в конце книги плане неправильно показано место стыка напольной и фланговой стен посадника Бориса. Ныне существующее здание было за напольной стеной, а на плане она показана внутри стен посадника Бориса, что неверно.
15. Казанская церковь.
В советское время церковь была утрачена. В наши дни на месте церкви стоит Казанская часовня и церковная лавка.
(Далее в книге идут два раздела: "Казанская улица" и "Новгородская улица". Поскольку Новгородская (нынешняя Маркса) шла также мимо Казанской церкви, то логично было бы в начале описать памятники Новгородской улицы, но Николай Фомич начинает с Казанской улицы. Эти два раздела также объединены мною в один маршрут).
V. Казанская и Новгородская улицы.
Маршрут V. Казанская и Новгородская улицы. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
1. Дом де-Барани.
В книге говорится, что "в нем временно помещается женская тюрьма".
2. Остатки стены 1375 года (доступ на территорию в наши дни ограничен).
3. Дом Ширера (во дворе пристройка и флигель).
В наше время все три дома называют палатами Русиновых.
(Далее следует рассказ об обнаруженном в 1910 году общем захоронении в другом конце Новгородской улицы. По мнению Николая Фомича это захоронение могло относится к кладбищу церкви Иоанна Милостивого. По идее этот рассказ должен был быть приурочен к этой церкви. О ней речь шла ранее.)
VI. Сергиевская улица.
Маршрут VI. Сергиевская улица. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
1. Дом Тульчиева.
Долгое время в краеведческой литературе считалось, что в доме Тульчиева останавливался Александр Пушкин. В наше время это не подтверждено. Дом Тульчиева утрачен. Сейчас на его месте многоквартирный дом.
2. Сергиевская церковь.
VII. Запсковье. От церкви Космы и Дамиана в Примостье до Варлаамовской церкви.
Маршрут VII. Нарвская улица. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
1. Церковь Космы и Дамиана с Примостья.
2. Колокольня церкви Космы и Дамиана.
Верхняя часть колокольни в годы Великой Отечественной войны была разрушена Весной 2021 года началось воссоздание звонницы.
3. Дом Мейера.
В наши дни обычно называют первым домом Трубинских. Второму дому в книге внимания не уделено.
4. Мешок.
5. Дом Жуковой.
"На углу Нарвской и маленького безымянного проулка стоит небольшой древний дом... Под домом находятся глубокие сводчатые подвалы, с источником чистейшей ключевой воды". В наши дни дом утрачен. Следов на поверхности нет.
6. Церковь Воскресения со Стадища.
7. Церковь Варлаама на Званице.
8. Часовня у Варлаамовских ворот.
VIII. Запсковье. От Жабьей лавицы до Волчьих ям.
Маршрут VIII. От Жабьей лавицы до Волчьих ям. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
1. Церковь Нерукотворенного образа.
2. Ильинская церковь.
3. Церковь Богоявления.
Николай Фомич Окулич-Казарин ошибочно называет эту церковь стоящей в "Бродах". Бродами назывался левый берег реки Псковы напротив этой церкви. Ошибочно местность названа и "Кстовой". Кстова находилась также на левом берегу Псковы. Ошибочно приведена и дата 1444 год. Она относится к церкви на левом берегу. В книге приведено название мостков, современное автору, через Пскову: Барзовы.
4. Церковь Космы и Дамиана с Гремячей горы.
5. Казарма Енисейского полка.
В наши дни от здания остались руины первого этажа.
6. Хлебопекарня.
IX. Вокруг стен Пскова: от Власьевского спуска до Никольской башни.
1. Власьевский спуск.
Во времена Окулича-Казарина Власьевской башни не существовало. Не было и следов её на поверхности. Башню воссоздали в советское время.
2. Плоский всход.
Башня над Плоскими воротами ошибочно в книге названа Бурковским костром. Бурковский костер - это Мстиславская башня.
3. Мстиславская башня.
4. Место Георгиевских ворот.
5. Покровские ворота.
6. Покровская башня.
7. Баториев пролом и остатки Свинорской башни.
8. Памятник в честь павших воинов.
9. Вход в подземную галерею.
10. Великие ворота.
Дата строительства каменных Великих ворот в книге - 1469 год - указана ошибочно. Согласно И.К.Лабутиной ворота и башня в камне строятся в 1477/78 году.
11. Место Златоустовских ворот и Сокольей башни.
12. Сергиевские ворота.
13. Петровские ворота и Петровская башня.
В книге она названа также Труперховой, что ошибочно.
14. Михайловские ворота и Михайловская башня.
15. Лапина горка.
16. Никольские ворота.
17. Остатки Никольской башни.
Вот как это место описывает Николай Фомич: "Здесь - одно из "милых захолустий" Пскова. Кругом сплошная зелень садов, огородов и лужаек. Среди них извилинами течет тихая Пскова-река... Отсюда по мосткам (лавам) можно перебраться на Запсковье. Но так как этот переход не всегда бывает удобен, то иногда приходится предпочесть кружный путь через Троицкий мост".
Интересно что в 1948 году другой псковский краевед начинал осмотр укреплений Запсковья именно отсюда, перебравшись на Запсковье именно по лавам. Однако, в наши дни мостков через Пскову в этом месте не существует, поэтому (а также пользуясь оговоркой Окулича-Казарина о кружном пути) укрепления Запсковья выделены мною в отдельный маршрут.
X. Вокруг стен Пскова: по Запсковью.
1. Кузьмодемьянская башня.
Николай Фомич приводит еще два названия этой башни: Кислинская ("перешло к ней почему то со Мстиславской башни") и Гремячая.
2. Гремячьи ворота.
"Прежде над ними была башня, которую еще помнят старожилы. От неё и признаков не осталось",- писал Николай Фомич. В наши дни также никаких следов ворот и башни нет.
3. Башня Толокнянка ("груда плиты").
4. Глухая башня.
5. Образская башня.
Сохранялась в начале XX века. В наши дни следов на поверхности нет.
6. Ильинские ворота.
7. Волковская башня.
8. Загряжский захаб.
9. Быковская башня.
10. Варлаамовские ворота.
11. Варлаамовская наугольная башня.
12. Взвозские ворота.
13. Башня нижних решеток.
XI. Завеличье: Мирожский и Симеоновский монастыри.
Маршрут XI. Мирожский и Симеоновский монастыри. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
1. Стефановская церковь Мирожского монастыря.
2. Спасо-Преображенский собор.
3. Неизвестные развалины в 50 шагах к югу от собора.
4. Развалины Симеоновской церкви на Железной горе.
В наши дни следов церкви на поверхности нет. Логично осмотр Завеличья следовало бы начинать с Железной горы далее двигаясь всё время на север. Но автор "Спутника" в начале ведет читателя на юг.
XII. Завеличье: от Климентовской церкви до Мироносицкой.
Маршрут XII. От Климентовской церкви до Мироносицкой. Основой схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en |
2. Церковь Николая от Кожи.
В наши дни церковь утрачена, но на поверхности различим её силуэт.
3. Церковь Николая от каменной ограды.
4. Моленная Поморского беспоповского согласия.
В наше время моленная не используется по назначению. Во времена Окулича-Казарина была примечательна "богатейшим собранием древних икон".
5. Особая домашняя моленная в самом доме Батова.
6. Церковь Успения (Пароменская).
7. Ольгинская часовня.
Часовня утрачена в советское время. Сейчас на её месте сооружен кованый крест.
8. Собор Иоанна Предтечи.
Николай Фомич относит основание монастыря к "около 1240" году. Это связано с первым письменным упоминанием под 1243 годом. В наши дни считается, что церковь построена в первой половине XII века. К тому же времени нужно относить и основание монастыря. Впрочем, последний мог быть основан и ранее.
По словам автора "Спутника" к востоку от монастыря на самом берегу находился источник чистейшей воды. "Монастырь несколько раз устраивал над ним каменную будку, но её разумеется, всякий раз немедленно разоряли, как разоряется у нас всё, предоставленное общему пользованию и не окруженное особою стражей".
9. Развалины Ильинского монастыря.
В наши дни на месте монастыря жилые дома.
10. Развалины Стефановского монастыря.
На месте монастыря построен радиозавод. Доступ к месту, где он находился затруднен.
11. Мироносицкая церковь.
12. Часовня у Мироносицкой церкви.
Посады и слободы.
Кроме перечисленного выше, в книге предлагается осмотреть еще несколько объектов, которые объединить в маршрут сложно: церковь Варвары, церковь Иоанна Богослова на Мишариной горе, церковь царя Константина, церковь Дмитрия за Петровскими воротами (Николай Фомич ошибочно пишет, что местность, где стоит церковь в XIV веке называлась "страной св.Димитрия". Так в летописи названа восточная часть Довмонтова города), церковь Алексия за Великими воротами, Никитская церковь (утрачена в советское время, следов на поверхности нет), развалины Образского монастыря, церковь Пантелеймона Дальнего (утрачена в советское время, сохраняются развалины и колокольня), церковь Николая в Любятово, церковь Успения в Бутырках, церковь Петра и Павла Сереткина монастыря, бывший Снетогорский монастырь (в наши дни монастырь снова действующий).
Посады и слободы времен Н.Ф.Окулича-Казарина в наши дни стали частью городской территории.
Таким образом, в общей сложности Николай Фомич Окулич-Казарин предлагал осмотреть около 160 достопримечательностей и достопримечательных мест.
Комментариев нет:
Отправить комментарий