ПОДЕЛИТЬСЯ!

Кстова.

Название реки Псковы, на берегах которой стоит одноименный город, происходит от ливского слова piiskva - смоляная вода. Один из переулков на левом берегу реки Псковы назывался Каловым. Вероятно, от финно-угорского kala - рыба. Можно предположить, что среди сохранившихся в Пскове топонимов могут быть еще названия с финно-угорскими корнями.

Названия частей левого берега реки известно по упоминавшимся в летописях церквях и монастырях. Так в Песках стояло 4 монастыря - Михайловский, Никольский, Благовещенский и Пятницкий. Последний монастырь стоял на границе Песков и Бродов. В Бродах и на Кстове находились три приходские церкви: две Богоявленских и одна Рождественская.

Обычно слово "Кстова" производят от глагола "кстить". А этот глагол, в свою очередь, от глагола "крестить". Происхождение названия связывают с обрядом крещения на реке Пскове.



Земляничный ручей - Кстова. Псков.
Из показанных на схеме церквей одна сохранилась (Богоявление с Запсковья), от еще одной сохраняются руины (Богоявление в Бродах). От двух Кстовских церквей следов на поверхности нет. (Схема создана с использованием - © OpenStreetMap contributors)

Глаголы кстить и крестить действительно означают одно и тоже. Но кстить и Кстова лишь созвучные слова и не более. "Кстили" (т.е. проводили обряд крещения) в местности под названием Броды. Броды - это мелкое место, где можно перебраться на другую сторону реки.

Границей между Кстовой и Бродами была городская стена. Кстова - это местность внутри Среднего города (стены показаны бордовым цветом), а обряд Крещения проводили за его пределами.

У Г.Я.Мокеева есть красивая теория, о том что две кстовские церкви (Богоявления и Рождества) образовывали ворота (стояли друг напротив друга). Именно, через эти "ворота" и шел, по мнению Мокеева, крестный ход от места крещения к Троицкому собору. Но нам ничего неизвесто о взаиморасположении этих церквей. Они, вероятно стояли рядом, но скорей всего (см. схему) эти церкви не образовывали ворот. Аналогичные "ворота" согласно Г.Я.Мокееву были на Великой улице. Их образовывали, по его словам, церкви Николы и Св. Духа с Усохи. "Храмы образовали как бы «пропилеи» после входа в Великие ворота." (Мокеев Г.Я. "Ворота в стольный град Псков").

Однако, если посмотреть на схему ниже (Никольская церковь сохраняется в наши дни, а Святодуховская отмечена на плане середины XVIII века), то как и на верхней, мы видим, что храмы не образовывали визуально ворот (пропилей).


Псков. Церкви на Усохе
Никольская церковь с Усохи (сохраняется) и Святодуховская церковь с Усохи (следов на поверхности нет).
 (Схема создана с использованием - © OpenStreetMap contributors)
К тому же, Святодуховская церковь, которая упомянута в летописи под 1384 годом, это церковь на Завеличье. Святодуховский монастырь будет переведен в Средний город в очень позднее время - видимо, в 70-е годы XVII века. Т.е. Святодуховская церковь с Усохи это очень поздняя церковь. И в летописное время её просто не существовало в этом месте.
Таким образом, идея увязать строительство храмов на Кстове в качестве ворот для крестного хода не очень правдоподобна.

В Нижегородской области есть районный центр Кстово. Это поселение на территории проживания мордовского народа. Мордва - один из финно-угорских народов. В переводе с мордовского кста - означает земляника. (Земляника присутствует даже в гербе города Кстово). Окончание -ва, как и в названии реки Пскова, переводится как вода. Таким образом, "Кстова" - это земляничная вода. Возможно, что во времена проживания в этой местности финно-угорских племен, здесь протекал Земляничный ручей, который являлся левым притоком Псковы.

Однако, это лишь предположение.

P.S. Богоявление со Кстовы называлось Великим, Богоявления на Запсковье - Большим, а Богоявление в Бродах - Малым.

                                                           ---
                                          Поддержать проект материально!

Комментариев нет: