ПОДЕЛИТЬСЯ!

Концы Пскова, кончанские церкви и лавицы.

В Пскове предположительно было 6 концов. В каждом из них была своя кончанская церковь. К названиям церквей в Пскове часто добавлялось название места, где они стояли. 
Из названий 6 городских концов - 4 образовано от микротопонима, а два от наименования церквей. Последние находились на Запсковье - Козьмодемьянский и Богоявленский концы свои названия получили по одноименным церквям. И если для Богоявленской церкви нет устоявшегося микротопонима, к которому бы она привязывалась, то для церкви Козьмы и Дамиана такой топоним (Примостье) существует. Тем не менее конец не называется Примостским, а называется Козьмодемьянским. Всё это может означать, что городские концы на Запсковье образованы одновременно со строительством этих церквей или даже позднее. 
Возникновение городских концов на Запсковье не может датироваться ранее постройки крепостной стены в этом районе города. Поскольку только после строительства стены Запсковье включается в состав города. И действительно: обе церкви были построены до 1457 года в дереве, а церковь Козьмы и Дамиана к тому же уже в 1462 году была построена в камне, в то время как стена Окольного города на Запсковье будет возведена только в 1465 году. 
Однако, строительство приходских церквей (особенно в камне) за пределами городских стен являлось для Пскова редкостью. А Богоявленский конец упоминается в летописях в 1458 году. Всё это служит косвенным подтверждением гипотезы о существовании более ранней стены, как продолжении стены Среднего города на Ближнем Запсковье. Её строительство от церкви Богоявления до устья Псковы можно отнести ко времени основания этих церквей. 
Церковь Богоявления с Запсковья
Церковь Богоявления. Запсковье.


Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. Запсковье.
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья. Запсковье.

4 городских конца междуречья получили свои названия по микротопонимам, что говорит о том, что они образованы до основания соответствующих кончанских церквей.
Церковь Петра и Павла упоминается как существующая (или, возможно, как строившаяся) в 1309 году. Георгиевская упоминается как существующая в 1319 году. Михайло-Архангельская возводится в 1339/40 году. Никольская строится в 1370/71 году. Из этих 4 церквей три расположены внутри стены посадника Бориса и только одна за её пределами.
Освоение городской территории в ранний период псковской истории шло не равномерно. Так для X века считается, что заселение шло двумя языками - вдоль берегов рек. Кажется, можно считать справедливой такую ситуацию и в последующее время: плотность населения по берегам рек, вероятно была выше. Поэтому логично предположить, что первые приходские церкви за пределами Довмонтова города должны были появиться именно в прибрежных районах. Для Петропавловской церкви это справедливо. Она построена раньше других. А вот позднее строительство церкви другого прибрежного конца - Никольской - да еще и за пределами стены 1309 года, представляется странным.
Возможно, что первоначально Никольская церковь находилась внутри стены 1309 года, а позднее церковь перенесли. Тем более, что именно так поступили псковичи с другой кончанской церковью. Петропавловская церковь первоначально была построена внутри стен Среднего города 1309 года, а позднее её перенесли на новое место, за пределы стены. В пользу того, что первоначально Никольская церковь могла быть основана в другом месте, говорит использование в названии церкви двух топонимов: церковь Николы с Усохи и церковь Николы в Опоке. В 1897 году при строительстве коммерческого банка на углу Великолуцкой и Плоской улиц с внутренней стороны стены были обнаружены остатки церкви, которая до сих пор историками достоверно не атрибутирована. Эта неизвестная церковь могла бы претендовать на роль первоначальной церкви Николы в Опоке и быть одним из ранних приходских храмов Пскова наравне с Петропавловской. Если данное предположение верно, то самой поздней из этих 4 церквей будет Михайло-Архангельская.
Возможно, также, что кончанские церкви - это самые первые приходские церкви Пскова за пределами Довмонтова города: исключением может быть церковь Власия. Точная дата её строительства неизвестна. К тому же, она могла быть также кончанской церковью седьмого городского конца (Торгового), если таковой существовал.
Поскольку стена 1309 года с самого начала известна как каменная, то Инга Константиновна Лабутина допускает возможность существования, на примере стены 1374/75 и стены Окольного города, предшествующей деревянной стены. Косвенно это подтверждается существованием уже в 1309 году Петропавловской церкви. Маловероятно, что она строилась за пределами городских стен.
Упоминание Петропавловской церкви под 1309 годом говорит о том, что городские концы (и городская стена на месте стены посадника Бориса) к этому времени уже существовали и их названия не были связаны с наименованием церквей: Никольская церковь в Опоке (в Вопоке) - Опоцкий (Вопоцкий) конец. Михайло-Архангелская церковь в Городце - Городецкий конец. Георгиевская церковь в Острой лавице - Остролавицкий конец. Петропавловская с Буя - Боловинский конец.
Обращает на себя внимание, что три церкви стояли в местах, которые дали названия концам и только Петропавловская церковь стоит в месте (Буй), которое не дало название концу. Название Боловинского конца происходит от названия одноименной лавицы. Вероятно, первоначальная Петропавловская церковь находилась в Боловинской лавице, так как можно предположить, что кончанские церкви построены на неких значимых местах, может быть площадях, которые могли называться лавицами. Соответственно, по аналогии первоначальная Петропавловская церковь, могла именоваться Петропавловской в Боловинской лавице.
Петропавловская с Буя церковь.
Петропавловская с Буя церковь.

церковь Михаила Архангела с Городца
На дальнем плане - церковь Михаила Архангела с Городца. На переднем плане - место, где стояла церковь Георгия в Острой лавице.

Церковь Николы с Усохи.
Церковь Николы с Усохи.

Кончанское деление летописного Пскова и лавицы
Кончанское деление летописного Пскова и лавицы. В качестве основы для данной схемы послужила карта с сайта https://www.openstreetmap.org/copyright/en
--------------------------------------

Комментариев нет: